Основные темы и мотивы лирики Тютчева

1. Поэт и поэзия.

2. Духовный кризис современного поколения. Человек, судьба человечества.

3. Природа.

4. Любовь.

5. Россия.

6. Христианские мотивы.

Дарование Тютчева с особой силой раскрылось в философских размышлениях, в лирике природы и в любовной лирике. Стихи поэта внутренне тревожны. Человек у Тютчева – частица природы, а природа бесконечно разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. Тютчева называют поэтом, способным «словом уловить почти неуловимое, почти неразличимое» (Д. К. Мотольская).

V. Анализ стихотворений Тютчева.

1. Выразительное чтение стихотворений поэта(раздаточный материал «Стихи Тютчева»).

2. Анализ стихотворения«Не то, что мните вы, природа…»

При анализе поэзии Тютчева о природе учащиеся будут выявлять особенности его поэтического стиля. При этом необходимо не только обратить внимание на философский характер его лирики, но и проследить эволюцию смыслов и настроений в стихах раннего и позднего

Не то, что мните вы, природа…

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Вопросы и задания к стихотворению «Не то, что мните вы, природа...»
1. К кому обращены первые строки стихотворения?( гневные речи Федора Ивановича обращены не к властителям и судьям, а к людям, не желающим понять природу, считающим ее «бездушным ликом», «слепком».)
2. Как взаимосвязаны в тексте мир природы и мир «внешних, чуждых сил»?
3. В чем родство природы и человека?
4. Почему поэт считает, что неумение слышать жизнь природы — это не вина тех, кто «не видит и не слышит»?
5. Как в стихотворении проявилось несогласие Тютчева со сторонниками материалистической философии?
6. Слышит ли жизнь природы лирический субъект? Докажите свое мнение.

7.Какие изобразительно-выразительные средства использует поэт в стихотворении?

Вывод. Тютчев — общепризнанный певец природы. Его пейзажная лирика по праву относится к шедеврам мировой поэзии девятнадцатого века. «Не то, что мните вы, природа…» — произведение программное. Именно в нем Тютчев наиболее ясно и пространно высказал свои взгляды на природу.

В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

Утверждая родство между природой и человеком, поэт уверен, что человек может понять природу, а она обладает для него умиротворяющей, исцеляющей силой.
По Тютчеву, и человек, и природа обладают душой, чувствами и языком. Природа — творец мысли и красоты. Трагедию человечества поэт видит в разобщении человека с «мировой душой» природы, нарушении целостности мира.

VI. Подведение итогов и выставление оценок.

VII.Домашнее задание

1)Выучить записи в тетради. Повторить биографические сведения о Тютчеве

2)Выполнить анализ стихотворения: определить тему, идею, используемые выразительные средства языка. Написать, какие мысли и чувства вызывает стихотворение

3) Повторить ИВС

Стихи Тютчева

Не то, что мните вы, природа…

Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеил?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?..

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах,
Для них и солнцы, знать, не дышат,
И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!

И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Души его, ах! не встревожит
И голос матери самой!..

Осенний вечер

Есть в светлости осенних вечеров
Умильная, таинственная прелесть:
Зловещий блеск и пестрота дерев,
Багряных листьев томный, легкий шелест,
Туманная и тихая лазурь
Над грустно-сиротеющей землею,
И, как предчувствие сходящих бурь,
Порывистый, холодный ветр порою,
Ущерб, изнеможенье — и на всем
Та кроткая улыбка увяданья,
Что в существе разумном мы зовем
Божественной стыдливостью страданья

Наши рекомендации