Песни на слова русских поэтов XX века

С. Есенин. «Отговорила роща золотая...»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...»; Б. Окуджава. «По смоленской дороге...». Лирические размышления о жизни, быстро текущем времени. Светлая грусть переживаний.

Из литературы народов России

Расул Гамзатов.Краткий рассказ о дагестанском поэте.

«Опять за спиною родная земля...», «Я вновь пришел сюда и сам не верю...» (из цикла «Восьмистишия»), «О моей Родине».

Возвращение к истокам, основам жизни. Осмысление зрелости собственного возраста, зрелости общества, дружеского расположения к окружающим людям разных национальностей. Особенности художественной образности дагестанского поэта.

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Роберт Бернс.Особенности творчества.

«Честная бедность». Представления народа о справедливости и честности. Народно-поэтический характер произведения.

Джордж Гордон Байрон. «Ты кончил жизни путь, герой!». Гимн герою, павшему в борьбе за свободу Родины.

Японские хокку(трехстишия). Изображение жизни природы и жизни человека в их нерасторжимом единстве на фоне круговорота времен года. Поэтическая картина, нарисованная одним-двумя штрихами.

Теория литературы. Особенности жанра хокку (хайку).

О. Генри. «Дары волхвов». Сила любви и преданности. Жертвенность во имя любви. Смешное и возвышенное в рассказе.

Рей Дуглас Брэдбери. «Каникулы».

Фантастические рассказы Рея Брэдбери как выражение стремления уберечь людей от зла и опасности на Земле. Мечта о чудесной победе добра.

Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР) в соответствии с ФГОС основного общего образования обеспечивает знание основных норм морали, культурных традиций народов России, формирование представлений об исторической роли традиционных религий и гражданского общества в становлении российской государственности и реализуется за счёт следующих тем:

1. «Повесть о Петре и Февронии Муромских». Нравственные заветы Древней Руси.

2. А.С. Пушкин. «Станционный смотритель». Трагическое и гуманистическое начало в повести

3. Проблема долга и чести в поэме М.Ю.Лермонтова «Песня про…купца Калашникова»

4. Патриотический пафос повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба»

5. В/чН.А.Некрасов. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»

6. В/ч. М.Е. Салтыков-Щедрин«Дикий помещик». Нравственные пороки общества

7. А.П.Чехов. Рассказ «Хамелеон». Живая картина нравов.

8. В.В. Маяковский. Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»

9. Л.Н.Андреев. Нравственные проблемы рассказа «Кусака»

10. РР. Вечные нравственные ценности в рассказе А. Платонова

11. «О чем плачут лошади». Эстетические и нравственные проблемы в рассказе..

12. Е.И. Носов «Кукла» Нравственные проблемы рассказа.

13. В/ч. Взаимовыручка как мерило нравственности

14. О.Генри. Новелла «Дары волхвов»

Формирование антикоррупционного мировоззрения обучающихся реализуется на уроках за счёт следующих тем:

«Пословицы и поговорки»; А.С.Пушкин «Станционный смотритель»; Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда»; М.Горький «Детство».

В соответствии с «Программой развития школы 2016-2020» в рамках проекта «Школа экологических открытий» реализация экологического образования проходит через обращение к вопросам экологии в содержании уроков по следующим темам: «Пословицы и поговорки», «Медный всадник», И.С. Тургенев «Бирюк», «Стихи русских поэтов 19 века о родной природе», «В. Маяковский «Необычайное приключение», Л. Андреев «Кусака», Ф. Абрамов «О чем плачут лошади», «Стихи о родине и родной природе поэтов 20 века», Д. Лихачев «Земля родная», «Японские трехстишия (хокку), «Р. Бредбери «Каникулы».

1.4.Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю: 2 часа из федерального компонента, 1 час из компонента образовательной организации. Программой предусмотрены 4 сочинения (2 классных и 2 домашних).Информация о внесенных изменениях : 1 час компонента образовательной организации ( 34 часа в год) использованы на изучение следующих тем.

Содержание Кол-во часов
Устное народное творчество.
Из древнерусской литературы.
Из русской литературы XVIII века
Из русской литературы XIX века.
Из русской литературы XX века.
Зарубежная литература.
Внеклассное чтение
Резерв
Итого


Планируемые результаты изучения учебного предмета

Личностными результатами являются:
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них

вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Наши рекомендации