Текстуальное изучение произведений — 89

Кол-во часов Содержание учебного материала Государственные требования к уровню общеобразовательной подготовки обучающихся
ВВЕДЕНИЕ
  ХХ век как тип культуры, его основные черты и особенности. Век великих социально-исторических экспериментов и потрясений. Век возникновения фундаментальных теорий (А. Энштейн), решительного отрицания прошлого и пропагандирования «новой морали» (Ф. Ницше), век войн, революций, прорыва в космос и техногенных катастроф. Век надежд и отчаяния. Исторические рамки периода (приблизительно 10-е годы и Первая мировая война — по наше время). Новая картина мира и новые принципы отражения действительности (кино, видео, аудио и традиционные виды искусства). Противостояние элитарности и массовости: замкнутость «искусства для избранных» и наступательный пафос попкультуры. Основные направления и стили в художественной культуре ХХ века. Предпочтение идеализма как философской платформы искусства, попытки сочетать объективный анализ с интуитивизмом и мистицизмом. Модернизм, авангард, постмодернизм (а также их множественные течения) как ведущие явления в литературе и других видах искусства. Феномен русского соцреализма, особенности его существования и разрушения. Личностные: · формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Метапредметные: · способностьк построению индивидуальной образовательной траектории Предметные: Обучающийся · характеризует ХХ век в искусстве и называет его ведущие художественные направления; · раскрывает понятия «элитарная» и «массовая» культура; · подбирает материал и выступает с сообщением об основных тенденциях в развитии философии, литературы, музыкального искусства ХХ века; · составляет план лекции учителя либо информационного сообщения по данной теме
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ПОИСКИ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НАЧАЛА ХХ ВЕКА. ОБНОВЛЕНИЕ РУССКОГО РЕАЛИЗМА
Русская литература в контексте мировой художественной культуры XX столетия.Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России в XX веке. Три основных направления, в русле которых протекало развитие русской литературы: русская советская литература; литература, официально не признанная властью; литература Русского зарубежья. Различное и общее: что противопоставляло и что объединяло разные потоки русской литературы. Основные темы и проблемы. Проблема нравственного выбора человека и проблема ответственности. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.   Теория литературы.Традиции и новаторство в литературе. Межлитературные связи. Декаданс в европейской литературе. Защита личности и культуры в художественных произведениях выдающихся писателей ХХ столетия. Межпредметные связи.История. Общественно-политическая жизнь России ХХ века. Изменения в социальном укладе Европы второй половины ХIХ века. Философия. Теории К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда и др. Личностные: · развитие способности понимать диалог культур, а также взаимосвязь различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества русских и зарубежных авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире Метапредметные: · готовность и способность к самостоятельной информационно- познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся · называет характерные особенности общественно-политической жизни России, изменения в социальном укладе Европы II пол. XIX в.; · рассказывает о высших достижениях реалистов и о начавшейся переориентации в искусстве, связанной с поиском новых средств отражения мира; · определяет понятие декаданс; используя накопленные знания,характеризует ХХ век в искусстве и называет его ведущие художественные направления; раскрывает понятия «элитарная» и «массовая» культура; подбирает материал и выступает с сообщением об основных тенденциях в развитии философии, литературы, музыкального искусства ХХ века; составляет план лекции учителя либо информационного сообщения по данной теме
ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ХХ ВЕКА Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала XX века. Человек и эпоха — основная проблема искусства. Направления философской мысли начала столетия, сложность отражения этих направлений в различных видах искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.   Теория литературы. Реализм и модернизм. Литературные стили, школы, группы. Межпредметные связи. История. Общественно-политическая жизнь России начала ХХ века. Изменения в социальном укладе Европы второй половины ХIХ века. 1895г., Париж, демонстрация первого в мире кинофильма, снятого братьями Люмьер. Первая мировая война. Философия. Теории К. Маркса, Ф. Ницше, З. Фрейда и др. Позитивизм. Феминизм. Либерализм. Марксизм. Социализм. Анархизм. «Урбанистическая цивилизация». Биология. Ч. Дарвин «Происхождение видов». Кино. «Чувства» (1954, режиссер Л. Висконти); «Лицо» (1958,режиссер И.Бергман); «Маленький большой человек»(1970, режиссер А. Пенн) Взаимодействие искусств. Прогресс столетия. Литография 1876 г. Личностные: · формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · знает и умеетобъяснить изменения, наметившиеся в русском искусстве конца XIX – начала XX вв.; · объясняет понятие «рубежное сознание»; «неореализм», «неоромантизм»; · используя дополнительную литературу, готовит по данной теме небольшое сообщение (реферат)
