III. Тема Родины в творчестве Цветаевой.
Учитель.Испытавшая страдания и потери в России, отторгнутая от родины, Цветаева всегда оставалась русским поэтом. Поэтому тема Родины – центральная в её творчестве.
Работа с учебником (в группах): с. 77–79, 84–85. Составить план ответа по теме «Родина в творчестве Марины Ивановны Цветаевой». Подобрать стихи к тезисам, записанным в тетради.
В конце урока обсуждаются выполненные работы.
Домашнее задание.
Подготовиться к контрольной работе по творчеству А. Ахматовой и М. Цветаевой.
Уроки 63–64
Контрольная работа по творчеству
А. Ахматовой и М. Цветаевой
Цели:проверить знания по творчеству Цветаевой и Ахматовой, умения давать развернутый ответ с опорой на анализ поэтического текста.
Ход уроков
Для работы даны вопросы по творчеству М. Цветаевой и А. Ахматовой.
Учащимся предлагается выбрать по одному вопросу о поэзии авторов (или работу можно провести по вариантам).
I вариант.
1. С помощью каких поэтических средств воссоздается внутренний мир героини стихов Ахматовой?
2. «Реквием» – поэма или цикл стихотворений? Каковы особенности композиции произведения?
3. Каковы особенности образной системы в лирике Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений)?
II вариант.
1. Дайте характеристику образа лирического героя в стихотворениях М. Цветаевой.
2. Охарактеризуйте стих М. Цветаевой, имея в виду роль интонации и особый синтаксис.
3. Если вы любите М. Цветаеву, то, прежде всего, – за что?
(Вопросы для контрольной работы взяты из учебника под редакцией В. П. Журавлева.)
Уроки 65–66
Жизнь и творчество Михаила Александровича
Шолохова. «ДОнские рассказы» и «Лазоревая степь»
как новеллистическая предыстория
эпопеи «Тихий Дон»
Цели:познакомить с основными этапами жизни и творчества Шолохова; определить место «Донских рассказов» и «Лазоревой степи» в творчестве писателя; развить представление о традициях и новаторстве в художественном творчестве.
Ход уроков
I. Лекция учителя.
Краткая летопись жизни и творчества М. А. Шолохова.
24 мая 1905 года в хуторе Кружилине станицы Вешенской, Донецкого округа родился М. А. Шолохов. Мать – Анастасия Даниловна – состояла в это время в браке с Кузнецовым, уже пожилым казаком, но жила в доме Шолохова Александра Михайловича, с которым обвенчалась после смерти мужа в 1912 году. Тогда же Михаил был усыновлен своим отцом и получил фамилию Шолохов.
По другой версии, М. А. Шолохов родился в 1903 году, но в период работы в продотряде, попав под суд «за превышение власти», уменьшил свой возраст на два года, и мать его выхлопотала у священника новую справку о рождении. Это давало ему возможность избежать чересчур строгого наказания как несовершеннолетнему.
В 1910 году семья переезжает на хутор Каргинский, где Михаил в 1911 году начинает брать уроки у местного учителя.
В 1912 году поступает во второй класс начальной школы.
1914–1918 годы учится в гимназиях Москвы, Богучара и Вешенской. Окончил 4 класса гимназии. Вернулся к отцу на хутор.
1920–1921 годы Михаил участвует в переписи населения, работает учителем по ликвидации неграмотности среди взрослых. В автобиографии Шолохова можно прочитать: «С 1920 года служил и мыкался по Донской земле. Долго был продработником. Гонялся за бандами… Приходилось бывать в разных переплетах, но за нынешними днями все это забывается».
К. Потапов вспоминал: «Во время боя под хутором Коньковом подросток Шолохов был схвачен махновцами, допрошен самим Махно и не был расстрелян только по малости лет. Махно посулил ему в случае повторной встречи виселицу». Возможно, в это время и был изменен возраст Шолохова.
Октябрь 1922 года приезжает в Москву, чтобы поступить на рабфак. Не удается. Работает грузчиком, каменщиком, счетоводом.
1923 год. В комсомольской газете «Юношеская правда» публикует первый фельетон «Испытание» за подписью «М. Шолох». Работает над «Донскими рассказами».
1924 год. Женится на Марии Петровне Громославской, 25-летней казачке (ее отец принимал участие в белоказачьем движении).
Переезжает с женой в Москву. Продолжает сотрудничать с газетой «Юношеская правда» (позже «Молодой ленинец»). Здесь публикует и первое художественное произведение, рассказ «Родинка».
1925 год. В Государственном издательстве массовыми тиражами выходят первые книжки Шолохова: «Алешкино сердце», «Нахаленок» и другие.
1926 год. Выходит первый сборник М. Шолохова «Донские рассказы» с предисловием Серафимовича.
џ Сообщение учащегося о тематике и проблематике сборника «Донские рассказы».
џ Просмотр эпизодов из кинофильма «Донская повесть» (по рассказам Шолохова).
Учитель. В этом же году (1926) выходит сборник рассказов «Лазоревая степь». Писатель начинает работу над проектом «Тихого Дона».
1928 год. В журнале «Октябрь» публикуется первая книга романа «Тихий Дон». В печати появились восторженные отзывы о романе.
1929 год. Продолжает работу над романом «Тихий Дон». Печатаются 2 и 3-я книги. В Берлине роман издается на немецком языке.
С этого времени распространяется клевета о плагиате Шолохова (вопрос об авторстве романа «Тихий Дон» был закрыт только к 100-летию писателя).
