VI. Показатели по критериям оценки конкурсных работ и методика оценки конкурсных работ
6.1. Исходя из целей и задач Конкурса, тематических направлений и определения жанровой специфики конкурсных работ, разработаны критерии оценки сочинений, участвующих в Конкурсе:
соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса и формулировке темы сочинения;
соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра;
композиция сочинения; выражение в сочинении авторской позиции;
художественное своеобразие и речевое оформление сочинения;
грамотность сочинения.
Соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса и формулировке темы сочинения. Критерий позволяет выявить и оценить степень понимания участником тематики конкурса, умение создавать текст на определенную тему, размышлять в заданном тематическом поле, знание литературного материала, входящего в тематику Конкурса; оригинальность авторского подхода к созданию сочинения в контексте заданных тематических направлений, соотнесенность с заданным тематическим направлением, адекватность историко-литературному или литературному материалу, соответствие темы и содержания.
Соблюдение в сочинении характеристик выбранного жанра. Критерий позволяет выявить и оценить степень владения участником знаниями в области жанровых особенностей текстов, умение создавать собственный текст с опорой на характерные признаки жанра, понимание взаимозависимости содержания и жанра текста, обоснованность выбора того или иного жанра для выражения собственного коммуникативного замысла.
Композиция сочинения. Критерий позволяет выявить и оценить композиционные качества сочинения, умения автора в области построения связного письменного текста: наличие и цельность композиции, наличие вычленяемых композиционных элементов, логичность их расположения и соразмерность относительно друг друга, соответствие композиции выбранному жанру и логике развития мысли.
Выражение в сочинении авторской позиции. Критерий позволяет выявить и оценить наличие в сочинении оригинальной авторской составляющей, которая вносит в текст неповторимость, индивидуальность и способствует усилению его воздействия на читателя. Критерий позволяет выявить и оценить уровень проявления авторского «я» в конкурсной работе, воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции, морально-этических установок автора, соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом, глубину восприятия литературного материала, способность к личной интерпретации литературного материала.
Художественное своеобразие и речевое оформление сочинения. Критерий позволяет оценить творческую и языковую составляющую работы. Художественность может достигаться использованием различных стилистических приемов, изобразительно-выразительных средств языка (тропов и стилистических фигур), богатством и разнообразием лексики, умелым использованием разнообразных синтаксических конструкций и приемов стилизации.
Грамотность сочинения. Критерий позволяет оценить общий уровень грамотности участника Конкурса, его знания в области нормативного аспекта русского языка и владение орфографическими, пунктуационными, грамматическими и речевыми нормами. Каждый показатель по критерию оценивается в соответствии со следующими установками: 0 ошибок – 3 балла, 1-2 ошибки – 2 балла, 3 ошибки – 1 балл, более 3 ошибок – 0 баллов.
Показатели оценки по критериям и их выражение в баллах представлены в таблице. Максимальный балл по каждому показателю – 3. Итоговая сумма баллов, выставленных одним членом жюри за одну конкурсную работу, не может превышать 75 баллов.
№ | Критерий | Показатели | Оценка в баллах |
11. | Формулировка темы сочинения и соответствие сочинения тематическим направлениям Конкурса | 1.1. Соответствие сочинения одному из тематических направлений Конкурса | 0 – 3 |
1.2. Использование литературного, исторического, фактического материала, соответствующего тематическим направлениям Конкурса | 0 – 3 | ||
1.3. Формулировка темы сочинения (уместность, самостоятельность, оригинальность, адекватность содержанию) | 0 – 3 | ||
1.4. Полнота раскрытия темы сочинения | 0 – 3 | ||
1.5. Соответствие содержания теме сочинения | 0 – 3 | ||
2. | Соблюдение базовых характеристик жанра сочинения (в зависимости от выбранного жанра) | 2.1. Наличие в сочинении признаков выбранного жанра | 0 – 3 |
2.2. Соответствие содержания сочинения выбранному жанру | 0 – 3 | ||
3. | Композиция сочинения | 3.1. Цельность, логичность и соразмерность композиции сочинения | 0 – 3 |
3.2. Соответствие композиции содержанию | 0 – 3 | ||
3.3. Своеобразие композиции | 0 – 3 | ||
4. | Авторское восприятие тематики и проблематики сочинения | 4.1. Соотнесенность содержания работы с личностным интеллектуальным и эмоционально-эстетическим опытом | 0 – 3 |
4.2. Воплощение в работе собственной читательской и человеческой позиции | 0 – 3 | ||
4.3. Соответствие речевого оформления сочинения коммуникативному замыслу автора | 0 – 3 | ||
5. | Художественность сочинения | 5.1. Богатство лексики | 0 – 3 |
5.2. Разнообразие синтаксических конструкций | 0 – 3 | ||
5.3. Использование изобразительно- выразительных средств языка | 0 – 3 | ||
5.4. Использование афоризмов, цитат, пословиц | 0 – 3 | ||
5.5. Наличие оригинальных образов | 0 – 3 | ||
5.6. Соответствие стиля сочинения художественному замыслу | 0 – 3 | ||
5.7.Целесообразность использования языковых средств | 0 – 3 | ||
5.8.Точность и ясность речи | 0 – 3 | ||
6. | Грамотность сочинения | 6.1. Орфография | 0 – 3 |
6.2. Пунктуация | 0 – 3 | ||
6.3. Грамматика | 0 – 3 | ||
6.4. Грамотность речи | 0 – 3 | ||
Максимальный балл |
6.2. Каждая конкурсная работа должна быть проверена не менее чем тремя членами жюри. Каждый лист оценивания работы должен быть подписан проверяющим членом жюри.
Проверка работ производится в соответствии с возрастной группой участника.
Протокол проверки конкурсных работ заполняет председатель членов жюри и подписывается не менее чем тремя членами жюри и Председателем жюри.
6.3. Итоговый балл за каждую работу выставляется как среднее арифметическое от баллов, выставленных каждым проверяющим.
6.4. Дополнительно проверяются работы, получившие высокие баллы и оказавшиеся на трех верхних позициях рейтингового списка, двумя членами жюри регионального или территориального этапов Конкурса.
6.5. Работы, набравшие равное количество баллов, дополнительно проверяются двумя членами жюри. При решении спорных вопросов к участию в работе жюри регионального или территориального этапов Конкурса могут привлекаться рабочие группы.
6.6. Принятые жюри решения считаются окончательными и пересмотру не подлежат. Апелляции не принимаются.
VII. Порядок определения победителей и разрешения спорных вопросов, связанных с определением победителей
7.1. Работы, участвующие в Конкурсе оцениваются членами Жюри в соответствии с критериями.
Члены рабочей группы Конкурса на основании протоколов работы Жюри составляют рейтинговые списки участников по возрастным группам. На основании полученных результатов выявляются победители Конкурса.
Рабочая группа Конкурса имеет право учредить специальные номинации для участников Конкурса.