Послебукварный период. 17 ЧАС.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По чтению

Уровень образования (класс): 1 – А класс

Уровень изучения предмета: базовый

Алаева Людмила Андреевна

Рассмотрено на заседании Согласовано

Методического объединения Зам. директора по УВР

Протокол от______№_____ _________Ковтун Т.Г.

2017 г.

Рабочая учебная программа по чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин , Л.А. Виноградская и др. с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с задержкой психического развития.

Программа реализуется с помощью

· учебника «Азбука» (авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина) в 2 частях Москва, «Просвещение», 2014г,

· приложения на электронном носителе

· прописей (авторы В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова). Москва, «Просвещение», 2014г.

Обучение в МБОУ «С (К)ОШ «Злагода» имеет коррекционную направленность.

1 .Основные направления коррекционной работы:

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

· развитие фонематического и зрительного восприятия;

· развитие артикуляционной моторики:

· развитие аналитическо-синтетических умений,

· развитие устной речи;

· уточнение представлений об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

· называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

· определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

· воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

· осмысленно, правильно читать целыми словами;

· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

· подробно пересказывать текст;

· составлять устный рассказ по картинке;

· заучивать наизусть небольшие стихотворения;

· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

· различать рассказ и стихотворение.

· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

· умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Личностные результаты:

· формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

· восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное;

· высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные результаты:

Регулятивные

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую;

· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.

Коммуникативные

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание учебного предмета.

Букварный период ( 57 ЧАС.)

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами, чтение слов и предложений с изученными буквами.

Гласные Е,Ё,Ю,Я,Ь- показатели мягкости предшествующего согласного. Гласные, которые обозначают два звука.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных лов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.__

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков.

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Вводный урок 1 час.

Жили – были буквы (7 час.)

В.Данько «Загадочные буквы»,И. Токмакова «Аля,Кляксич и буква «А»; С. «Живая азбука», Ф. Кривин «Почему «А» поется, а «Б» нет». Г. Сапгир «Про медведя»,М. Бородицкая «Разговор с пчёлкой», И. Гамазкова «Кто как кричит?»; С. Маршак « Автобус номер 26».

Повторение и обобщение по разделу «Жили-были буквы»

И в шутку и всерьёз (8 ч)

И. Токмакова «Мы играли в хохотушки». Я. Тайц «Волк». Г. Кружков «Ррры!». Н. Артюхова «Саша-дразнилка». К. Чуковский «Федотка». О. Дриз «При­вет». О. Григорьев «Стук». И. Токмакова «Разговор Лю­тика и Жучка». И. Пивоварова «Кулинаки-пулинаки».

К. Чуковский «Телефон». М. Пляцковский «Помощник». Из старинных книг.

Повторение и обобщение по теме «И в шутку и всерьёз».

Я и мои друзья (8 ч)

Ю. Ермолаев «Лучший друг». Е. Благинина «Подарок». B. Орлов «Кто первый?». C. Михалков «Бараны». Р. Сеф «Совет». В. Берестов «В магазине иг­рушек». В. Орлов «Дружба». И. Пивоварова «Вежливый ос­лик». А. Барто «Вот так защитник». Я. Аким «Моя родня». С. Маршак «Хо­роший день». По М. Пляцковскому «Серди­тый дог Буль». Ю. Энтин «Про дружбу».

Повторение и обобщение по теме «Я и мои дру­зья».

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По чтению

Уровень образования (класс): 1 – А класс

Уровень изучения предмета: базовый

Алаева Людмила Андреевна

Рассмотрено на заседании Согласовано

Методического объединения Зам. директора по УВР

Протокол от______№_____ _________Ковтун Т.Г.

2017 г.

Рабочая учебная программа по чтению разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, авторской программы В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин , Л.А. Виноградская и др. с учетом специфики усвоения учебного материала обучающимися с задержкой психического развития.

Программа реализуется с помощью

· учебника «Азбука» (авторы: В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, Л.А.Виноградская, М.В.Бойкина) в 2 частях Москва, «Просвещение», 2014г,

· приложения на электронном носителе

· прописей (авторы В.Г.Горецкий, Н.А.Федосова). Москва, «Просвещение», 2014г.

Обучение в МБОУ «С (К)ОШ «Злагода» имеет коррекционную направленность.

1 .Основные направления коррекционной работы:

· формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

· развитие фонематического и зрительного восприятия;

· развитие артикуляционной моторики:

· развитие аналитическо-синтетических умений,

· развитие устной речи;

· уточнение представлений об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения курса

Предметные результаты

· называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

· определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

· воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

· отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

· осмысленно, правильно читать целыми словами;

· отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

· подробно пересказывать текст;

· составлять устный рассказ по картинке;

· заучивать наизусть небольшие стихотворения;

· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

· различать рассказ и стихотворение.

