Песни на слова русских поэтов XX века
С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.
Из литературы народов России
Расул Гамзатов.Краткий рассказ о дагестанском поэте.
«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».
Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Роберт Бернс.Особенности творчества.
«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.
Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.
Японские хокку(трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.
Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).
О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.
Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».
Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.
Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности и реализуется за счёт следующих тем:
1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.
2. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Трагическое и гуманистическое начало в повести
3. Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»
4. Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»
5. В/чН.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»
6. В/ч. М.Е. Салтыков-Щедрин«Дикий помещик». Нравственные пороки общества
7. А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов.
8. В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»
9. Л.Н.Андреев. Нравственные проблемы рассказа «Кусака»
10. РР. Вечные нравственные ценности в рассказе А. Платонова
11. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы в рассказе..
12. Е.И. Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа.
13. В/ч. Взаимовыручка как мерило нравственности
14. О.Генри. Новелла «Дары волхвов»
Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся реализуется на уроках за счёт следующих тем:
«Пословицы и поговорки»; А.С.Пушкин «Станционный смотритель»; Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»; М.Горький «Детство».
В соответствии с «Программой развития школы 2016-2020» в рамках проекта «Школа экологических открытий» реализация экологического образования проходит через обращение к вопросам экологии в содержании уроков по следующим темам: «Пословицы и поговорки», «Медный всадник», И.С. Тургенев «Бирюк», «Стихи русских поэтов 19 века о родной природе», «В. Маяковский «Необычайное приключение», Л. Андреев «Кусака», Ф. Абрамов «О чем плачут лошади», «Стихи о родине и родной природе поэтов 20 века», Д. Лихачев «Земля родная», «Японские трехстишия (хокку), «Р. Бредбери «Каникулы».
1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю: 2 часа из федерального компонента, 1 час из компонента образовательной организации. Программой предусмотрены 4 сочинения (2 классных и 2 домашних).Информация о внесенных изменениях : 1 час компонента образовательной организации ( 34 часа в год) использованы на изучение следующих тем.
Содержание | Кол-во часов |
Устное народное творчество. | |
Из древнерусской литературы. | |
Из русской литературы XVIII века | |
Из русской литературы XIX века. | |
Из русской литературы XX века. | |
Зарубежная литература. | |
Внеклассное чтение | |
Резерв | |
Итого |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них
вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.