III. Чтение сказки учителем.
IV. «Attalea princeps»: героическое и обыденное в сказке. Антитеза как основной художественный прием. Пафос произведения1.
1. Беседа по вопросам:
— О чем эта сказка?
— Есть ли что-то общее между этим произведением и сказкой А. Погорельского «Черная курица»?
— Какими вы представляете себе характеры персонажей?
2. Словарная работа.
— Найдите в толковом словаре объяснения слов «гордость» и «гордыня». Выпишите их в тетрадь. О ком из героев прочитанных вами русских сказок («Волшебное кольцо», «Аленький цветочек», «Финист — Ясный Сокол») можно сказать: «это гордый человек», «этого человека гордыня заела».
— Составьте письменно по одному описанию — гордого и горделивого, заносчивого человека — по следующему плану:
• рост;
• положение головы (голова поднята, плечи распрямлены; голова задрана);
• выражение лица (нос, губы, глаза);
• прическа;
• походка;
• одежда.
— Разыграйте дома перед родителями роль гордого и горделивого человека: как он говорит, как ходит. Потом кто-то из вас должен будет разыграть эти роли в классе.
3. Анализ сказки по эпизодам.
1) Анализ 1-го фрагмента сказки от слов: «В одном большом городе...» — до слов: «там листья бледнели, съеживались и увядали».
Важные положения на которых стоит заострить внимание:
• Интонации в начале сказки спокойные, повествовательные.
• Первый абзац — любование оранжереей как чудесным произведением искусства, созданием человеческих рук.
• Во втором абзаце вместе со словами «заключенные растения» появляется тревога, интонации становятся напряженными.
— С каких сторон показывает нам писатель оранжерею? В чем ее двойственность? (С одной стороны, это прекрасный драгоценный камень с другой — для растений это тюрьма.)
— Как чувствовали себя в оранжерее растения? Как вы понимаете фразу: «Как ни прозрачна стеклянная крыша, но она не ясное небо»?
— Каким был воздух в оранжерее? О каком ветре мечтали растения?
— Какие чувства и эмоции проявляли растения в момент борьбы за влагу и пищу?
— Какое отношение к оранжерее создается у читателя после первой страницы сказки?
2) Анализ 2-го фрагмента сказки от слов: «Но стекла вставляли очень скоро» — до слов: «…а на другой день он уже ехал на пароходе домой». (При описании директора, при чтении его реплик звучит сухой, педантичный тон, несколько ворчливый в неприязненный. При чтении реплик бразильянца и абзаца, посвященного его воспоминаниям о родине, тон становится лиричным, мечтательным, задумчивым.)
— Как вы думаете, похожи ли друг на друга директор оранжереи и путешественник из Бразилии? Чем они не похожи?
— Каково основное занятие директора? Чем занимался последние годы бразильянец?(Директор в бразильянец противопоставлены друг другу: первый сидит в стеклянной будочке и рассматривает препараты, второй ездит по свету и видит весь мир. Первый видит и слышит лишь то, что хочет видеть в слышать (Отказывается узнать родное имя пальмы): глаза второго открыты миру, он воспринимает явления во всей их полноте, не отвергая мнений других людей («...я вполне верю вам, что ботаники называют ее Attalea, но у нее есть в родное, настоящее имя».)
— Почему бразильянец принял решение уехать на родину?
— Кто из людей — директор или путешественник — ближе по духу пальме?
3) Анализ 3-го фрагмента сказки от слов: «А пальма осталась» — до слов: «Остальные хоть и молчали, но все-таки сердились на Attalea за ее слова».
(Первый абзац этого отрывка показывает нам прекрасную душу пальмы, ее переживания и тоску. Ей противопоставлены болтающие между собой растения: капризная саговая пальма, самодовольный кактус, по-обывательски удовлетворенная жизнью корица, язвительный папоротник. Спор растений прерывает гордая пальма, призывающая их вместе вырваться на свободу.)
— На что похоже поведение растений в оранжерее? Что их заботило? Чем они гордились?
