Урок 41. Д. Хармс. «Вы знаете?..», «Что это было?»

Цели урока: развивать творческие способности детей способом выразительного чтения по ролям; продолжать формировать навыки чтения и четкой дикции; прививать интерес к лите­ратурному творчеству, чтению детской литературы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Постановка цели урока. Актуализация знаний

- Вспомните, о творчестве какого поэта мы говорили на прошлом уроке?

- Что из биографических сведений о Данииле Хармсе вы запомнили?

- Какое стихотворение вы читали на прошлом уроке?

- О каких событиях в нем говорилось?

- Что необычного было в этом стихотворении?

- Какие чувства вызвало у вас чтение этого стихотворе­ния?

- Сегодня мы поговорим еще о двух стихотворениях этого замечательного поэта.

III. Проверка домашнего задания. Закрепление изученного
материала

1. Тренировка дикции.

- Сегодня у нас необычная скороговорка. Это стихотворение
Елены Благининой - скороговорка авторская. Она построе­
на так же, как и народная. А произношение каких звуков
мы отработаем этой скороговоркой вы определите сами:

У Вари на бульваре Варежки пропали. Воротилась Варя

Вечером с бульвара,

И нашла в кармане

Варежки Варвара.

Дети читают медленно за учителем вполголоса, затем учатся шзносить скороговорку быстро, но тихо, затем по одному гают громко и быстро несколько человек.

- Какие звуки чаще всего повторялись в этой скороговорке?
(В и Р.)

2. Подготовка к выразительному чтению по ролям.

- Какое стихотворение Даниила Хармса вы читали дома са­мостоятельно?

- Понравилось ли вам стихотворение?

- С какими трудностями столкнулись при чтении?

- Возникли ли у вас вопросы ко мне? А к автору?

- Почему мы сегодня выбрали именно стихотворение Е. Бла­гининой в качестве подготовки к чтению? (В стихотворе­нии Д. Хармса часто повторяется слово «Врешь». И если не проговаривать его четко, то получится: «решь, решь... В стихотворении очень много слов со звуком [Р], почти в каждой строчке.)

- Зачем автор использует повторы слов? Например, «Ну! Ну! Ну! Ну!»? (Чтобы показать, что не один человек от­вечает мальчику.)

- Как, с какими интонациями вы будете читать это произ­ведение?

- Попробуйте показать на примере.

3. Выборочное чтение и обсуждение манеры исполнения.

- Как, по-вашему, выглядит та ситуация, которая описана в стихотворении? (Один мальчик стоит напротив группы детей и рассказывает им небылицы, а они кричат, удив­ляются, не верят.) - .

- Давайте распределим роли и попробуем прочитать по ро­лям это стихотворение.

Как нам лучше называть главного героя - врун, фантазер, обманщик или затейник? (Дети объясняют свое понима­ние каждого слова. Приходят к выводу - фантазер.)

- Сколько раз фантазер обращается к ребятам?

- Может ли у нас быть пять фантазеров?

- Сколько должно быть недоверчивых ребят? (Минимум четыре.)

- Какие их слова можно читать хором?

- А можно ли вчетвером читать построчно ответ фантазе­ру - каждый одну строчку?

- На какие слова должно падать логическое ударение? Что нужно выделять голосом при чтении?

Дети размечают текст с помощью учителя, учитель распре­деляет роли.

4. Выразительное чтение по ролям.

5. Обсуждение удачных находок и/или ошибок чтецов.

IV. Физкультминутка

V. Изучение нового материала

- Помните ли вы, как назывался журнал для дошкольников, для которого писал стихи Д. Хармс? («Чиж».)

- Как расшифровывается это название? (Чрезвычайно ин­тересный журнал.)

- В 30-е годы в журнале «Чиж» появились истории про Карла Ивановича Шустерлинга. Вы уже знаете, что это псевдоним Д. Хармса. Так вот Карл Иванович был очень непонятливым человеком. Он все время оказывался в за­труднительных положениях и просил ребят помочь ему. От его имени читателям журнала предлагались веселые задачки на смекалку, загадки. Одна из таких загадок перед вами.

Чтение стихотворения «Что это было?» про себя.

- Как вы думаете, что это было? (Коньки и лыжи.)

- Могли бы вы догадаться, если бы не было иллюстраций?

- Что помогло бы вам? (Очень знакомое описание предмета, действия, которые производят с этим предметом.)

- Кто задает вам вопросы? (Шустерлинг - Хармс.)

VI. Итог урока

- Какое настроение создают стихи Д. Хармса?

- Хочется ли вам ознакомиться с другими его произведе­ниями?

Домашнее задание

1. Перечитать стихотворение «Вы знаете?..». • 2. Попробовать сочинить еще один отрывок в стиле Д. Харм­са («А вы знаете что... Ну! Ну!.. Врешь!.. Ну... ну, еще туда-сюда. А... Это просто ерунда!»)

Наши рекомендации