Соотношение понятий «язык» - «речь».
Речь | Язык |
-отражает опыт индивидуума; | -фиксирует опыт коллектива; |
-материальна, воспринимается органами чувств; | -абстрактен, существует вне поля зрения, слуха |
-предполагает последовательность слов, она линейна; | -имеет уровневую организацию в иерархической системе отношений |
-стремится к слиянию слов в речевом потоке; | -язык сохраняет отдельность слов; |
-может быть истинна и ложна; конкретна и неповторима; актуальна; | -безотносителен к понятию истины; воспроизводим; потенциален; |
-допускает элементы случайности; - преднамеренна и устремлена к определенной цели; | -регулярен в отношениях между единицами; нецеленаправлен; |
-ситуативно обусловлена; | -независим от ситуации общения; |
-развертывается во времени и пространстве; | -не соотносится с конкретным временем, он статичен; |
-она динамична; подвижна; вариативна; | -стабилен; ограничен определенным набором его составляющих; |
-субъективна и произвольна, это вид творческой деятельности. | -инвариантен; объективен и обязателен. |
Функции речи не являются независимыми от функций языка, то есть самостоятельными: специфика функций языка и речи состоит в том, что язык определяется как средство, а речь – как процесс. На основании этого можно выделить следующие функции языка и речи.
Функции языка:
1.Коммуникативная.
2. Эстетичная.
3. Эмотивная.
4. Познавательная.
5. Накопление и хранение общественного опыта и знаний.
Функции речи:
1. Осуществление процесса общения.
2. Осуществление процесса создания художественных образов.
3. Осуществление процесса выражения эмоций, внутреннего состояния человека.
4. Осуществление процессов познания.
5. Осуществления процессов накопления и хранения информации.
Речь – процесс общения, язык – средство общения. Язык играет роль условных символов (знаков), принятых в данной общности людей. Речь озвучивает и оживляет языковые символы. Язык и речь являются сложными образованиями, имеют определенную структуру, которая обеспечивает их нормальное функционирование.
Совершенствуя речь, данную нам природой, мы сможем совершенствовать и свой собственный мир, а данные языка и его особенностей откроет каждому доступ к сокровищам культуры. Слова И. Северянина: «Родиться русским – слишком мало. Им надо быть, им надо стать» как раз о том, что путь каждого из нас к духовным ценностям и сокровищам своего народа лежит через овладение культурой и, в первую очередь, культурой речевой.
Выполните следующие упражнения:
Поразмышляем вместе
Упражнение 1. Определите, в каком контексте слово «немой» имеет буквальное значение, а в каком– значение «затаённый», «невысказанный», «тихий».
Давно грузинки нет; она
Гарема стражами немыми
В пучину вод опущена.
(«Бахчисарайский фонтан»)
О, кто б немых ее страданий
В сей быстрый миг не прочитал!
Кто прежней Тани, бедной Тани
Теперь в княгине б не узнал!
(«Евгений Онегин»)
И бездыханна ,и тепла
Немая ночь.
(«Евгений Онегин»)
Упражнение 2.Укажите примеры метафоры, метонимии и синекдохи в следующих отрывках. Какова их роль в художественной речи?
Справка:
Метафора– слово или выражение, употребленное в переносном значении, в основе которого лежит сравнение неназванного предмета с каким-либо другим на основании общего признака (стена дождя, море слез).
Метонимия– переименование, употребление названия одного предмета на основании внешней или внутренней связи между ними (Северная столица, съел две тарелки).
Сипендоха– состояние, соподразумевания, перенос значения, когда, называя часть, имеют в виду целое, или, называя целое, имеют ввиду часть целого («Все флаги будут в гости к нам» А.С. Пушкин. Флаги – различные символы государства)
а) Дышит ароматами, поет вся земля и все живое. Солнце растит цветы в полях; поднимаются они к небу, кланяясь солнцу; молодая зелень деревьев шепчет и колышется.
(И.С. Тургенев)
б) Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
(А.С. Пушкин)
в) 1.Швед, русский колет, рубит, режет.
(А.С .Пушкин)
2.В лес ли заглянешь –сосна да осина.
(Н.А. Некрасов)
3.Москва праздновала победу.
Упражнение 3.Объясните, чем неудачны метафоры в следующих фразах:
Пресс крепостного строя выкачивал соки из крестьян.
Глаза его горели прежней молодостью уходящей весны.
Он всех засыпал потоком слов.
Нищий шел быстро, и его лохмотья звенели.