— Почему растения стали доказывать пальме, что она предлагает им «ужасный вздор»? Что является причиной их возмущения? (Страх за свою жизнь, боязнь изменений.)
— Почему растения не поддержали пальму в ее стремлении к свободе? Почему они были настроены к пальме враждебно, желали ей зла, как саговая пальма, и сердились на нее?
4) анализ 4-го фрагмента сказки от слов: «Только одна маленькая травка...» — до слов: «...вспоминайте иногда своего маленького друга!» (с. 157—159).
(С помощью изменения интонаций в громкости голоса при чтении сказки надо постараться передать контраст между пальмой в маленькой травкой и в то же время ту любовь и уважение, которые испытывала травка к пальме.)
— Почему травка, в отличие от других растений, понимала пальму? («Она не знала южной природы, но тоже любила воздух и свободу. Оранжерея в для нее была тюрьмой».)
— Почему травка желала пальме выйти на Божий свет? Почему считала, что сама никогда не доберется до свободы?
— Какое чувство вызывает у нас травка? (Мы жалеем ее в восхищаемся ее способностью сострадать, понимать чувства пальмы.)
5) Анализ 5-го фрагмента сказки от слов: «Тогда пальма принялась расти» — до слов: «Над стеклянным сводом гордо высилась выпрямившаяся зеленая крона пальмы». (Это самый динамичный отрывок. Интонации во время чтения становятся все напряженнее, ожидание развязки вызывает волнение. Растения удивляются, но все равно пытаются злорадствовать. Травка сочувствует и жалеет пальму. Перед нами кульминация сказки. Напряжение борьбы сменяется гордыми интонациями победы.)
— Какие чувства испытывал директор ботанического сада, глядя на быстро растущую пальму?
— Почему пальма готова была издать вопль гнева при ударах тростью?
— Как пальма боролась за свободу? Какой ценой платила она за желание увидеть настоящее небо? («Тогда ствол начал сгибаться. Его лиственная вершина скомкалась, холодные прутья рамы впились в нежные молодые листья, перерезали в изуродовали их, но дерево было упрямо, не жалело листьев, несмотря ни на что, давило на решетки, и решетки уже поддавались, хотя были сделаны из крепкого железа».)
— Почему маленькая травка замирала от волнения?
— Почему пальма не хотела жалости? Почему она сказала: «Я умру или освобожусь!»?
— К какому идеалу стремилась пальма?
— Как вы думаете, какие чувства испытал директор, увидев гордо выпрямившуюся вершину пальмы?
6) Анализ 6-го фрагмента сказки от слов: «Только-то? — думала она» — до конца.
— Пальма достигла своей цели: она пробила крышу оранжереи, вырвалась на свободу и увидела небо. Почему же пальма испытала разочарование? Почему поняла, что для нее все было кончено?
— Что ожидала увидеть пальма и что она увидела в действительности?
Подчеркнем противоречие мечты и действительности противопоставление идеала и обретенной реальности.
— Как рассуждал директор, решая, что надо спилить пальму? Почему он приказал выбросить маленькую травку?
— Какие чувства мы испытываем, когда читаем о том, как погибла пальма? Переживаем ли мы гибель травки?
V. Рефлексивный этап урока.
— Какие чувства у вас возникли после прочтения сказки? Какое настроение было при чтении произведения? Менялось ли оно в процессе чтения?
— Как называется прием, который использует автор при описании оранжереи, сначала показывая красоту оранжереи, а потом описывая ее как тюрьму? (Антитеза.)
— На кого похожи растения, живущие в оранжерее?
— Есть ли на земле такое место, где все счастливы? У кого какое мнение по этому поводу?
— Какие мудрости вы открыли для себя из содержания произведения? Какие из этих мудростей вам наиболее близки и вы хотели бы их использовать в своей жизни?
Домашнее задание:ответить на вопрос «Что, какие факты биографии В. М. Гаршина могли послужить причиной для создания сказки ,,Attalea princeps“?»