III. Работа с текстом повести Хемингуэя «Старик и море».
1. Анализ повести после её самостоятельного прочтения.
Написанная в 1952 году повесть «Старик и море» в полной мере отражает как специфику всего творчества её автора, так и особенности критического реализма ХХ столетия.
– Кратко передайте содержание произведения. Какие страницы повести привлекли ваше особое внимание?
– Какова, по-вашему, тема произведения?
Следует подчеркнуть, что тема повести «Старик и море» – характерная для всех произведений зрелого Хемингуэя тема человеческого мужества. Мужество, огромная духовная сила – единственное достояние старого рыбака Сантьяго; у него даже глаза, «цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается».
– В чем проявилось мужество главного героя?
В тяжелом поединке с гигантской рыбой Сантьяго не теряет самообладания, спокойной воли выстоять вопреки старчески слабеющим мускулам и боли многочисленных ран. Изнемогая от непрестанного нападения акул, он говорит себе: «…человек не для того создан, чтобы терпеть поражения… Человека можно уничтожить, но его нельзя победить».
Вопрос личного мужества для Хемингуэя – важнейший вопрос всей его жизни. Только в борьбе обретает он самосознание и видит в ней единственную форму осмысленного, достойного существования: «Драться, драться, пока не умру».
– В чем проявляется глубокий психологизм повествования?
Несложный сюжет повести лишен внешней занимательности. Как обычно в произведениях этого писателя, напряженность повествования создается изображением душевного состояния человека, глубоких, интенсивных переживаний, сменяющих друг друга размышлений.
В своем одиноком плавании старик как будто с особой силой почувствовал всю богатую, многокрасочную жизнь, в чем-то щедрую, а в чем-то враждебную к нему, как и ко всем другим.
В изображении Хемингуэя самым значительным и всеобъемлющим представлено человеческое ощущение своего единства со вселенной, со всей живой и неживой природой. Единоборство с необыкновенной рыбой, которым увенчалось мастерство рыбака Сантьяго, связало его с ней как с другом, чье упорство дает ему возможность измерить собственную стойкость.
Но еще более волнует его сознание того, что оба они принадлежат к одному миру, в котором каждое явление приобретает смысл лишь через другое. Это вызывает у старика долгие раздумья о противоестественности того разрушения, которое сопутствует борьбе за существование: «Как хорошо, что нам не приходится убивать звезды!» «Я многого не понимаю, – подумал он. – Но как хорошо, что нам не приходится убивать солнце, луну и звезды. Достаточно того, что мы вымогаем пищу у моря и убиваем своих собратьев».
– Докажите, что повесть «Старик и море» проникнута гуманизмом.
Мысли простого человека, главного героя произведения, о мироздании, об устройстве бытия отражают и знание жизни, и теплое сочувствие к людям.
Показывая своего героя одиноким в его тяжелых буднях, писатель тем не менее не делает его индивидуалистом. В море Сантьяго постоянно вспоминает мальчика Манолина – своего верного и надежного помощника. Суровый закон борьбы за существование разлучает их: день за днем не приносил улова, и родители сказали мальчику, что старик теперь уже явно… «самый что ни на есть невезучий», и велели ходить в море на другой лодке, которая действительно привезла три хорошие рыбы в первую же неделю.
Но это не мешает трогательной, настоящей дружбе старика и мальчика. Да и со всеми «хорошими людьми» – тружениками рыбацкого поселка – Сантьяго связывает взаимная симпатия и чувство товарищества.
– Почему рассказ о мужественном человеке наполнен грустью?
Пройдя почти до конца свой жизненный путь, старый рыбак не видит возможности реального человеческого счастья. «Хотел бы я купить себе немножко счастья, если его где-нибудь продают… А на что его купишь? – спросил он себя. – Разве его купишь на потерянный гарпун, сломанный нож и покалеченные руки?»