· умение декламировать (читать наизусть) стихотворные произведения, выступать перед знакомой аудиторией (сверстниками, родителями, педагогами) с небольшими сообщениями.

· умения самостоятельно выбирать интересующую ученика литературу; умение пользоваться словарями и справочниками; осознание себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности.

Личностные результаты:

· формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества;

· осознавать роль языка и речи в жизни людей;

· эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

· понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

· высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

· восприятие литературного произведения как особого вида искусства; эмоциональ­ная отзывчивость на прочитанное;

· высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника;

Метапредметные результаты:

Регулятивные

· определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

· проговаривать последовательность действий на уроке;

· учиться высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

· учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные УУД

· ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

· находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

· делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

· преобразовывать информацию из одной формы в другую;

· овладение алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений.

Коммуникативные

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

· слушать и понимать речь других;

· умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы;

· договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

· учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Содержание учебного предмета.

Букварный период ( 57 ЧАС.)

Согласные и гласные звуки и буквы, ознакомление со способами обозначения твердости и мягкости согласных.

Чтение слогов-слияний с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов с изученными буквами, чтение слов и предложений с изученными буквами.

Гласные Е,Ё,Ю,Я,Ь- показатели мягкости предшествующего согласного. Гласные, которые обозначают два звука.

Постепенное обучение осознанному, правильному и плавному слоговому чтению вслух отдельных лов, коротких предложений и небольших текстов, доступных детям по содержанию, на основе правильного и относительно быстрого узнавания букв, определения ориентиров в читаемом слове, места ударения в нем.

Знакомство с правилами гигиены чтения.__

Звуковая культура речи. Развитие у детей внимания к звуковой стороне слышимой речи (своей и чужой), слуховой памяти и речевого аппарата.

Совершенствование общих речевых навыков: обучение неторопливому темпу и ритму речи, правильному речевому дыханию, умеренной громкости и правильному интонированию.

Совершенствование произношения слов, особенно сложных по слого-звуковой структуре, в соответствии с нормами- орфоэпии, с соблюдением ударения. Правильное произнесение всех звуков.

Исправление недостатков произнесения некоторых звуков, обусловленных отклонениями в речевом развитии детей.

Работа над словом. Уточнение, обогащение и активизация словаря детей. Правильное употребление слов - названий предметов, признаков, действий и объяснение их значения. Объединение и различие по существенным признакам предметов, правильное употребление видовых и родовых слов-названий. Умение быстро находить нужное слово, наиболее точно выражающее мысль, приводя его в грамматически верное сочетание с другими словами. Воспитание чуткости к смысловым оттенкам слов, различие и понимание простейших случаев многозначности слов, омонимии, подбор синонимов и антонимов (без использования терминов). Обучение пониманию образных выражений в художественном тексте.

Работа над предложением и связной устной речью. Пересказ знакомой сказки или небольшого рассказа без пропусков, повторений и перестановок частей текста (по вопросам учителя).

Составление по картинке или серии картинок определенного количества предложений, объединенных общей темой, или небольшого рассказа с соблюдением логики развития сюжета.

Ответы на вопросы по прочитанным предложениям и текстам.

Рисование с помощью учителя словесной картинки с использованием нескольких прочитанных слов, объединенных ситуативно. Дополнение сюжета, самостоятельное придумывание событий, предшествующих изображенным или последующих.

Составление рассказов о простых случаях из собственной жизни по аналогии с прочитанным, по сюжету, предложенному учителем.

Развернутое объяснение загадок, заучивание наизусть стихотворений, потешек, песенок, считалок и воспроизведение их с соблюдением интонации, диктуемой содержанием.

Послебукварный период. 17 ЧАС.

Обобщение, систематизация, закрепление знаний, умений и навыков, приобретенных в процессе обучения грамоте.

Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита

1. Круг произведений для чтения.

Чтение небольших художественных произведений А. Пушкина, Л. Толстого, А. Н. Толстого, Б. Житкова, К. Чуковского, С. Маршака, В. Осеевой, С.Михалкова, А. Барто о природе, о детях, о труде, о Родине и т. д., Н. Носова, И. Сладкова, Ш. Перро, Л. Муур; стихов А. Фета, А, Майкова, В.Жуковского, А. К. Толстого и др.; совершенствование навыка чтения.

Первоначальное знакомство детей с различными литературными жанрами (стихи, рассказы, сказки; потешки, загадки, пословицы и др.)

Сопоставление текстов художественных и научно-популярных, стихов и рассказов; наблюдение над выразительными средствами языка и структурой

текстов (с помощью учителя).

Умение читать стихи, скороговорки с различными подтекстами, с различной интонацией.

Наши рекомендации