Иван Алексеевич БУНИН (1870-1953)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество», «Последний шмель» и др. (возможен выбор трех других стихотворений). Тонкий лиризм пейзажной поэзии Бунина, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли. Традиции русской классической поэзии в лирике Бунина. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник», «Легкое дыхание», «Антоновские яблоки», «Солнечный удар» (2-3 рассказа по выбору). Своеобразие лирического повествования в прозе И.А. Бунина. Мотив увядания и запустениядворянских гнезд. Предчувствие гибели традиционногокрестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах писателя. Поэтичность женских образов. Мотив памяти и тема России в бунинской прозе. Своеобразие художественной манеры И.А, Бунина.   Теория литературы. Психологизм пейзажа в художественной литературе. Рассказ (углубление представлений). Ритм в прозаическом произведении, ассоциативная параллель; развитие представлений о приемах психологического анализа в произведении. Творческая индивидуальность художника. Межлитературные связи. Нравственно-религиозная философия Л.Н. Толстого. Художественный мир А.П. Чехова. Межпредметные связи. История. Октябрьская революция. Волны русской эмиграции.Россия рубежа веков. Взаимодействие искусств. Изобразительное искусство. Л.В. Туржанский. Портрет И.А. Бунина. Дени (В.Н. Денисов). Шарж на И.А. Бунина. Шема. Шарж на И.А. Бунина «Новая газета» (Нью-Йорк). Фотоискусство: фотографии И.А. Бунина, В.Н. Муромцевой, Г. Кузнецовой. Музыка. Романс С. Рахманинова на стихотворение И.А. Бунина «Я опять одинок». Для внеклассного и семейного чтения. И.А. Бунин «Деревня», «Жизнь Арсеньева», «Окаянные дни», «Иоанн Рыдалец», стихотворения (по выбору учащихся). Личностные: · воспитание нравственного сознания и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности; формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики Метапредметные: · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Предметные: Обучающийся · знает биографию писателя; · называет основные этапы его творчества, сквозные темы в творчестве Бунина, главные особенности его прозы и поэзии (лиризация прозаического текста, очерковая точность предметного мира в поэзии); · раскрывает синтетическую природу художественного мышления Бунина; · рассказывает о его тяготении к импрессионизму; · составляет конспект по теме; · выступает с научными сообщениями; · участвует в обсуждении отдельных проблем; · определяет своеобразие лирики Бунина; · выразительно читает стихотворения и анализирует их; · называет и комментирует черты импрессионистической поэтики; определяет настроение бунинских стихов; · объясняет программное значение стихотворений; · высказывает собственное суждение о полюбившемся произведении; · знает содержание рассказов, анализирует их содержание в рамках диалога, предложенного учителем; · комментирует названия в связи с содержанием прочитанных рассказов; · делает обобщающие выводы об основных мотивах и художественном совершенстве прозы И. Бунина; на основе изученного материала · выражает собственное суждение о прочитанном; · дает определение стиля (особенностей письма художника); аргументирует ответ примерами из произведений И. Бунина; · сравнивает стиль его прозы (лирики) с произведениями известных учащемуся авторов
Александр Иванович КУПРИН (1870-1938)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно из произведений по выбору). «Олеся». Поэтическое изображение природы в повести «Олеся»,богатство духовного мира героини. Мечты Олеси и реальная жизнь деревни и ее обитателей. Толстовскиетрадиции в прозе Куприна. Проблема самопознанияличности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Гуманистическая позиция автора. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь каквысшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткова. Пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета вповестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве А. И. Куприна.   Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения (углубление представлений). Традиции и новаторство в литературе. Межлитературные связи. Творчество А.П. Чехова. Межпредметные связи. История. История русских революций 1905, 1917 гг., опыт культурного строительства в СССР. Эмиграция деятелей русской культуры в страны Европы (Германия, Италия, США), их весомый вклад в духовное обогащение культуры Запада. Взаимодействие искусств. Памятник на балаклавской набережной (2009, скульптор Станислав Чиж) Для внеклассного и семейного чтения. А.И. Куприн «Листригоны», «Гамбринус», «Молох», «Поединок». Личностные: · формирование эстетического отношения к миру посредством приобщения к сфере словесного искусства Метапредметные: · владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся · рассказывает о жизни и творчестве А.