Герою Хемингуэя жизнь дана как будто для того, чтобы ощутить её очарование, всю подспудную красоту мира, вызывающую в человеке мечты, которые никогда не осуществляются и с годами постепенно умирают. «Ему теперь уже больше не снились ни бури, ни женщины, ни великие события, ни огромные рыбы, ни драки, ни состязания в силе, ни жена», – говорится о Сантьяго. Отходит все, что могло бы стать действительной радостью, остаются лишь грезы, прекрасные, но пустые, далекие от реальности: «Ему снились только далекие страны и львята, выходящие на берег».
Мужество не приносит человеку удачи и счастья. Оно имеет смысл лишь как признак человеческого достоинства, само по себе, без конкретного назначения. Рыба, победа над которой сулила хороший доход, далеко не лишний для старого беспомощного рыбака, растерзана акулами. И самый подвиг Сантьяго – подвиг как самоцель – вызывает у него лишь чувство опустошенности, утомления: «Ты устал, старик… Душа у тебя устала».
По словам известного критика И. Кашкина, «гуманизм Хемингуэя – это безрадостный стоический гуманизм, гуманизм внутренней победы ценой неизменного поражения». Так решаются в данном произведении общечеловеческие проблемы: вопросы человеческого счастья, молодости и старости, отношений человека и природы.
2. Сопоставительный анализ произведений Эрнеста Хемингуэя «Старик и море» и Виктора Астафьева «Царь-рыба».
Интересно сопоставить произведения, принесшие авторам мировую признательность. Повесть Хемингуэя впервые опубликована в 1952 году в журнале «Лайф», и уже в течение 48 часов было распродано более пяти миллионов экземпляров журнала. Автору присуждена главная литературная премия США – премия Пулитцера, а в 1954 году – Нобелевская премия. Сам Хемингуэй называл повесть «лучшим из написанного за всю мою жизнь».
Повесть Астафьева «Царь-рыба» входит в одноименную книгу (1972– 1975), жанр которой автор определил как повествование в рассказах. За эту книгу писатель был награжден в 1975 году Государственной премией СССР.
– Как вы можете объяснить название повестей?
Почему не «Старик и рыба»? Можно ли считать название своеобразным символом? Почему из названия астафьевской повести исчезает человек и остается «царь-рыба»?
– В чем сходство сюжетов?
Перед читателем – единоборство «сильного» человека и гигантской рыбы (марлин и осетр тоже внешне похожи). Рыба – своеобразное воплощение природы вообще, мира в целом.
– Найдите описание рыбы в текстах.Какое чувство она вызывает у героя? У читателя? Обратите внимание, что Астафьев использует несобственно-прямую речь, поэтому описание осетра меняется в зависимости от состояния героя. Это и «доисторический ящер», чудище из учебника зоологии, «боровина», царь-рыба, оборотень, «водяная тварь», в то время как марлин остается великолепным созданием природы вплоть до самой своей смерти.
– В центре повествования – поединок. Подберите синонимы к этому слову. Какое из слов больше подходит к изображаемым ситуациям? (Единоборство, битва, сражение, дуэль, поединок, война, бой…)
Если в повести Хемингуэя перед нами дуэль или поединок (причем старик называет своего соперника другом), то в повести «Царь-рыба» – война. «Её судьба была оставаться в темной глубине океана, вдали от всяческих ловушек, приманок и людского коварства. Моя судьба была отправиться за ней в одиночку и найти её там, куда не проникал ни один человек. Теперь мы связаны друг с другом», – говорит старик.
«Так вот оно как, на войне-то…» – думает Утробин. Война на уничтожение, объявленная человеком природе. Вот здесь один из ключиков к пониманию текста Астафьева: «…зачем же перекрестились их пути? Реки царь и всей природы царь – на одной ловушке. Караулит их одна и та же мучительная смерть».
– Что узнает читатель о героях (старике и Игнатьиче), какова их предыстория? Как описывают их авторы?
