Жизнь жанров фольклора во времени
Взаимоотношения обрядов и праздников.
Жизнь древнего жанра гимна во времени (античный гимн «Природе» и «Гимн России»): жанровое и лексическое сходство. Народная и авторская сказка.
Рассказ.Дальнейшие наблюдения за особенностями жанра рассказа:
а) событие в рассказе — яркий случай, раскрывающий характер
героя;
б) сложность характера героя и развитие его во времени;
в) драматизм рассказа (А. Чехов «Ванька», Л. Андреев «Петька
на даче», Л. Улицкая «Бумажная победа»);
г) формирование первичных представлений о художественной
правде как о правде мира чувств, которая может существовать в
контексте вымысла и воображения;
д) выразительность художественного языка.
Сказочная повесть.С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром рассказа: наличие нескольких сюжетных линий, многообразие событий, протяженность действия во времени, реальность переживаний героя.
Жанровые особенности, роднящие сказочную повесть с жанром сказки: сосуществование реального и волшебного миров, превращения, подвиги героя и выполнение им трудных заданий, волшебные числа и волшебные слова.
Герой сказочной повести: проявление характера в поступках и речи, развитие характера во времени. Перенесение победы над волшебным миром в область нравственного смысла: не знание волшебного заклинания, а преодоление собственных недостатков, воспитание в себе нравственных принципов помогают Нильсу вернуть себе человеческий облик.
Особенности поэзии.Выражение внутреннего мира автора посредством изображения окружающего мира. Разница картин мира, создаваемых поэтами. Общее представление об образе поэта через его творчество.
Формирование представления о разнообразии выразительных средств авторской поэзии: использование приемов олицетворения, сравнения, антитезы (контраста); лексического и композиционного повтора.
Общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии, знакомство с онегинской строфой).
Биография автора художественного произведения.Начальные представления о творческой биографии писателя (поэта, художника):
а) роль конкретных жизненных впечатлений и наблюдений в создании художественного произведения;
б) участие воображения и фантазии в создании произведений;
в) диалоги с современным московским детским писателем и современными художниками (авторами иллюстраций к учебнику); детские вопросы к авторам и ответы на них.
Литература в контексте художественной культуры.Связь произведений литературы с произведениями других видов искусства: с живописными и музыкальными произведениями.
Дальнейшее формирование культуры сравнительного анализа произведений, принадлежащих к разным видам искусства: произведения сравниваются не на основе их тематического сходства, а на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Библиографическая культура.Дальнейшее формирование умений ориентироваться в книге по ее элементам («Содержание» и «Оглавление» книги, титульный лист, аннотация, сведения о художниках-иллюстраторах книги). Формирование умений составлять аннотацию на отдельное произведение и сборник произведений. Представление о собрании сочинений. Использование толкового и этимологического учебных словарей для уточнения значений и происхождения слов, встречающихся на страницах литературных произведений.
Представление о библиографическом словаре (без использования термина). Использование биографических сведений об авторе для составления небольшого сообщения о творчестве писателя или поэта.
Формирование умений выбирать книги в библиотеке на основе рекомендованного списка.
Умения и навыки чтения и говорения.Совершенствование навыков выразительного и осмысленного чтения. Дальнейшее развитие навыков свободного владения устной и письменной речью.
Формирование культуры предметного общения:
а) умений целенаправленного доказательного высказывания с
привлечением текста произведения;
б) способности критично относиться к результатам собственного
творчества;
в) способности тактично оценивать результаты творчества одноклассников.
КРУГ ЧТЕНИЯ
Устное народное творчество
Мифологические сюжеты: Древней Греции, древних славян. Русские народные волшебные сказки: «Сивка-Бурка», «Крошеч-ка-Хаврошечка», «Морозко»*, «Морской царь и Василиса Премудрая», «Иван-царевич и серый волк»*, «Финист - ясный сокол»*.
Зарубежная волшебная сказка: «Алтын-сака - золотая бабка». Былины:
а) киевского цикла: «Илья Муромец и Святогор»*, «Илья Муромец и Соловей-разбойник»;
б) новгородского цикла: «Садко».
Классики русской литературы XVIII — первой половины XX в. В. Жуковский«Славянка» (отрывок), «Весеннее чувство» (отрывок);
А. Пушкин«Везувий зев открыл...», отрывки из «Евгения Онегина», «Гонимы вешними лучами...», «Сквозь волнистые туманы...»;
М. Лермонтов«Парус»; Ф. Тютчев«Как весел грохот летних бурь...»; А. Фет«Это утро, радость эта...»; И. Бунин«Нет солнца, но светлы пруды...», «Детство»; Н. Заболоцкий«Сентябрь», «Оттепель»; В. Хлебников«Кузнечик»; В. Маяковский«Хорошее отношение к лошадям»; Б. Пастернак«Опять весна»; А. Чехов«Ванька», «Мальчики»; Л. Андреев«Петька на даче»; М. Волошин«Зеленый вал отпрянул...»;
В. Набоков«Грибы», «Мой друг, я искренно жалею...», «Обида»; А. Погорельский«Черная курица, или подземные жители» (в сокращении)*.
Классики русской литературы второй половины XX в.:
А. Ахматова«Тайны ремесла», «Перед весной бывают дни...», «Памяти друга»;
С. Михалков.Государственный гимн Российской Федерации; Н. Рыленков«К Родине»; Н. Рубцов«Доволен я буквально всем»; Д. Самойлов«Красная осень»;
А. Кушнер«Сирень»; В. Соколов«О умножении листвы...», «Все чернила вышли...»; Д. Кедрин«Все мне мерещится поле с гречихою...»; К. Паустовский«Теплый хлеб»*; Ю. Коваль«Лес, лес! Возьми мою глоть!»; И. Пивоварова«Как провожают пароходы», «Мы пошли в театр»*; В. Драгунский«Красный шарик в синем небе»*; Л. Улицкая«Бумажная победа»; М. Вайсман«Шмыгимышь»;
С. Козлов«Не улетай, пой, птица!»; «Давно бы так, заяц», «Лисичка»*;
Б. Сергуненков«Конь Мотылек»; С. Маршак«Как поработала зима!..»;
А. Пантелеев«Главный инженер».
Зарубежная литература:
древнегреческий «Гимн Природе»; древнегреческое сказание «Персей»;
Плиний Младший«Письмо Тациту».
Авторские волшебные сказки:
Г. Андерсен«Стойкий оловянный солдатик»*, «Снежная королева»* (в отрывках), «Русалочка» (в сокращении); С. Лагерлёф«Путешествие Нильса с дикими гусями» (в отрывках); А. Сент-Экзюпери«Маленький принц»* (в отрывках);
Д. Даррелл«Землянично-розовый дом»* (отрывок из повести «Моя семья и другие животные»).
Содержательные линии