Тема родины в творчестве С. Есенина

«Творчество Сергея Есенина – это песня о Родине».⁴ Сам поэт говорил, что «нет поэта без родины». Именно для неё он берёт свои заветные слова.

Верный патриот России, С. Есенин был поэтом, кровно связанным с родной землей, с народом, с его поэтическим творчеством, что и определило весь характер поэзии Есенина. Он был «сыном своей земли» — России. Творчество Есенина отражало существенные стороны русской жизни и национального духа и поэтому обрело художественную неповторимость и своеобразие.

Родившийся в Рязани он впервые увидел «костёр зари», «шелест тростника», «серебристую луну», «необыкновенную небесную синь» и «голубую гладь озёр». Природа русской земли – это всеобъемлющая и главная «стихия» творчества поэта. С ней поэт связан с рождения и навсегда:

Родился я с песнями в травном одеяле.

⁴ - Юдкевич Л.Г. Певец и гражданин. Изд-во Казанского ун-та, 1976 г., с. 11.

Зори меня вешние в радугу свивали

(«Матушка в купальницу по лесу ходила...», 1912 г.);

Будь же ты вовек благословенно,

что пришло процвесть и умереть

(«Не жалею, не зову, не плачу...», 1921 г.)

Поэзия С. Есенина, после Н.Некрасова и А.Блока, внесла значительный вклад в формировании национального пейзажа, который наряду с традиционными мотивами грусти и нищеты включает в себя особую яркость и контраст:

Синее небо, цветная дуга,<...>

Край мой! Любимая Русь и Мордва!

(«Синее небо, цветная дуга...», 1916 г.)

Топи да болота,

Синий плат небес.

Хвойной позолотой

Взвенивает лес.

(«Топи да болота», 1914 г.)

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку...

(«О Русь – малиновое поле», 1916 г.)

«Синь сосет глаза», «пахнет яблоком и мёдом», «Звени, звени златая Русь...», «Ой ты, Русь моя, милая родина, Сладкий отдых в шелку купырей».

Именно С. Есениным был внесён в сознание русского народа образ яркой и звонкой России, со сладкими запахами, голубой прохладой и шелковистыми травами.

Довольно-таки часто в своих стихотворениях С. Есенин использует понятия «край», «родина», «Русь» (примеры: «Гой ты, Русь, моя родная...», 1914 г.; «Русь», 1914 г.; «Край любимый! Сердцу снятся...», 1914 г.; «О край дождей и непогоды...», 1917 г. .; «Запели тесаные дроги...», 1916 г.; «О верю, верю, счастье есть...», 1917 г.;).

Первый сборник С. Есенина «Радуница» включает в себя стихотворения о крестьянской русской жизни, о русской природе, отображает любовь поэта к своей Родине.

«Радуница» вышла в ноябре 1915 года (дата на обложке – 1916 г.). Большая часть сборника – это стихи, которые исходят из знания жизни поэтом, крестьянского быта. Главное место в них – реалистическое изображение деревенской жизни.

Из первой части сборника можно выделить следующие стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная…», «Черная, потом пропахшая выть!..» и «В хате». Центральная тема – тема родины. Именно ей автор признается в своём чувстве.

В стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная…» внимание автора сосредоточено на «избяной России», которую он метафорично изображает: «хаты – в ризах образа…». Благодаря сильной эмоциональной составляющей, заложенной основе стихотворения, поэту удаётся создать необыкновенно красивую картину:

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

(«Гой ты, Русь, моя родная», 1914 г.)

С детства С. Есенин был знаком с пейзажами родной природы, среди которых провёл юные годы, вдохновляясь красотой:

Край любимый! Сердцу снятся.

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

(«Край любимый! Сердцу снятся», 1914 г.)

Сильная и заметная сторона сборника «Радуница» заключается в лирическом изображении русской природы, которую так глубоко чувствовал поэт. Сила есенинской лирики выражается в том, что любовь поэта к родине не отвлеченная и риторичная, а конкретная, весьма определённая; отражается в зримых образах родной природы.

Иногда пейзаж не вдохновляет поэта, и он с болью восклицает:

Край ты мой заброшенный,

Край ты мой, пустырь.

Сенокос нескошенный,

Лес да монастырь.

(«Край ты мой заброшенный», 1914 г.)

Немало печальных и нерадостных картин в стихотворениях поэта. Они правдиво отражали состояние деревни в ту пору и этим вызывало у Есенина сильное чувство любви к бедному краю:

Черная, потом пропахшая выть,

Как мне тебя не ласкать, не любить?

Или:

Оловом светится лужная голь...

Грустная песня, ты - русская боль.

(«Черная, потом пропахшая выть!..», 1914 г.)

Но любовь Есенина к родине порождалась не только грустными картинами нищей крестьянской России. Он видел её и другой: в радостном весеннем убранстве, с пахучими летними цветами и травами, с бездонной синевой небес, с веселыми рощами, малиновыми закатами и звездными ночами. С. Есенин ярко, красочно передал богатство и красоту русской природы:

Опять раскинулся узорно

Над белый полем багрянец...

(«Опять раскинулся узорно», 1916 г.)

Пейзаж Есенина – это ожившие, живущие и одушевлённые образы природы. Пользуясь словами Горького, можно сказать, что в них всегда «вкраплён человек». И этот человек – поэт, влюбленный в родной край. В своей поэзии Есенин приближает природу к человеку, олицетворяя её: «Черемуха машет рукавом», а в зимнюю стужу «словно белой косынкой подвязалась сосна». Поэт также пишет:

Я навек за туманы и росы

Полюбил у березки стан,

И ее золотистые косы,

И холщевый ее сарафан.

(«Сестре Шуре», 1925 г.)

В то же время, С. Есенин использует явления природы для описания образа человека и создания его характеристики:

С алым соком ягоды на коже,

Нежная, красивая, была

На закат ты розовый похожа

И, как снег, лучиста и светла.

(«Не бродить, не мять в кустах багряных», 1915–1916 гг.)

Природа в стихах Есенина изображена многокрасочнее и живее, чем настоящая. Поэт не живописует природу, глядя на неё со стороны, на расстоянии, а «растворяется» в её красках и звуках: «Несказанное, синее, нежное», «Сад полышет, как пенный пожар», «Отговорила роща золотая», «Рыдалистая дрожь неотлетевших журавлей» и т.д. С. Есенин любит не статичные образы, а живую природную динамику, выражая через неё этапы человеческой жизни.

Стоит заметить, что С. Есенин считал своим поэтическим долгом разбудить в соотечественниках «чувство родины во всём широком смысле этого слова», убедив их, что нищую, серую, убогую Россию можно любить не только лермонтовской «странною любовью» и для этого надо «возвращать в общество того, что есть истинно прекрасного и что изгнано из него нынешней бессмысленной жизнью».⁵

«Никакая родина другая не вольет мне в грудь мою теплынь»⁶, – говорил поэт. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины — основное в моем творчестве».

Наши рекомендации