«Все у него было старое, кроме глаз, а глаза были цветом похожи на море, веселые глаза человека, который не сдается», – старик. «Лицо у Игнатьича цветущее, с постоянным румянцем на круто выступающих подглазьях и чуть впалых щеках. Стрижен Игнатьич под бокс, коротко и ладно». Обратите внимание – «подглазья» есть, а глаза? И руки: у одного «на руках виднелись глубокие шрамы, прорезанные бечевой, когда он вытаскивал крупную рыбу. Однако свежих шрамов не было», у другого – «без трещин и царапин, хоть и с режущими инструментами дело имеет».
– Сравните описание лодок:«парус был весь в заплатах из мешковины и, свернутый, напоминал знамя наголову разбитого полка» – «глядь, издали несется дюралька, задрав нос, чистенькая, сверкающая голубой и белой краской, мотор не трещит, не верещит, поет свою песню довольным, звенящим голоском – флейта, сладкозвучный музыкальный инструмент».
– К какому выводу привело сопоставление?
– Как относятся герои к миру и как мир относится к ним?
Оба они привыкли везде и всюду обходиться своими силами, они «мастера» и «хозяева», знающие свое дело. Старик сам называет себя «необыкновенным». На его душе нет грехов, он наивен и по-детски доверчив. Для него мир наполнен друзьями: «Море и ветер – мои друзья», «Рыба – она тоже мне друг». На берегу его ждет и верит в него мальчик. Рыбаки на Террасе подсмеиваются над ним, грустят, глядя на него, те, кто постарше, – тревожатся о нем.
О море старик «постоянно думал как о женщине, которая дарит великие милости или отказывает в них».
Это понимание приходит в конце концов и к Утробину: «Природа, она, брат, тоже женского рода!» К Игнатьичу в поселке относятся вежливо и чуть заискивающе; он же, по словам автора, к односельчанам – с некоторой долей снисходительности и превосходства. Не любовь, а жгучая ненависть, смертельное соперничество связывают его с младшим братом – капитаном самоходки, тоже браконьером по прозвищу Командор. На его совести – «варначество», «грех», «вина» – унижение женщины, Глашки Куклиной.
– Уничтожит человек природу – погибнет сам. Что заставляет человека вступать в поединок?
Если отвечать словами авторов, то получится следующее. «Может быть, мне не нужно было становиться рыбаком, – думал он (старик). – Но ведь для этого я родился». Необходимость, судьба, работа, рыбацкая гордость… «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» – это мнение старика или позиция автора, идея его произведения? «Чалдонская настырность, самолюбство, жадность, которую он (Игнатьич) почел азартом, ломали, корежили человека, раздирали на части».
– Утробин – браконьер. Какие ассоциации вызывает фамилия? Что это за литературный прием?
– Какой герой вам нравится?
Герой повести Хемингуэя – сильный, дружелюбный, смелый, упорный человек, которого «нельзя победить». «Кто тебя победил, старик? Никто. Просто я слишком далеко ушел в море». Каким был в начале повести, таким и остался.
– Какая авторская идея заключена в этой неизменности героя?
– Игнатьич симпатии у читателя не вызывает. Но вот что интересно: старик на протяжении всей повести не меняется. А вот с Утробиным происходят значительные изменения. Существует такая фраза: «характер дан в развитии». Попытаемся проследить, как именно незаметно меняется герой.
В начале повести перед нами уверенный в себе «мастер высшей пробы», спокойно наблюдающий за гибелью «твари Божьей». Обратите внимание на его слова: «…ни Бога, ни черта не боюся, одну темну силу почитаю…»
Затем – попавший на собственный самолов растерянный, но не сдающийся рыбак, слабо, без надежды, умоляющий: «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!».
В финале астафьевской повести Утробин (автор перестает называть его по фамилии, перед нами человек, он, ловец) изорванно сипит: «Прос-сти-итееее… се-еэээ… Гла-а-а-ша-а-а, прости-и-и».
