VII. Выставка-конкурс «Лучшая рукописная книжка-малышка с басней И. А. Крылова». Инсценировка басен.
Выразительное чтение басен. Работа в группах.
«Критики» оценивают работу.
VIII. Викторина по басням И. А. Крылова1. (Каждый учитель составит ее самостоятельно.)
Задания и ответы.
1. В каком городе баснописцу Крылову поставлен памятник? (В Петербурге, в Летнем саду.)
2. Что означает слово квартет? (Музыкальное произведение для четырех инструментов.)
3. Из каких басен взяты эти строки?
а) да только воз и ныне там. («Лебедь, Щука и Рак».)
б) «Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Прокорми и обогрей!» («Стрекоза и Муравей.)
в) «А вы, друзья, как ни садитесь,
Все в музыканты не годитесь». («Квартет».)
г) Вертит очками так и сяк:
То к темю их прижмет,
То их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак. («Мартышка и очки».)
д) У сильного всегда бессильный виноват:
Тому в истории мы тьму примеров слышим,
Но мы Истории не пишем. («Волк и Ягненок».)
е) «Голубушка! Как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!» («Ворона и Лисица».)
ж) «Он порча, он чума, он язва здешних мест!»
(А Васька слушает да ест.) («Кот и Повар».)
з) Вот то-то мне и духу придает,
Что я совсем без драки,
Могу попасть в такие забияки...» («Слон и Моська».)
4. Многие басни содержат выражения, ставшие пословицами и поговорками. Объясните их смысл.
«Слона-то я и не приметил» — ... (главное ускользнуло от внимания)
«Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку» — … (так говорят когда хотят намекнуть на неискренность чьей- то похвалы, комплиментов, если они произносятся в ответ на услышанные лестные слова).
«Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет» — … (чтобы получилось результативное выполнение общего дела, важно иметь согласие, единодушие, миролюбие, соразмерность всех участников, отсутствие же таковых приводит к печальному итогу, как в басне).
Далее ученики предлагают по аналогии свои рассуждения.
«На задних лапках я хожу».
«Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
«Да только воз и ныне там».
«Рыльце у тебя в пуху».
5. В каких случаях употребляется выражение «демьянова уха»? (Демьян закормил соседа ухой чуть не до смерти. Все, что навязывается без меры, называют «демьяновой ухой».)
Чтение высказываний об И. А. Крылове.
Н. В. Гоголь: «Ни один из поэтов не умел сделать свою мысль такой ощутимой и выражаться так доступно всем, как Крылов. Поэт и мудрец слились в нем воедино».
В. Г. Белинский: «Все будет расти и пышнее расцветать до тех пор, пока не умолкнет звучный и богатый язык в устах вели кого и могучего народа русского».
Учащиеся говорят, чему они научились у великого баснописца, интересно ли им было познакомиться с его произведениями, нужна ли басня сейчас.
Домашнее задание: написать рассказ, похожий на басню; прочитать сказку В. А. Жуковского «Спящая царевна».
Урок 15. В. А. ЖУКОВСКИЙ. «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА»
КАК ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА
Цели деятельности учителя: рассказать о поэте-романтике, его мастерстве переводчика, об отличиях народной и литературной сказок; ввести понятия «тема» и «поэтическая сказка»; ознакомить с произведением «Спящая царевна», идеей литературной сказки; показать роль композиции в понимании смысла произведения, сложность чувств и глубину личных переживаний в поэзии В. А. Жуковского; развивать навыки бегло го выразительного чтения.
Планируемые результаты изучения темы:
Предметные умения: знать сюжетное своеобразие сказки В. А. Жуковского, гуманистический пафос произведения; уметь самостоятельно раскрывать нравственное содержание произведения, находить лирические и эпические черты.
Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):
Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.
Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.
Познавательные: понимает информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.
Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.
Ход урока
I. Ознакомление со статьей в учебнике о творчестве В. А. Жуковского (с. 70-71).
«Его стихов пленительная сладость пройдет веков завистливую даль» — так сказал А. С. Пушкин о В. А. Жуковском, которого считал своим учителем.
Музыкальность поэзии Жуковского поражала современников. Один из них так писал о его таланте: «Отличие от всех других поэтов — гармонический язык, так сказать, музыка языка, — навсегда запечатлело стихи Жуковского... Он отделывает каждую ноту своей песни тщательно, верно, столько же дорожит звуком, сколько и словом... То, в чем отличается Жуковский от всех других поэтов русских, — это музыкальность стиха его, певкость, ... мелодическое выражение, сладкозвучие...»
Значение романтического творчества В. А. Жуковского в том, что он внес новые темы в русскую поэзию. Поэт буквально реконструировал старые жанры, стилистику произведений, нашел новые варианты соединения стихотворных размеров, обогатил свою поэзию новыми интонационными формами.
Обращение к народной культуре, обычаям, поверьям дает возможность Жуковскому выступить родоначальником народной темы в русской романтической поэзии. Благодаря знанию иностранных языков поэт смог заниматься переводами средневековых легенд, преданий Шотландии, Англии, Германии. Когда читаешь произведения поэта, понимаешь, что народная нравственность основана на общих духовных принципах.
Внимание к человеку, его душевным переживаниям, умение воспеть красоту природы — все это достоинства поэзии великого Жуковского.
II. Чтение статьи «Из истории создания сказки «Спящая царевна»(учебник, с. 81-82).
Создавая литературные сказки, писатели использовали народные произведения. В свои сказки они вносили пословицы, поговорки, наполненные народной мудростью. Проникновение народной лексики в художественный стиль дало великолепный языковой сплав, который использовали и Жуковский, и Пушкин в своих произведениях.