Тема1. Белемле кеше – бай кеше/ Грамотный человек – богатый человек (7 часов ).

Шәйхи Маннур. Хуш килдегез! / Добро пожаловать!

Резеда Валиева Рәсем дәресендә./ На уроке рисования.

Васима Хайруллина. Балачак утравы. / Остров детства.

Йолдыз. Күңелле тәнәфес. / Веселая перемена.

Габдулла Тукай. Кызыклы Шәкерт./ Забавный ученик.

Мухаммет Садри. Минем әби./ Моя бабушка.

Творческая работа.

Тема 2. Устное народное творчество (6 часов).

Санамышлар. / Считалки.

Мәзәкләр. / Анекдоты.

Мәкальләр. / Пословицы.

Табышмаклар. / Загадки.

Әкиятләр. / Сказки.

Тематическое тестирование.

Тема 3. Татарстан – туган җирем / Татарстан – моя Родина (10 часов).

Закия Туфайлова. Туган ил. / Родина.

Татарстан символлары. / Государственные символы Татарстана.

Фанис Яруллин. Татарстан байрагы./ Флаг Татарстана.

Муса Джалиль. Җилләр./ Ветры.

Ахмет Синагул. Татарстан җирләре./ Земля Татарстана.

Хасан Туфан. И нурлы Казан. / Лучезарная Казань.

Казан турында легендалар. / Легенды про Казань.

Лена Шакирзян. Сөембикә манарасы./ Башня Сююмбике.

Бари Рахмат. Зәңгәр күл. / Голубое озеро.

Проектная работа. «С чего начинается Родина?».

Тема 4. Кышкы уеннар / Зимние забавы (7 часов).

Госман Бакирдан. Кышкы уен. / Зимние забавы.

Гасим Лотфи. Песнәк белән Әнисә./Синица и Аниса.

Бари Рахмат. Кыш бабай елкада. / Дед Мороз на Новогодней ёлке (пьеса).

Раиса Ишмуратова. Яңа чана./ Новые санки.

Творческая работа.

Тема 5. Китап – белем чишмәсе / Книга – источник знаний (7 часов).

Хакимзян Халиков. Яңа дус таптым. / Новый друг.

Хасан Шабанов. Кадерлә син китапны. / Дорожи книгой.

Китап тарихыннан. / Из истории книг. (из журнала «Ялкын»).

Закия Туфайлова Безнең китапханәдә. / В нашей библиотеке.

Джавад Тарземанов. Якын дус./ Близкий друг.

Ризаэддин Фәхреддин. Уку әдәпләре. /Правила чтения.

Проектная работа. «Книга – наш друг».

Тема 6. Дуслык / Дружба (9 часов).

Резеда Валиева. Дуслык. /Дружба.

Васима Хайруллина. Әйдә, танышабыз. / Давай, знакомиться.

Идрис Туктар. Алма. / Яблоко.

М.Галлямова. Чын иптәш. / Настоящий друг.

Резеда Валиева. Кыңгырау чәчәк. / Колокольчик.

Бари Рахмат. Әби белән бабушка.

Татарская народная сказка. Куркак юлдаш. / Трусливый товарищ.

Л.Толстой. Бүре белән Тиен. / Волк и Белка.

Творческая работа.

Тестирование.

Тема 7. Яхшылыкта – яктылык / Доброта – свет (5 часов).

Сарвар Адхамова. Дуслар. / Друзья.

Ахсан Баян. Эт янында тиеннәр. / Белки около собак.

Даржия Аппакова. Шыгырдавыклы башмаклар. / Скрипучие башмаки.

Проектная работа. «Твори добро».

Тема 8. Яз / Весна (12 часов).

Сажида Сулейманова. Әниләр бәйрәме. / Мамин праздник.

Резеда Вәлиева.Туган көндә. / В день рождения.

Гумар Баширов. Табигатьтә яз. / В природе весна.

Бари Рахмат. Сыерчыктан телеграмма. / Телеграмма от скворца.

Нәүрүз. /Навруз. Көндәлек матбугаттан. / из периодической печати.

Роза Хафизова. Нәүрүз килә. / Навруз идет.

Карга боткасы. / Грачиная каша (из журнала «Салават күпере»).

Роберт Миннуллин. Әйлән-бәйлән. / Хоровод.

Резеда Валиева. Җиңү көнендә. /День Победы.

Мадина Маликова. Һәйкәл янында./ У памятника.

Васима Хайруллина. Билгесез солдат. / Неизвестный солдат.

Творческая работа.

Тема 9. Җәй / Лето (5 часов).

Амина Бикчантаева. Каен җиләге. / Земляника.

Хакимзян Халиков. Витаминлы аш./ Витаминный суп.

Сабантуй. (из периодической печати).

Роберт Миннуллин. Сабантуй бүген бездә. / У нас сегодня Сабантуй.

Проектная работа. «Лето».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Наименование разделов и тем Всего часов
  1 класс 23 часа
Устное народное творчество
Любим зиму
Волшебные слова
Мой день рождения
Наша семья
Весна идет
Прекрасное лето
  2 класс 68 часов
Праздник знаний
Устное народное творчество
Осеннее богатство
Родина моя
Зимние забавы
Наша семья
Птицы – крылатые друзья
Идет весна
Лето
  3 класс 68 часов
Как я провел лето?
Устное народное творчество
Смешные девчонки, мальчишки
Зима. Новый год
Береги родную землю
Мои родственники. Весна
Маленькие друзья
В здоровом теле здоровый дух
  4 класс 68 часов
Грамотный человек – богатый человек
Устное народное творчество
Татарстан – моя Родина
Зимние забавы
Книга – источник знаний
Дружба
Доброта – свет
Весна.
Лето
  Итого 227 часа


ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕМАТИЧЕСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ, ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ПРОЕКТОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ

Литературное чтение 1 класс 2 класс 3 класс 4 класс
Творческие работы
Проекты
Тематические тесты  
Годовые стандартизированные контрольные работы  
Всего по литературному чтению
Метапредметные результаты класс класс класс класс
Интегрированные контрольные работы   1-2 1-3 1-4

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ

2 класс

1. Барлас Камалов. Иң күңелле көн. / Самый веселый день.

2. Ринат Маннан. Помидор егете. / Помидорчик.

3. Васима Хайруллина. Толымлы суган./ Лук с косичками.

4. Музахит. Яңа ел кайдан килә? /Откуда приходит Новый год?

5. Закия Туфайлова. Шофер булам. / Буду шофером.

6. Муса Джалиль. Күке. / Кукушка.

7. Афзал Нигъматуллин. Песи һәм чыпчык. / Кот и воробей.

3 класс

1. Роберт Миннуллин. Исәнме, мәктәп! / Здравствуй, школа!

2. Наджип Думави. Мәктәп. / Школа.

3. Маджит Гафури. Эш һәм белем. / Работа и знание.

4. Газинур Морат. Тылсымлы тел. / Волшебный язык.

5. Гарай Рахим. Көз йөри. / Ходит осень.

6. Рустам Мингалим. Торналар. / Журавли.

7. Фоат Садриев. Боз өстендә. / На льду.

8. Гумар Баширов. Чана шуу. / Катание на санках.

9. Хасан Туфан. Казан. / Казань.

4 класс

1. Муса Джалиль. Болын. / Луг.

2. Муса Джалиль. Чишмә. / Родник.

3. Сания Ахметзянова. Саклыйк, әйдә, Җир ананы / Сохраним нашу Землю.

4. Шаукат Галиев. Күршеләрнең алмасы. / Соседское яблоко.

5. Фанис Яруллин. Бияләй (хикәя). / Варежки (рассказ).

6. Роза Хафизова. Күгәрчен һәм малай (хикәя). / Голубь и мальчик (рассказ).

ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Предлагаемые учебники, входящие в Федеральный перечень, и учебно-методические пособия для обеспечения примерной рабочей программы учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке

Хрестоматии:

1. В мире детства (Балачак дөньясында): рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 2 нче с-фы өчен хрестоматия (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / Төз. – авт. :Р.М.Исхакова һ.б.; рәссамы Фәридә Ризаева). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 95 б.

2. Вместе с друзьями (Дуслар белән бергәләп): рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 3 нче с-фы өчен хрестоматия (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / Төз. – авт.: Р.М.Исхакова һ.б.; рәссамы Ольга Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 95 б.

3. Солнечная страна (Кояшлы ил) ): рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 4 нче с-фы өчен хрестоматия (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / Төз. – авт.: Г.М.Әхмәтҗанова һ.б.; рәссамы Рөстәм Хәбибуллин). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 95 б.

Учебники:

1. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 1 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: Рөстәм Хәбибуллин, Алсу Тимергалина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. –101 б.

2. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 2 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 1 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: Рөстәм Хәбибуллин, Алсу Тимергалина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. –111 б.

3. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 2 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 2 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: Рөстәм Хәбибуллин, Алсу Тимергалина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. –111 б.

4. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 3 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 1 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 87 б.

5. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 3 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 2 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 87 б.

6. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 4 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 1 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 94 б.

7. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 4 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 2 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 94 б.

Энциклопедии:

1. Балачак энциклопедиясе: беренче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2009. – 128 б.

2. Балачак энциклопедиясе: икенче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2010. – 138 б.

3. Балачак энциклопедиясе: өченче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2011. – 148 б.

4. Балачак энциклопедиясе: дүртенче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2012. – 184 б.

5. Балачак энциклопедиясе: бишенче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 208 б.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1. Әдәбият белеме. Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казан: Мәгариф, 2007.

2. Әдипләребез: биобиблиографик белешмәлек. 2 томда / төз. Р.Даутов, Р.Рахмани. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2009.

3. Даутов Р.Н., Гамбәров Н.Г. Балачак әдипләре: биобиблиографик белешмәлек. 4 китапта. – Казан: Мәгариф, 2002, 2004, 2005, 2008.

4. Сынап карау программалары (Экспериментальные программы) / авт. сост.: Р.З. Хайдарова, Р.А. Малафеева, А.Р. Мотигуллина, И.М. Ибрагимова. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2003. – 159 б.

5.Татар теле һәм әдәбияты. Рус телендә урта (гомуми) белем бирү мәктәпләре өчен татар теле һәм әдәбиятыннан үрнәк программалар: 1-11 нче сыйныфлар / басма өчен Ч.М. Харисова, К.С. Фәтхуллова, З.Н. Хәбибуллина җаваплы. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2011.

6. Татар теленең мәктәпләр өчен аңлатмалы сүзлеге: мәктәп укытучылары һәм укучылары өчен гамәли кулланма [ред. Ф.С. Хәкимҗанов, редколлегия: Ф.Ф. Гаффарова, Ф.Ә. Ганиев, Г.Г. Сабирова]. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2013.

7. Тимерханов А.Ә. Татарча-русча-инглизчә мәктәп сүзлеге / төз. А.Ә.Тимерханов, С.Ф.Гарифуллина; фәнни ред., кереш мәкалә, кушымта авторы А.Ә.Тимерханов. – Казан: «Мәгариф–Вакыт» нәшр., 2013.

Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан.

Сайт «Белем.ру» и др.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

• читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;

• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;

• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;

• рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение видовых особенностей (эпических, лирических, драматических), узнавание жанров устного народного (колыбельные песни, считалки, сказки, пословицы и др.).

Обучающиеся научатся:

• отличать прозаическое произведение от стихотворного;

• различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;

• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями.

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать фрагменты художественного произведения по ролям и по цепочке;

• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области общих учебных действий обучающиеся научатся:

• ориентироваться в учебной книге, то есть читать условные знаки; находить выделенные строчки и слова на странице; находить нужную иллюстрацию;

• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы;

• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;

• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

• называть имена 2–3 классиков татарской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;

• читать наизусть 2-3 стихотворений разных авторов (по выбору);

• пересказывать текст небольшого объема;

• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных и волшебную сказку;

• определять особенности волшебной сказки;

• различать сказку и рассказ.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;

• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного;

• осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• читать художественное произведение по ролям и по цепочке;

• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать выразительно поэтические и прозаические произведения;

• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами;

• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

• ориентироваться в учебной книге: читать условные знаки обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

• быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице;

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

• выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:

• аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Обучающиеся научатся:

• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;

• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;

• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;

• рассказывать о любимом литературном герое;

• выявлять авторское отношение к герою;

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

• читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов (по выбору);

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;

• самостоятельно читать выбранные книги;

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;

•самостоятельно работать со словарями.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Обучающиеся научатся:

• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;

• различать сказку и рассказ;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, контраст; фигуры: повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

• понимать развитие сказки о животных во времени;

• сравнивать сказку и художественное произведение.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Обучающиеся научатся:

• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;

• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);

• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;

• рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся

свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;

• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;

• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);

• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.

Обучающиеся получат возможность научиться:

• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;

В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Выпускник научится:

• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;

• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;

• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;

• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);

• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;

• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;

• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;

• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);

• составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;

• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);

• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;

• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).

Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, и др.) и понимание причин их использования.

Выпускник научится:

• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;

• отличать народные произведения от авторских;

• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола, контраст, повтор, разные типы рифмы).

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, татарских и русских народных сказках;

• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);

• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;

• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.

Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:

• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;

• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;

• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).

В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.

В области регулятивных учебных действий выпускник научится:

• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.

В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:

• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;

• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).

Примерная рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как государственный) (5-9 классы)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Татарская литература в общеобразовательных учреждениях основного общего образования с русским языком обучения для учащихся, изучающих татарский язык как государственный – это учебный предмет, направленный на получение знаний об истории и культуре как татарского и русского (и др. народов, населяющих Татарстан и Россию), так и народов всего мира; также это особая область культуры, изучающая сферу писательского творчества, т.е. письменной речевой деятельности, являющейся одновременно деятельностью эстетической; это учебный предмет, направленный на научное познание мира; также языка произведения словесного творчества; освоение общекультурных навыков чтения; восприятия и понимания литературных произведений; выражения себя в слове; это учебный предмет, направленный для понимания того, что художественная литература говорит на особом языке, который надстраивается над естественным языком как вторичная система, т.е. на развитие эмоциональной сферы личности образного, ассоциативного и логического мышления; через этот учебный предмет осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций татарской, русской и мировой культур.

Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Татарская литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с русским языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными

Наши рекомендации