IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова.

1. Чтение учителем басни Эзопа «Ворон и лисица». (Пауза.)

2. Чтение учениками басни И. А. Крылова «Ворона и лисица».

Учитель. Что вы можете сказать об этих баснях? Какая басня вам понравилась и почему?

Дети высказывают свое мнение.

– Давайте, ребята, сравним, что между ними общего и каковы отличия.

Дети сравнивают, а учитель записывает на доске:

Эзоп И. А. Крылов
1. Сухое краткое изложение сюжета. 2. Прозаическое произведение. 3. Лисица говорит сухо, пере- числяются только факты. 1. Удивительное богатство словесных красок, оттенков. 2. Стихотворное произведение. 3. Очень выразительна и жива разговорная интонация. 4. Описание лисицы живописнее, сочнее, красочнее.

Учитель. А теперь давайте прочитаем еще раз басню И. А. Крылова «Ворона и лисица» и поговорим об этой басне, которая по удивительному богатству словесных красок, оттенков, по выразительности живой разговорной интонации является подлинным чудом в русской литературе.

Чтение басни детьми.

3. Беседа по содержанию:

1) О ком эта басня? (О лисе и вороне.)

2) Как Крылов передает характер лисы? Проследите, что и как говорит о ее действиях. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит, вертит хвостом, говорит сладко, чуть дыша.)

3) А как, по вашему мнению, надо читать разговор ее с вороной? Где нужно делать паузы? (Читать нужно негромко, ласково.)

4) Проследите, в каком порядке Лиса перечисляет достоинства Вороны и почему? (Она сначала описывает шейку, глазки, перышки, носок, а потом говорит о ее голосе, чтобы Ворона открыла рот и выпал сыр. Она усыпляет ее бдительность.)

5) Почему слова Лиса и Ворона написаны с большой буквы? (Это не названия животных, а имена героев, ведь в басне под образами животных подразумеваются люди.)

6) Заметили ли вы какую-то особенность языка басен Крылова? (Да. Он использует чаще всего глаголы.) Почему? (Глаголы позволяют передать динамичность событий.)

7) А какой же смысл имеет мораль басни? (Чтение слов, в которых заключена мораль.) Почему же лесть гнусна, вредна?

Доказал ли это И. А. Крылов? (Да, доказал. Ворона поверила льстивым словам Лисы и была за это наказана.)

Давайте прочитаем басню по ролям.

V. Подведение итогов урока.

– Чем мы занимались?

– Что запомнилось?

– Что нового узнали?

Ребята! Мне очень понравился наш урок. Мы с вами говорили, мыслили и рассуждали. Спасибо вам за интересный диалог.

в. ф. одоевский. «мороз иванович»

Цели: познакомить учащихся со сказкой; развивать наблюдательность.

Ход урока

Класс оформлен в виде зимнего леса. Сугробы снега, деревья стоят в снегу.

Звучит русская народная песня «Ой, ты, зимушка-зима».

Учитель. Ребята, пойдемте в зимний лес.

Под голубыми небесами

великолепными коврами,

блестя на солнце, снег лежит ...

А. С. Пушкин

– Как красиво здесь! Какие деревья вы видите? Какой это лес? Почему?

Учитель. Посмотрите, чистой белой скатертью покрыта земля. На скатерти снегов охотники видят красивые узоры. Это – следы зверей и птиц. Охотники умеют читать эти узоры. Давайте тоже попробуем их прочесть.

– Вот ночью здесь прыгал зайчик. Рассмотрите его следы. Он обдирал кору осинок. А вот видны следы лисицы. Они похожи на красивую цепочку.

По краю опушки пробежали волки. А через широкую дорогу прошли лоси.

Много крупных и мелких зверей, а также птиц живет в тихом зимнем лесу.

– А это чьи следы? Куда они ведут? Что это виднеется вдалеке? Ледяная избушка. Давайте зайдем и узнаем, кто там живет.

Ребята. Здравствуйте, дедушка.

Мороз Иванович. Здравствуйте, ребята. Чтоб войти, вам нужно отгадать загадки. Они написаны на снежинках.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зима.)

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам не бежит

И стоять не велит.

(Мороз.)

Он слетает белой стаей

И сверкает на лету.

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту.

(Снег.)

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей.

(Снеговик.)

Гуляет в поле, да не конь.

Летает на воле, да не птица.

(Вьюга.)

Вырос лес –

белый весь,

Пешком в него не войти,

На коне не въехать.

(Морозный узор на окне.)

Побелело за ночь всюду,

А у нас в квартире чудо!

За окошком двор исчез.

Там волшебный вырос лес.

(Морозный узор.)

Летели серые гуси

Нароняли белого пуха.

(Снег и тучи.)

Стоят старички,

На них белые колпачки:

Не шиты, не мыты,

Не вязаны.

(Пни под снегом.)

Мороз Иванович. Молодцы, вы отгадали загадки. Заходите, гостями будете. Вы откуда?

Ребята. Мы ученики... класса, школы №.., города... А вы кто?

Мороз Иванович. Что, не угадали? Я Мороз Иванович. Лес охраняю. Кто знает обо мне стихи?

Учащиеся рассказывают стихотворение Некрасова «Не ветер бушует над бором».

Мороз Иванович. Спасибо. А сейчас помогите старику: уберите в доме, приготовьте обед, взбейте перину.

Мороз Иванович. Какой стол накрыли! Садитесь, я вам расскажу одну историю.

Чтение сказки учащимися.

Мороз Иванович. Расскажите, какая Ленивица и какая Рукодельница. Почему их так назвали?

Давайте попробуем очистить воду, как Рукодельница.

Проведение опыта по очистке воды.

Мороз Иванович. А что еще необычного вы заметили? Что происходит в природе, когда взбивается моя перина? Для чего я зеленую травку держу под снегом?

Мороз Иванович. Какой подарок получила Рукодельница? Почему? А какой Ленивица? Почему?

А вы хотите получить подарки от меня? Вы молодцы, помогли мне. Уважьте старика, расскажите, какие вы знаете стихотворения о зиме.

Учащиеся рассказывают стихотворения: А. С. Пушкина «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»; И. С. Никитина «Встреча зимы»; И. З. Сурикова «Детство», «Зима».

Мороз Иванович раздает подарки.

Мороз Иванович. Чтобы выйти из моей избушки, вы должны взять по снежинке и ответить на вопрос.

1) Кого у окошка считала Ленивица? (мух.)

2) Куда упало ведерко? (в колодец.)

3) «Едва спустилась Рукодельница к самому дну, смотрит: перед ней ... » (печка.)

4) С чем был пирожок? (с сахаром и изюмом.)

5) Чем вынимала Рукодельница пирожки? (лопаткой.)

6) Какие яблоки росли на дереве? (золотые.)

7) Что ел Мороз Иванович? (снежные комочки.)

8) Сколько дней попросил послужить Мороз Иванович Рукодельницу? (три.)

9) Из чего сделан дом Мороза Ивановича? (изо льда.)

10) Из чего перина Мороза Ивановича? (из снега.)

11) Что за диковина была у Мороза Ивановича? (зеленая травка под периной.)

12) Какая вода в колодце? (студеная.)

13) Какое кушанье приготовил Мороз Иванович? (мороженое.)

14) Каких монет насыпал Мороз Иванович Рукодельнице? (серебряных пятачков.)

15) Какой подарок получила Ленивица? (серебряный слиток и бриллиант.)

16) Из чего был подарок Ленивицы? (из ртути.)

17) Что сыпалось с волос Мороза Ивановича, когда он тряс головой? (иней.)

18) Как Мороз Иванович называл свой колодец? (Студенец.)

19) Что подарил Мороз Иванович Рукодельнице закалывать косыночку? (Брильянтовую булавочку.)

20) Кто первый встретил Рукодельницу? (петух.)

В заключение ребята исполняют песню о зиме или прослушивают грамзапись.

в. п. катаев. «дудочка и кувшинчик»

Цели: познакомить учащихся с произведением В. П. Катаева; продолжить развивать кругозор; воспитывать трудолюбие и любовь к природе.

Ход урока

Учитель. Сегодня мы с вами пойдем в лес. Кто был в лесу? Что вам там больше всего понравилось? Каких птиц и животных вы видели? Как нужно вести себя в лесу? Какие правила поведения в лесу вы знаете?

1. Не кричать.

2. Не сорить.

3. Не разводить костер.

4. Не трогать детенышей животных.

5. Не разорять птичьих гнезд.

На доске – иллюстрации, позволяющие представить лесную поляну.

Учитель. Посмотрите, как красиво вокруг! Прислушайтесь... (Звучит музыка леса.) Ребята, посмотрите, кто это в траве? Небольшой старичок: пальто белое, борода сизая, шляпа бархатная и поперек шляпы сухая травинка. Это старик-боровик, коренной лесовик, главный начальник над всеми ягодами и грибами.

Старик-боровик. Кто такие? Зачем в лес пожаловали? Птичьи гнезда разорять? Ветви деревьев ломать?

Дети (хором). Что вы, дедушка!

Девочка. Мы любим лес и его обитателей.

Мальчик. Не будем мы трогать птичьи гнезда.

Девочка. Не будем мы листья с деревьев обрывать и ломать ветви.

Учитель. Мы пришли полюбоваться красотой леса. Посмотреть, кто живет в лесу, что растет. Что произошло нового, интересного.

Старик-боровик. Хорошо. Сейчас проверим, как вы любите и знаете лес и его обитателей. Отгадайте, что это за деревья?

Клейкие почки,

Зеленые листочки.

С белой корой

Стоит под горой.

(береза.)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок –

Ничего, что плод мой мелок.

(дуб.)

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(ель.)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(сосна.)

С моего цветка берет

Пчелка самый вкусный мед.

А меня все ж обижают:

Шкуру тонкую сдирают.

(липа.)

Весной зелена,

Летом загорела,

Осенью надела

Красные кораллы.

(рябина.)

Старик-боровик. Молодцы, знаете деревья. Какое из этих деревьев живет дольше всех? О каком дереве сложена песня? Спойте ее.

Ребята исполняют русскую народную песню «Во поле березка стояла».

Старик-боровик. Хорошо поете. Молодцы. Посмотрите, ребята, на эти листочки деревьев. Это плохие ребята приходили в лес и оборвали листья, сломали ветки. Пришлось Михайло Ивановича на помощь звать, чтоб прогнать их. С каких деревьев они сорвали листья?

IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова. - student2.ru

Девочка. А что, у вас и медведи есть?

Старик-боровик. В нашем лесу много животных и птиц. Назовите мне одного животного из двух букв, пять животных из четырех букв, двух из пяти букв и одного из семи букв.

IV. Сравнение басен Эзопа и И. А. Крылова. - student2.ru (Еж, лиса, волк, енот, бобр, лось, белка, олень, медведь.)

– Отгадайте птиц.

Д_ _ _л, к_ _ _ _ _а, с_ _ _ _ _ь, с_ _а, ф_ _ _н.

(дятел, кукушка, снегирь, сова, филин.)

Дети. Дедушка, а можно мы в твоем лесу соберем немного ягод и грибов?

Старик-боровик. А какие съедобные грибы вы знаете?

На доске рисунки грибов.

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три – и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду.

(боровик.)

Нет грибов дружней, чем эти, –

Знают взрослые и дети, –

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу.

(опенки.)

Не спорю – не белый,

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно

В березовой роще.

(подберезовик.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту, –

Зовусь я – ... (подосиновик).

– А этот будете рвать?

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный.

(мухомор.)

– Угадайте, что это за ягоды?