И. Куприна, отмечает его связи с Донбассом; · раскрывает особенности реализма писателя, разнообразие художественных экспериментов, постоянный поиск новых средств отражения действительности; · составляет конспект по теме; · выступает с сообщением либо рефератом; · знает содержание повести; · раскрывает смысл названия; · определяет идею произведения; · характеризует главного героя, говорит о новом прочтении сцены дуэли (Ленский – Печорин – Ромашов) и новом звучании финала произведения; · пишет сочинение (творческую работу) на заданную тему. · знает содержание произведения, характеризует его героев; · рассуждает (готовит сообщение, доклад, реферат) по теме «Изображение любви в произведениях Куприна («Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет)»; · отмечает важность музыкального сопровождения в тексте «Гранатового браслета» (соната Бетховена)
Л.АНДРЕЕВ, И.С.ШМЕЛЕВ, Б.К.ЗАЙЦЕВ, А.Т.АВЕРЧЕНКО, ТЭФФИ, В.НАБОКОВ (2 автора по выбору учителя)
  Леонид Николаевич АНДРЕЕВ (1871-1919)   Жизнь и творчество Л. Андреева. Сосредоточенность писателя на проблемах индивидуального существования, на единичном человеке. Достоевский и Андреев. Философия отчаяния Л. Андреева. Фантастическая условность образов. Проблемы одиночества, отчуждения, обезличивания человека, детерминации и свободы личности. Тема прогрессирующего взаимонепонимания людей («Рассказ о семи повешенных»). Испытания разума и безумие мысли («Красный смех»). «Иуда Искариот». Образ Иуды как система парадоксов: «не доказать», а «узнать». Лейтмотивы крика, истерики, безумия. Тяготение к максимальной обобщенности в изображении человеческих судеб. Включение в повествование экспрессивных средств выразительности, сгущение эмоциональной атмосферы. Теория литературы. Символ. Гротеск. Антитеза. Для внеклассного и семейного чтения. Л. Андреев. «Большой шлем», «Петька на даче», «Кусака», «Красный смех», «Рассказ о семи повешенных», «Иуда Искариот», «Жизнь Василия Фивейского». «Царь-Голод», «Жизнь человека». Личностные: · формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; высказывает свое отношение к прочитанному
  Иван Сергеевич ШМЕЛЕВ (1873-1950)   Жизнь и творчество И.С. Шмелева. Проблематика и художественное своеобразие книги «Солнце мертвых». Автобиографическая основа произведения. Особенности жанра (эпоса). Художественно-тематическое единство книг «Лето Господне», «Богомолье» и рассказов «Мартын и Кинг», «Небывалый обед». Композиционное своеобразие книги «Лето Господне». Возвращение творчества И. Шмелева русскому читателю. Теория литературы. Род. Жанр литературы. Композиция произведения. Синестеические образы. Межлитературные связи. Н.С. Лесков «Левша». И. Бунин «Антоновские яблоки». Вересаев «В тупике». И.А. Ильин. Межпредметные связи. История. Февральская революция 1917 года. Гражданская война. Личностные: · формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; устанавливает причинно-следственные связи между событиями; высказывает свое отношение к прочитанному
  Борис Константинович ЗАЙЦЕВ (1881-1972)   Художественный мир писателя. Особенности его религиозного сознания. «Преподобный Сергий Радонежский». Скромность подвижничества как русская черта характера русского святого XIV века. Беллетризованные биографии В.А. Жуковского, И.С. Тургенева, А.П. Чехова. Личностные: · формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; высказывает свое отношение к прочитанному
  Аркадий Тимофеевич АВЕРЧЕНКО (1881-1925) «Дюжина ножей в спину революции». Краткиесведения о жизни и творчестве. Жизнеутверждающий юмор и сатира писателя. Журнал «Сатирикон». Рассказы «Дюжина ножей в спину революции».   Межпредметные связи. История. Первая русская революция. Общественно-культурная жизнь России в 1908 — 1913 гг. Личностные: · формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; объясняет сочетание смешного и грустного в рассказах писателя; высказывает свое отношение к прочитанному
  ТЭФФИ (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872-1952)   Художественный мир писателя. Концепция человека в творчестве Тэффи. Философско-юмористическая проза Тэффи. Сочетание в рассказах Тэффи иронии и юмора с любовью к своим персонажам, оптимистически — юмористическое восприятие жизни. Оценка таланта писательницы современниками. Личностные: · формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · рассказывает об основных фактах биографии писателя; раскрывает тему и проблематику произведений; размышляет над центральной проблемой произведения, аргументирует свою позицию; характеризует главных героев произведения, мотивы их поведения; определяет способы изображения характера в произведении; объясняет сочетание смешного и грустного в рассказах Тэффи; высказывает свое отношение к прочитанному
  Владимир Владимирович НАБОКОВ (1899-1977)   (стихотворения "Билет", "Расстрел", "К России", "Слепец, я руки простираю…", роман "Машенька").   Эхо родины как основной мотив лирики и первых прозаических произведений ("Машенька"). Прошлое как тема убитой, уничтоженной идиллии. Одиночество и снобизм героя, оказавшегося в новой действительности (Ганин). Принципы "отстраненного психологизма" в романах Набокова. Текст и подтекст произведений. Активное использование деталей и символов, по которым воссоздается весь предмет. Стилистическое совершенство художественной прозы Набокова. Теория литературы. Подтекст произведения. Принцип «отстраненного психологизма». Личностные: · формирование гражданской идентичности, патриотизма, уважения к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа; формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · рассказывает о своих чувствах и переживаниях на основе прочитанного; называет и раскрывает основные проблемы произведения; формулирует его главную мысль; выражает собственное отношение к прочитанному
Максим ГОРЬКИЙ (1868-1936)   Жизнь и творчество. (Обзор.) Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно-поэтические истоки романтической прозы писателя. Проблема героя в рассказах Горького. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль». «Песня о Буревестнике» как выражение романтического идеала. «Фома Гордеев». Мечта и действительность в романе. «На дне». Социально-философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. Проблема мнимого и реального преодоления унизительного положения, иллюзий и активной мысли, сна и пробуждения души. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Нравственное осмысление революции («Несвоевременные мысли»).   Теория литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). «Новый реализм». Героическая концепция личности. Межлитературные связи. Максим Горький и Л.Н. Толстой. Взаимодействие искусств. Иллюстрации П. Пинкисевича, А. Тарана. Марина Козлова. Театральная афиша к пьесе «На дне». 2009. Кино. Х/ф. «Мать» (В. Пудовкина). «Под знаком Скорпиона». Архитектура, скульптура и прикладное искусство. Памятник М. Горькому перед Институтом мировой литературы в Москве. Для внеклассного и семейного чтения. Максим Горький. «По Руси», «Дети Солнца», «Варенька Олесова» (по выбору учащихся). Личностные: · формирование гражданской позиции школьника как активного и ответственного члена общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, воспитание нравственного сознания и поведения и поведения на основе чтения и эмоционально-интеллектуального освоения художественных произведений, в которых воплощены данные ценности Метапредметные: · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников Предметные: Обучающийся · рассказывает о жизни и творчестве М. Горького, отмечая драматизм писательской судьбы; · знает периодизацию творчества, этапные произведения данного автора; · отмечает разносторонность дарования, способность М. Горького раскрыть себя как в реализме, так и в романтизме. · знает содержание произведения; · анализируя текст, отмечает черты нового героя-романтика (человек, стремящийся к счастью и обретающий его в реальной жизни; человек, способный на самопожертвование во имя счастья других); · раскрывает антитезу Данко – Ларра, оригинальность сюжета и композиции, черты романтической образности (иносказания, условность, романтическая «цветистость» повествования, приподнятость речи); · высказывает собственное суждение; · участвует в диспуте по проблеме: «Героический характер в повседневности»; · определяет тему и основные мотивы произведения; · обозначает тип конфликта (социально-философский); · характеризует героев; · делает выводы о жанровом новаторстве пьесы, ее гуманистическом пафосе; · сравнивает социальную аналитическую драму Г. Ибсена, нравственно-этическую, социальную пьесу А.П. Чехова с изучаемой пьесой М. Горького; самостоятельно оценивает поступки и высказывания героев; готовится к сочинению
ИЗ МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
"Декаданс" – модернизм – авангард: слом реалистической традиции и выработка магистральной линии искусства всего ХХ века. Многообразие и дробность европейского модернизма, множественность его течений и неоднозначность определений (экспрессионизм, импрессионизм, символизм, эстетизм). Неоднородность жанровых форм: "театр абсурда", роман "потока сознания". Футуризм как формы авангардного мышления. Кубофутуризм, кубизм, дадаизм как варианты течения. Символизм. Самое распространенное явление начала ХХ века. Философские и эстетические основы, сформулированные в творчестве П. Верлена, С. Малларме, А. Рембо (повторение). Лучшие представители европейского символизма: Р.М. Рильке, Г. Гофмансталь (Австрия), Э. Верхарн и М. Метерлинк (Бельгия), Г. Ибсен (Норвегия). Английский эстетизм (О. Уальд). Экспрессионизм и творчество Ф. Кафки (Германия). Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной, в произведениях Томаса Стернза Элиота (стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока»). Пародийное использование мотивов классической поэзии (Данте, Шекспира и др.). Э.М. Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романах писателя (обзор). Стремление героев романа найти свое место в жизни, опираясь на гуманистические ценности: солидарность, готовность помочь, дружбу, любовь.   