Фольклорные мотивы в «Песне про купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова
«Песня про купца Калашникова» - произведение, наполненное фольклорными мотивами и элементами. Это произведение – стилизация под народную героическую песню, прославляющую подвиги народного героя, богатыря. Таким богатырем в «Песне» является купец Калашников.
Сам жанр произведения, обозначенный в названии, взят из фольклора.
Композиция «Песни» подражает народной, которую исполняли певцы под аккомпанемент инструментов, как правило, гуслей. В лермонтовской «Песне» есть «народные» зачин и концовка, а также перед каждой повествовательной частью есть своеобразная «вставка»:
Ай, ребята, пойте - только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте - дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую!
Описание героев дано в фольклорном стиле. Широко употребляется параллелизм, когда внешность героя, значимость его фигуры, а также его внутреннее состояние сравнивается с состояниями природы. Так, например, Иван Грозный описывается следующими строками:
Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Сцена боя Калашникова с Кирибеевичем предваряет довольно большое описание зари над Москвой. Оно дано по контрасту к описываемому событию и заканчивается вопросом: «Уж зачем ты, алая заря, просыпалася? На какой ты радости разыгралася?»
Описание героев строится на постоянных эпитетах в традиции народных произведений: «солнце красное», «удалой боец», «буйный молодец», «очи темные», «широка грудь», «брови черные». Используются здесь и традиционные сравнения: «Ходит плавно - будто лебедушка».
Вообще, постоянными эпитетами наполнено все произведение: «вино сладкое», «дума крепкая», «голубь сизокрылый», «сердце жаркое», «дума черная», «сырая земля», «красны девушки».
Стилизован под народную песню и язык произведения. Он такой же напевный, в нем много инверсий, обращений и восклицаний. В произведении использованы диалектные и просторечные слова или их формы: охульник, сиротинушка, старшой брат, разгоняючи, подымалася и другие.
Широко используется в «Песне» троекратное повторение. Так, например, перед боем Калашников трижды кланяется, выказывая уважение и прося благословения и поддержки.
В народных традициях дана трактовка основных характеров «Песни». Калашников – народный герой, защитник народной нравственности, чести и справедливости. Он отстаивает не только свое доброе имя, но и честь всего православного народа. Поэтому имя его останется в веках, несмотря на немилость власти.
Главный злодей, Кирибеевич, показан односторонне. Он отрицателен во всем. Это воплощение иной, захватнической веры, неуважения, всего злого и темного. В итоге он, в лучших традициях фольклора, оказывается побежденным и в конце «Песни».
Иван Грозный - неоднозначная фигура. Это также фольклорная традиция. Казалось бы, он на стороне темных сил, но обещает поддержать семью Калашникова после его смерти. Он способен оценить силу и благородство характера Калашникова.
Образ царя Ивана Грозного в "Песне про купца Калашникова" М.Ю. Лермонтова
Иоанн Васильевич, в поздней историографии Иван IV Грозный; 25 августа 1530, село Коломенское под Москвой — 18 марта 1584, Москва — великий князь Московский и всея Руси (с 1533).
Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии происходил из династии Ивана Калиты, по материнской — от Мамая, считавшегося родоначальником литовских князей Глинских.
Бабка, Софья Палеолог — из рода византийских императоров. Сам себя возводил к римскому императору Августу, бывшему якобы предком Рюрика согласно придуманной к тому времени родословной легенде.
Пришёл к власти в очень раннем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены элементы самоуправления на местном уровне (Губная, Земская и другие реформы). В 1560 г. Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось полностью самостоятельное правление царя, в результате приведшее страну к разорению и социально-политическому кризису, а также к усилению налогового бремени и образованию крепостного права.
По моему мнению, в произведении царь предстаёт обычным человеком, хоть и с завышенным самомнением и полномочиями. Например, эпизод, где опричник рассказывет царю о своей страсти к Алёне Дмитриевне, Иван Васильевич даёт ему дружеский совет и драгоценности, для того, что бы опричник выполнил своё желание. В эпизоде, где купец Калашниковубивает Кирибеевича, царь приказывает сразу "привесть его (купца) пред лицо своё".
Отношение же царя к окружающим варьируется. к Кирибеевичу он относится местами по-дружески, местами покровительственно, где-то гневается на него.
К Калашникову же отношение царя с самого начала было негативным. И это обосновано. Ведь купец убил любимого царского опричника. После царь немного успокаивается и принимает верное, на мой взгляд решение.
Казнь купца справедлива по указанной мною выше причине: убийство опричника. Ведь виновный должен ответить за нанесение вреда лицу, приближённому к царю.
Царская справедливост и, я бы даже сказал, снисходительность выражается в том, что он наказал купца за убийство опричника, но обещал поддержать его семью.
Таким в моём представлении предстаёт царь Иван Васильевич в произведении М. Ю. Леромонтова "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова."