Основные темы и мотивы лирики Н. А. Некрасова
Через все творчество Некрасова проходит образ дороги, которая является символом крестного пути России в поисках счастья и смысла жизни.
Нередко в произведениях Некрасова встречается один и тот же мотив – встреча людей различных социальных сословий, которые или пытаются понять друг друга, или же враждебны по отношению друг другу.
Основные темы лирики Некрасова:
1. Тема родины и природы.
(«Тишина», 1857 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «На Волге», 1860 г.; «Перед дождем», 1846 г.; «Зеленый шум», 1862 г.; «Родина», 1846 г.)
«Родина».
Чтение стихотворения.
Вопрос: Какие воспоминания о детстве поэта отразились в стихотворении?
«Рыцарь на час».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Каким настроением проникнуто стихотворение?
2) Каков смысл названия?
3) Какую роль играют в некрасовском стихотворении образ церкви и изображение на ней апостола Павла с мечом?
«Родина», «Рыцарь на час». В стихотворениях отражены тягостные воспоминания поэта о детстве, об отце, матери… Автобиографическая достоверность сочетается с широкими обобщениями. Родина поэта – это Волга, помещичьи угодья, сад, дом. Это и вся Россия. Образ прекрасной, но поруганной родины связан с образом матери.
«Перед дождем», «Зеленый шум».
Чтение стихотворений.
(На примере стихотворений покажите своеобразие некрасовского пейзажа.)
Природа у Некрасова всегда в движении: вот-вот пойдет осенний дождь. Неожиданно поэт переносит читателя из мира природы («Перед дождем») в мир социальных отношений – жандарм везет арестованного по грязной дороге. В стихотворении выражены гнев поэта и сочувствие тому, чей облик угадывается за фигурой жандарма.
В «Зеленом шуме» нарисовать прекрасный весенний пейзаж мог только поэт, безгранично любящий русскую природу.
2. Изображение тяжелой жизни русского народа. (Судьба «маленького человека», судьба женщины-крестьянки.)
(«Поэмы: «Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1861 г. Стихотворения: «В дороге», 1845 г.; «Тройка», 1846 г.; «Еду ли ночью…» и др.)
Реализация домашнего задания:прочитать (наизусть) и проанализировать стихотворения «В дороге», «Тройка». (Если класс слабый, можно предложить после чтения стихотворений беседу по вопросам.)
«В дороге».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) О какой человеческой драме мы узнаем из стихотворения и что является ее причиной?
2) Что томит Грушу, кроме работы?
3) Почему она плачет – только ли от непосильного труда? На какой портрет глядит она?
4) Виновен ли муж-ямщик, заслуживает ли упрека за то, что не в состоянии понять жену?
«В дороге» – это рассказ о двух поломанных судьбах: рассказчика-ямщика и его жены – несчастной Груши, смолоду по барской прихоти воспитанной в господской семье. Отданная замуж за крестьянина, она как будто «чужая среди своих». «Сам крестьянин предстает как бы в новом качестве, как человек со своей частной судьбой, со своим индивидуальным несчастьем. Общие судьбы народа выражены как частный вариант, личная судьба» [10. С. 153]. В стихотворении возникает образ русской проселочной дороги.
«Тройка».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Какое впечатление остается после прочтения стихотворения?
2) Почему Некрасов так горюет из-за судьбы девушки?
3) Какие две жизненные дороги, открывающиеся перед девушкой, рисует поэт?
4) Что несет будущий страшный мир, который мы угадываем в бешеной скачке тройки и хмельном угаре ямщика?
Образ «промчавшейся», «бешеной» тройки, окаймляющей стихотворение, – это символ несбывшейся, неуловимой мечты, ускользающего счастья и надежды. «Знай свое место, холопка!».
3. Тема народного заступничества. Образы вождей революционной демократии в лирике Некрасов.
(«Памяти приятеля», 1853 г.; поэма «В. Г. Белинский», 1855 г.; «Пророк», 1874 г.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г. и др.)
Реализация домашнего задания: прочитать наизусть «Памяти Добролюбова», проанализировать стихотворение.
«Памяти Добролюбова».
Чтение стихотворения.
Вопросы:
1) Расскажите о времени написания стихотворения.
Это годы реакции, невероятной жестокости правительства по отношению к недовольным грабительской «крестьянской реформой». Некрасов «теряет» своих друзей-единомышленников. Поэту потребовалось немало мужества, чтобы выстоять в тяжелой борьбе.
2) Каков идеал общественного деятеля, выраженный поэтом в стихотворении?
Это человек, горячо любящий родину, мужественный, сдержанный, готовый отдать свою жизнь за счастье родины и народа. Некрасов скорбит о рано ушедшем друге:
Какой светильник разума угас!
Какое сердце биться перестало!
4. Тема декабризма. Воспевание подвига декабристок.
Поэма «Дедушка» (1870).
Некрасов обращается к эпохе декабристов. Годы ссылки и каторги не смогли изменить взглядов дедушки-декабриста. Его характер постепенно раскрывается перед внуком Сашей. Юный герой проникается благородством и красотой народолюбивых идеалов дедушки.