Теория литературы. «Потерянное поколение». Ирония. Европейский авангард. Лейтмотив. Литературный миф. Экспрессионизм. Дегероизация войны. Антивоенный пафос.Внутренний монолог (закрепление понятия). Межпредметные связи. История. Первая мировая война. Межлитературные связи. Зигфрид Сассун. Уилфред Оуэн. Гертруда Стайн. Данте. Шекспир. Французские символисты. Для внеклассного и семейного чтения. Эрих Мария Ремарк «На Западном фронте без перемен». Ричард Олдингтон «Смерть героя». Э. Хемингуэй «Прощай, оружие». У. Фолкнер «Сарторис». Личностные: · развитие способности понимать диалог культур, а также различных форм общественного сознания посредством сопоставления творчества зарубежных и русских авторов Метапредметные: · владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания Предметные: Обучающийся · характеризует ХХ век в искусстве мировой литературы и называет его ведущие художественные направления; подбирает материал и выступает с сообщением об основных тенденциях в развитии философии, литературы, музыкального искусства ХХ века; составляет план лекции учителя либо информационного сообщения по данной теме  
Франц КАФКА (1883-1924)   Краткие сведения об австрийском писателе. «Расколотый мир» Франца Кафки. «Превращение». Трагическое бессилие человека перед абсурдностью окружающей действительности в новелле «Превращение». Фантастическая условность как способ предельного обострения конфликта. Теория литературы. Понятие о фантастической условности. Модернизм (закрепление знаний). Личностные: · развитие способности понимать диалог культур, а также взаимосвязь различных форм общественного сознания посредством сопоставления научных, художественных и иных интерпретаций литературных произведений, сопоставления творчества русских и зарубежных авторов, обеспечивающего осознание учеником своего места в поликультурном мире Метапредметные: · готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; умение использовать средства информационных и коммуникативных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач; владение языковыми средствами — умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства Предметные: Обучающийся · рассказывает о жизни и творчестве Ф. Кафки; знает содержание новеллы, комментирует отрывки, раскрывающие переживания Грегора в состоянии произошедшего с ним превращения; анализирует текст, изображающий его взаимоотношения с близкими; определяет проблемы, поставленные в произведении (ведет диалог), делает выводы об особенностях гуманизма Ф. Кафки; объясняет значение фантастического превращения героя в раскрытии замысла писателя («превращение» как средство воплощения авторского представления о современном ему абсурдном мире), отмечает характерные черты модернизма в новелле «Превращение»
ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
РАЗНООБРАЗИЕ ТВОРЧЕСКИХ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЕЙ В ПОЭЗИИ СЕРЕБРЯНОГО ВЕКА   «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха. Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций. Расцвет русской религиозно-философской мысли. Поиски новых принципов и форм поэтического самовыражения в творчестве символистов, акмеистов, футуристов. Их философско-эстетические концепции, платформы, манифесты. Мотивы, темы, искусство слова, ритма, особенности поэтического образа. Избранные страницы творческого наследия поэтов «серебряного века». Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм. Межпредметные связи.Философия. Труды В. Соловьева, С. Булгакова, Н. Бердяева, Л. Шестова, Г. Федотова, С. Франка, П. Флоренского. Взаимодействие искусств. «Мир искусства». Деятельность С.П. Дягилева, А.Н. Бенуа, К.А. Сомова. «Союз русских художников»: К. Юон, А. Архипов, И. Грабарь, А. Рылов. Натюрморт Н. Смирнова «Серебряный век». Музыка. С.В.Рахманинов. И.Ф. Стравинский. А. Скрябин. Русский театр. К. Станиславский, В. Мейерхольд, В. Комиссаржевская. Русский балет. А. Павлова, В. Нижинский. Личностные: · усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей общества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы Метапредметные: · умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; · владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения Предметные: Обучающийся · комментирует понятие «серебряный век» как русское литературное явление; · называет имена основных авторов данной художественной эпохи; · готовит сообщение по творчеству одного из известных поэтов данного времени; · анализирует стихи, отмечая их принадлежность к определенному художественному течению; интерпретирует избранные стихотворения
Валерий Яковлевич БРЮСОВ (1873-1924)   Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны». (Возможен выбор других стихотворений). Брюсов как основоположник символизмав русской поэзии. Сквозные темы поэзии Брюсова — урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии.Рационализм, отточенность образов и стиля. Взаимодействие искусств. Памятник В.Я. Брюсову перед Ереванским университетом. Личностные: · развитие эстетического сознания че




Наши рекомендации