Понимание, раскаяние, принятие заслуженной кары, смерти – не это ли спасает героя? «Яростная, тяжко раненная, но не укрощенная» рыба рвет уды, освобождая человека. «Иди, рыба, иди! Поживи, сколько можешь! Я про тебя никому не скажу!» – молвил ловец, и ему сделалось легче. Телу – оттого, что рыба не тянула вниз, не висела на нем сутунком, душе – от какого-то, еще не постигнутого умом, освобождения».
Исчезает в пастях акул красавец марлин, уходит в глубины Енисея осетр, царь-рыба. А что ждет Утробина, услышавшего звук мотора? Ведь на этой лодке плывет его брат Командор, ненавидящий старшего, не переживший раскаяния, но мучимый мыслями о гибели дочери Тайки. Спасет ли он брата-соперника? Астафьев ответа не дает. Над судьбой героев размышляет читатель.
IV. Итог уроков.
– Можно ли считать текст Виктора Астафьева своеобразной репликой в диалоге, начатом Хемингуэем?
Конечно, нет. Это отдельное талантливое произведение, написанное неравнодушным человеком, которого волнует судьба природы и человечества. Но есть и диалог.
Домашнее задание.
Напишите рассуждение «Человек и природа», которое стало бы вашей репликой в диалоге, состоявшемся между Хемингуэем и Астафьевым.
Урок 103
(итоговый)
Итоговый урок учитель проводит в соответствии с уровнем подготовки выпускников, с уровнем межличностных отношений в коллективе.
Это должно быть не просто обобщение изученного, а разговор о том, что знакомство с литературой обязательно продолжится и после окончания школы. Недаром книгу называют учебником жизни. На этом уроке можно поговорить и о планах ребят на будущее. Интересным будет и диспут «Значение литературы в наше время», «Литературные герои среди нас».
Урок можно провести в форме круглого стола «Проблемы молодежи и их отражение в современной литературе».
На самом последнем уроке литературы в школе можно выпустить праздничную газету с творческими работами «писателей» и «художников» класса. А может, это будет доверительная беседа учителя с учениками с пением под гитару любимых песен.
Главное – этот урок должен запомниться.
Учитель с пожеланиями выпускникам прочитает стихотворение Э. Асадова «Учитесь»:
Учитесь мечтать, учитесь дружить,
Учитесь милых своих любить
И жить горячо и смело.
Воспитывать душу и силу чувств
Не только труднейшее из искусств,
Но сверхважнейшее дело!
– Позвольте, – воскликнет иной простак, –
Воспитывать чувства? Но как же так?
Ведь в столбик они не множатся!
Главное в жизни без лишних слов –
Это найти и добыть любовь,
А счастье само приложится!
Спорщики, спорщики! Что гадать?
Реку времен не вернете вспять,
Чтоб заново жить бесконечно.
Так для чего ж повторять другим
Всех наших горьких ошибок дым,
Жизнь-то ведь быстротечна?!
Нельзя не учась водить самолет.
Но разве же проще любви полет,
Где можно стократ разбиться?
Веру, тепло и сердечность встреч
Разве легко на земле сберечь?
Как же тут не учиться?!
Учитесь, товарищи, уступать,
Учитесь по совести поступать
И даже в пиру – не упиться.
Не просто быть честным всегда и везде,
И чтобы быть верным в любой беде,
Трижды не грех учиться!
С готовой, красивой душой навек
Отнюдь не рождается человек,
Ничто ведь само не строится.
Уверен, что скромником и бойцом,
Отзывчивым, умницей, храбрецом –
Учатся и становятся!
Но как это сделать? Легко сказать!
Как сделать? А душу тренировать
На искренность, на заботы.
Как в спорте, как в музыке, как в труде,
Тренаж нужен людям везде-везде,
Вот так и берут высоты.
Высоты всяческой красоты,
Любви и действительной доброты.
И нечего тут стыдиться!
Ведь ради того, чтоб не зря весь век
Носили мы звание – Человек,
Стоит, друзья, учиться!