Вкус у ягоды хорош,

Но сорви ее, поди-ка:

Куст в колючках, будто еж, –

Вот и назван... (ежевика).

Что за бусинка вот тут

На стебле повисла?

Глянешь – слюнки потекут,

А раскусишь – кисло!

(клюква.)

Листики с глянцем,

Ягодки с румянцем,

А сам кусточек –

Не выше кочек.

(брусника.)

Под мостом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберет,

Руки вымажет и рот.

(черника.)

Я капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица.

(земляника.)

Старик-боровик. Как вы думаете, почему землянику так назвали? Сейчас время земляники. Идите собирайте ее.

Дети уходят. Возвращаются с ягодами. Одна девочка грустная, у нее нет ни одной ягодки.

Старик-боровик. Девочка, а почему ты без земляники?

Девочка. Не нашла.

Старик-боровик. В моем лесу ее так много, что не заметить невозможно. А как ты ее искала?

Девочка. Смотрела по сторонам. Нигде нет, одни зеленые листочки. Наверное, еще не поспела.

Старик-боровик. А ты под листочки заглядывала?

Девочка. Вот еще, руки пачкать да спину гнуть.

Старик-боровик. Да ты похожа на одну девочку Женю, которая тоже лентяйкой была.

Дети (хором). Дедушка, расскажи про Женю.

Старик-боровик. Ну, слушайте.

Чтение сказки.

Девочка. Нет, я не такая, как Женя. Я просто... Я просто гуляла по лесу и не собирала ягоды. Я сейчас...

Убегает. Через некоторое время прибегает с горстью ягод.

Девочка. Посмотрите! Я тоже собрала землянику. Спасибо, дедушка, за землянику.

Старик-боровик. Почему Жене не понравился папин секрет сбора ягод? Почему она позавидовала маленькому Павлику? Какая была Женя? Как обидели Женю ягоды?

Девочка. А почему вы не дали Жене и дудочку, и кувшинчик?

Старик-боровик. А вы как думаете? Какими качествами необходимо обладать, чтоб собрать много ягод? Какой была Женя? Кто помог Жене исправиться? Почему она сказала папе, что ей кувшинчик помогал? Почему она про дудочку и про меня никому не сказала?

– А сейчас я проверю, какие вы внимательные.

Зачитайте, какие ягоды увидела Женя? Что произошло с лесом и его обитателями, когда дудочка играла все быстрее и быстрее?

Старик-боровик. И последняя небольшая викторина.

1. Каким растением вытерла Женя кувшин?

2. Где прятались ягоды?

3. Во что собирал землянику маленький Павлик?

4. На что села отдыхать Женя?

5. Что «делает» четвертая земляника?

6. Птенцы какой птицы выглянули из гнезда?

7. Какой характер у стрекозы?

8. Куда провалился старик-боровик?

Старик-боровик. Молодцы, ребята. Вы много знаете о лесе и его обитателях. Приходите еще. Скоро другие ягоды поспеют.

Дети. Обязательно придем. Спасибо вам за интересную историю.

с. я. маршак. «двенадцать месяцев»
(пьеса-сказка)

Цели: познакомить с произведением С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», определить основную идею сказки; продолжить знакомство со средствами выражения настроения в литературном произведении, музыке и живописи; продолжить работу по развитию речи; совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения; развивать память, внимание и творческие способности учащихся; воспитывать самостоятельность, интерес к литературному чтению и любовь к родной природе.

Оборудование: портрет С. Я. Маршака; книга «Двенадцать месяцев»; карточки-анаграммы; план урока в рисунках, выполненных на альбомных листах; подснежники, сделанные в технике оригами; небольшая корзиночка; записи музыкальных пьес «Баркаролла», «На тройке», «Апрель» из альбома П. И. Чайковского «Времена года»; репродукции картин с изображением летней, осенней, зимней, весенней природы; толковый словарь.

Ход урока

Наши рекомендации