III. Итог. Творческая работа.
Каковы ваши впечатления от картин «чудовищной нелепицы войны»?
Напишите свои рассуждения, взяв эпиграфом слова
В годину смуты и разврата
Не осудите, братья, брата.
Домашнее задание.
Подготовиться (в группах) к семинару по образу Григория Мелехова, главного героя романа Шолохова «Тихий Дон».
Урок-семинар 69
Судьба Григория Мелехова
Цели:синтезировать знания учащихся о романе Шолохова «Тихий Дон»; определить связь судьбы главного героя с судьбой России; развивать навыки составления характеристики литературного героя.
Ход урока
Я хотел рассказать об обаянии человека в Григории Мелехове.
М. А. Шолохов
I. Вступительное слово.
Своего главного героя Шолохов нашел в казачьем хуторе – это само по себе примечательное литературное явление. Как личность, Григорий многое взял из историко-социального и нравственного опыта казаков.
Хотя автор и утверждал: «У Мелехова очень индивидуальная судьба, в нем я никак не пытаюсь олицетворить среднее казачество». О судьбе этого героя и поговорим сегодня на уроке.
«Герой и время», «герой и обстоятельства», поиск себя как личности – вечная тема искусства стала главной в «Тихом Доне». В этом поиске – смысл существования Григория Мелехова в романе. «Сам ищу выход», – говорит он о себе. При этом он все время стоит перед необходимостью выбора, который не был легким и простым. Сами ситуации, в которых оказывался герой, побуждали его к действию. В этих ситуациях и раскрывается судьба героя.
II. Сквозные линии романа, рассказывающие о судьбе и раскрывающие характер героя.
1. Обсуждение вопросов, предложенных заранее для домашней подготовки:
– «Добрый казак». Какой смысл вкладывает Шолохов в эти слова, говоря так о Григории Мелехове?
– В каких эпизодах полнее всего раскрывается яркая, незаурядная личность главного героя? Какую роль в его характеристике играют внутренние монологи?
– Сложные перипетии судьбы героя – от обстоятельств. Сопоставьте ситуации «Григорий дома», «Григорий на войне». Что дает сцепление этих эпизодов для понимания судьбы героя?
– Какой выбор делает герой?
2. Блицтурнир.
Класс делится на команды. Разыгрываются карточки с вопросами.
Задание 1.
«Характер Григория находится в непрерывном движении, в трудных поисках нравственной и исторической правды. В поисках своего пути среди «хода истории».
Н. И. Великая. «Тихий Дон» М. Шолохова как жанровый и стилевой синтез. 1983.
Почему Григория можно назвать «правдоискателем»? Какими нравственно-гуманистическими идеалами, выработанными веками народной истории, руководствуется он в оценке происходящего вокруг него?
Задание 2.
«Трагедия Григория – это трагедия человека, который не может в данных исторических обстоятельствах реализовать все богатство своей человеческой личности, он «не совпадает» со временем.
Это тем трагичнее, что мы видим, как подлинно прекрасен этот человеческий субъект, какие превосходные душевные качества ему присущи…»
Е. А. Костин. Художественный мир писателя как объект эстетики.
Очерк эстетики М. А. Шолохова. 1990.
– Что значит «не совпадает со временем»? Почему так потрясает финал романа «Тихий Дон»?
Задание 3.
«Исследователи считают, что за все тяжкие преступления, которые совершил Григорий Мелехов, он должен понести справедливое возмездие. И, дескать, Шолохов своей рукой карает, казнит, осуждает его, тем самым выполняя приговор всего народа. Действительно ли Шолохов беспощадно карает своего героя, отнимает у него личное счастье, ум, совесть, мужество, благородство и т. д.? Как относится создатель к своему детищу, какие чувства возбуждает он у читателя к своему герою? Казнит, карает или сочувствует, переживает, страдает вместе со своим героем?»
В. В. Петелин. «Тихий Дон» – бессмертен. 1995.
– Как ответили бы вы на эти вопросы?
III. Итог урока.
Подвести итоги блицтурнира.
– Закрыты последние страницы романа Шолохова. Каковы ваши впечатления от книги? Над какими вопросами заставил задуматься автор? Можно ли назвать Мелехова героем своего времени? (На последний вопрос можно предложить учащимся ответить письменно.)
Уроки контроля 70–71
Изложение с элементами сочинения по роману
М. Шолохова «Тихий Дон»
Цели:проверить знание текста романа Шолохова, развивать умение излагать текст и составлять аргументированный ответ на вопрос по идейному содержанию произведения.
Ход уроков
I. Организация класса.