V. Анализ 2-й картины I действия. Эпизод «Королевский урок».
Запись на доске: взбалмошная, глупая, эгоистичная, злая, добрая, угодливая, ласковая, дерзкая, своенравная, жадная, послушная, грубая, капризная, решительная, трудолюбивая, приветливая, завистливая, сварливая, сердечная, скромная, ласковая, избалованная, льстивая, ленивая, лукаваяи т. д.
Вопросы и задания:
— Подберите определения, характеризующие королеву (падчерицу, мачеху, дочку).
— Какие поступки королевы дали возможность сделать вывод, что она капризная и своенравная?
— Сравните урок королевы и обычный школьный урок: отметьте сходство и различия.
— Что можно сказать о знаниях королевы?
Анализ 3-й картины.
Вопросы:
— Можно ли судить по первым строчкам диалога, как относятся друг к другу старуха-мать и дочь?
— Объясните значение слова «мачеха».
— Как дочь и мать относятся к падчерице? Из каких слов сказки это видно?
Попробуем сопоставить один и тот же эпизод в прозаическом и драматическом вариантах сказки.
В прозаическом варианте, когда мачеха посылает падчерицу в лес за подснежниками, девочка думает: «Страшно теперь в лесу! Да и какие среди зимы подснежники. Только пропадешь, увязнешь в сугробах». Но она не осмеливается перечить мачехе — плачет, кутается в рваный платок и идет.
А вот этот же эпизод в пьесе:
Падчерица. Да какие же теперь подснежники — ведь зима!
Мачеха. Весною-то за подснежниками не золотом платят, а медью!
Падчерица. Не пойду!
Дочка. А что же — мне вместо тебя в лес идти?
Падчерица. Да ведь не мне золото нужно!
Вопросы:
— В чем разница данных вариантов? (В пьесе героини появилась внутренняя твердость, чувство собственного достоинства, проявились определенные черты характера.)
Обобщая проделанную работу по анализу картин-эпизодов сказки, учитель задает вопросы:
— Кто из героев первого действия воплощает в себе традиционно-сказочную идею зла?(Королева, дочка, мачеха.)
— Охарактеризуйте, в чем сходны, в чем различны героини?
Домашнее задание: прочитать оставшиеся действия сказки.
Урок 52. С. Я. МАРШАК. «ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ».
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ГЕРОИ.
ТРАДИЦИИ НАРОДНЫХ СКАЗОК В ПЬЕСЕ-СКАЗКЕ
Цели деятельности учителя: дать учащимся возможность доказать правильность своих суждений при раскрытии качеств характеров героев пьесы; помочь осмыслить сказку как художественное произведение; разобраться, почему нравится сказка, что отличает ее от сказок, изученных ранее, что сближает с ними.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать содержание прочитанного произведения; уметь воспринимать и анализировать текст, определять жанр литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения, давать характеристику герою, аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: положительно относится к учению, познавательной деятельности, приобретает новые знания, умения, совершенствует имеющиеся.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
Учащиеся должны кратко передать содержание оставшихся действий сказки.
II. Беседа по вопросам.
1. Образ королевы.
— Как меняются поведение и речь королевы в зимнем лесу? Чем вызваны такие изменения?(В начале сцены королева приказывает, а в конце просит о помощи.)
— Чем отличаются между собой слова: «приказывать», «просить», «требовать», «повелевать»? (Оттенком лексического значения.) Как называются эти слова? (Синонимы.)
— Можно ли сказать, что королева научилась многому хорошему за один день в зимнем лесу?
— Расскажите, как относятся к королеве и падчерице канцлер, профессор, солдат.
— Кто из названных героев очень боится правительницы, а кто побаивается? Почему?
— Кто, правильно оценивая обстановку, сочувствует падчерице? Почему? (Солдат. Солдат и профессор держатся более независимо. Солдат и падчерица оба из народа. Это позволяет солдату проявить большее сочувствие.)
— Что можно сказать о профессоре? (Добрый человек, стремится научить королеву доброте, но вынужден подчиняться ее безумным капризам.)
Образ Падчерицы.
— Королева называет падчерицу упрямой. Так ли это? (Она не упряма, она верна данному слову: не выдать братьев-месяцев.)
— Вспомните, как братья-месяцы относятся к героине?
— В каких еще сказках вы встречались с падчерицами? (А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».)
— Какие качества становятся основными в характере героини? (Доброта, приветливость, решительность, умение противостоять злу.)
Обобщение
1. Подумайте, можно ли обозначить отношение автора к героям сказки?
2. Для чего нужна в пьесе 1-я картина I действия?