1930 год. Работает над романом «Поднятая целина».
1931–1933 годы. Пишет очерки о жизни в деревне.
1935 год. В «Известиях» печатается первая глава из 4-й книги «Тихого Дона».
В этом же году на Международном конгрессе писателей в защиту культуры в Париже избирается в Постоянное бюро Международной ассоциации писателей.
Шолохов всегда всей душой переживал за судьбу деревни. В 1937 году выступает на партийном собрании с речью о хлебных затруднениях в 1932–1933 годах.
Ученик. Из письма Шолохова от 30 апреля 1933 года: «…Я бы хотел видеть такого человека, который сохранил бы оптимизм и внимательность к себе и близким при условии, когда вокруг него сотнями мрут от голода люди, а тысячи и десятки тысяч ползают опухшие и потерявшие облик человеческий…
А вокруг творится страшное: на завтрашний день по всем северным районам план сева 30 % с немножким. (Должно бы кончить!) И 60–70 % тягла, которое лежит в борозде. Хуже этого ведь придумать нельзя. Край проваливается с громом и треском.
Я мотаюсь и гляжу с превеликой жадностью. А поглядеть есть на что. Хорошее: опухший колхозник, получающий 400 граммов хлеба пополам с мякиной, выполняет дневную норму. Плохое: один из хуторов, в нем 65 хозяйств. С 1-го февраля умерло около 150 человек. По сути – хутор вымер. Мертвых не заховают, а сваливают в погреба. Это в районе, который дал стране 2 300 000 пудов хлеба. В интересное время живем! До чего богатейшая эпоха!»
1939 год. Шолохов избирается действительным членом Академии наук СССР. Награждается орденом Ленина.
1940 год. Присуждена Государственная премия первой степени за роман «Тихий Дон».
1941–1945 годы. Служит в армии в качестве военного корреспондента. При бомбежке Вешенской погибла мать, сожжены дом и библиотека.
После войны продолжает литературную и общественную деятельность. Пишет рассказ «Судьба человека» (1957 год), заканчивает работу над романом «Поднятая целина».
1960 год. Шолохову присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина». Завершается издание собрания сочинений.
1965 год. Стал лауреатом Нобелевской премии в области литературы. Из речи М. Шолохова: «На мой взгляд, авангардом являются те художники, которые в своих произведениях раскрывают новое содержание, определяющее черты жизни нашего века… Я принадлежу к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером трудовому народу».
1965–1969 годы. Издается собрание сочинений в 9 томах. Появляется новая редакция незаконченного романа «Они сражались за Родину», работу над которым автор начал еще в 1944 году.
21 февраля 1984 года Шолохов умер.
В. Распутин писал в своем некрологе: «Высмотрев в своем народе, Россия не случайно подняла Шолохова до первого голоса, способного талантливо и доступно передать суровую правду о ее нелегкой судьбе – он был плоть от плоти России и мысль от мысли ее».
II. Итог уроков.
– Какие впечатления у вас остались после знакомства с личностью М. А. Шолохова?
Домашнее задание.
Прочитав рассказ Шолохова из сборника «Донские рассказы», выразите свое отношение к утверждению В. Распутина (записать в тетради): «Шолохову удалось «талантливо и доступно передать суровую правду о ее (России) нелегкой судьбе».
Урок 67
«Мысль семейная» в романе Шолохова
«Тихий Дон». Женщина как хранительница
семейного тепла
Цели:провести работу над отдельными эпизодами первой части романа Шолохова, раскрывающими тему семьи; выявить значение женских образов в раскрытии данной темы.
Ход урока
…в этом мире – история донских казаков, русского крестьянства… вековые традиции нравственных принципов и трудовых навыков, которые сформировали национальный характер, особенности целой страны.
Е. А. Костин
Семья у Шолохова – изобразительный центр, сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры.
И. И. Цыпенко
I. Вступительная беседа.
М. А. Шолохова можно назвать певцом тихого Дона. Художник, чаще суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и патетичным.
Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм, всегда струящийся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу… Этими чувствами наполнен и роман «Тихий Дон».
Герои, живущие на страницах романа, – донские казаки.
– Что вы знаете об этом сословии?
Казачество – сословие на Руси особенное, но есть в жизни любого народа незыблемые ценности, во многом схожие: семья, земля, нравственность. Предлагаю затронуть именно эту грань романа Шолохова.
Традиции. Истоки. Быт. Семья. Национальный дух. Обращение к этим понятиям всегда необходимо. Ведь по жизни семьи, по крепости семейных уз можно судить о жизнеспособности народа.
– Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства?
– «Крыша дома твоего» – что для каждого из вас значат эти слова?
– Каково значение женщины как хранительницы тепла семейного очага?
Вопросы записаны на доске.
Пусть же «Тихий Дон» и его автор помогут нам разобраться в этих вопросах, и в конце урока мы послушаем ваши ответы на них.
В центре шолоховского повествования находится несколько семей: Мелеховых, Коршуновых, Моховых, Кошевых, Листницких. Это не случайно: закономерности эпохи раскрываются не только в исторических событиях, но и в фактах частной жизни, семейных отношениях, где власть традиций особенно сильна и всякая их ломка рождает острые, драматические конфликты.
Доска оформлена как казачий курень. Звучит лирическая, напевная казачья песня.
Вместе с автором мы попадаем в семью Мелеховых. Посидим вместе с хозяевами за столом, выйдем в поле «сены ставить», на рыбалку, на ток. Посмотрим, как жила русская казачья семья.