Тема1. Белемле кеше – бай кеше/ Грамотный человек – богатый человек (7 часов ).
Шәйхи Маннур. Хуш килдегез! / Добро пожаловать!
Резеда Валиева Рәсем дәресендә./ На уроке рисования.
Васима Хайруллина. Балачак утравы. / Остров детства.
Йолдыз. Күңелле тәнәфес. / Веселая перемена.
Габдулла Тукай. Кызыклы Шәкерт./ Забавный ученик.
Мухаммет Садри. Минем әби./ Моя бабушка.
Творческая работа.
Тема 2. Устное народное творчество (6 часов).
Санамышлар. / Считалки.
Мәзәкләр. / Анекдоты.
Мәкальләр. / Пословицы.
Табышмаклар. / Загадки.
Әкиятләр. / Сказки.
Тематическое тестирование.
Тема 3. Татарстан – туган җирем / Татарстан – моя Родина (10 часов).
Закия Туфайлова. Туган ил. / Родина.
Татарстан символлары. / Государственные символы Татарстана.
Фанис Яруллин. Татарстан байрагы./ Флаг Татарстана.
Муса Джалиль. Җилләр./ Ветры.
Ахмет Синагул. Татарстан җирләре./ Земля Татарстана.
Хасан Туфан. И нурлы Казан. / Лучезарная Казань.
Казан турында легендалар. / Легенды про Казань.
Лена Шакирзян. Сөембикә манарасы./ Башня Сююмбике.
Бари Рахмат. Зәңгәр күл. / Голубое озеро.
Проектная работа. «С чего начинается Родина?».
Тема 4. Кышкы уеннар / Зимние забавы (7 часов).
Госман Бакирдан. Кышкы уен. / Зимние забавы.
Гасим Лотфи. Песнәк белән Әнисә./Синица и Аниса.
Бари Рахмат. Кыш бабай елкада. / Дед Мороз на Новогодней ёлке (пьеса).
Раиса Ишмуратова. Яңа чана./ Новые санки.
Творческая работа.
Тема 5. Китап – белем чишмәсе / Книга – источник знаний (7 часов).
Хакимзян Халиков. Яңа дус таптым. / Новый друг.
Хасан Шабанов. Кадерлә син китапны. / Дорожи книгой.
Китап тарихыннан. / Из истории книг. (из журнала «Ялкын»).
Закия Туфайлова Безнең китапханәдә. / В нашей библиотеке.
Джавад Тарземанов. Якын дус./ Близкий друг.
Ризаэддин Фәхреддин. Уку әдәпләре. /Правила чтения.
Проектная работа. «Книга – наш друг».
Тема 6. Дуслык / Дружба (9 часов).
Резеда Валиева. Дуслык. /Дружба.
Васима Хайруллина. Әйдә, танышабыз. / Давай, знакомиться.
Идрис Туктар. Алма. / Яблоко.
М.Галлямова. Чын иптәш. / Настоящий друг.
Резеда Валиева. Кыңгырау чәчәк. / Колокольчик.
Бари Рахмат. Әби белән бабушка.
Татарская народная сказка. Куркак юлдаш. / Трусливый товарищ.
Л.Толстой. Бүре белән Тиен. / Волк и Белка.
Творческая работа.
Тестирование.
Тема 7. Яхшылыкта – яктылык / Доброта – свет (5 часов).
Сарвар Адхамова. Дуслар. / Друзья.
Ахсан Баян. Эт янында тиеннәр. / Белки около собак.
Даржия Аппакова. Шыгырдавыклы башмаклар. / Скрипучие башмаки.
Проектная работа. «Твори добро».
Тема 8. Яз / Весна (12 часов).
Сажида Сулейманова. Әниләр бәйрәме. / Мамин праздник.
Резеда Вәлиева.Туган көндә. / В день рождения.
Гумар Баширов. Табигатьтә яз. / В природе весна.
Бари Рахмат. Сыерчыктан телеграмма. / Телеграмма от скворца.
Нәүрүз. /Навруз. Көндәлек матбугаттан. / из периодической печати.
Роза Хафизова. Нәүрүз килә. / Навруз идет.
Карга боткасы. / Грачиная каша (из журнала «Салават күпере»).
Роберт Миннуллин. Әйлән-бәйлән. / Хоровод.
Резеда Валиева. Җиңү көнендә. /День Победы.
Мадина Маликова. Һәйкәл янында./ У памятника.
Васима Хайруллина. Билгесез солдат. / Неизвестный солдат.
Творческая работа.
Тема 9. Җәй / Лето (5 часов).
Амина Бикчантаева. Каен җиләге. / Земляника.
Хакимзян Халиков. Витаминлы аш./ Витаминный суп.
Сабантуй. (из периодической печати).
Роберт Миннуллин. Сабантуй бүген бездә. / У нас сегодня Сабантуй.
Проектная работа. «Лето».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОСНОВНОГО СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 класс | 23 часа | |
Устное народное творчество | ||
Любим зиму | ||
Волшебные слова | ||
Мой день рождения | ||
Наша семья | ||
Весна идет | ||
Прекрасное лето | ||
2 класс | 68 часов | |
Праздник знаний | ||
Устное народное творчество | ||
Осеннее богатство | ||
Родина моя | ||
Зимние забавы | ||
Наша семья | ||
Птицы – крылатые друзья | ||
Идет весна | ||
Лето | ||
3 класс | 68 часов | |
Как я провел лето? | ||
Устное народное творчество | ||
Смешные девчонки, мальчишки | ||
Зима. Новый год | ||
Береги родную землю | ||
Мои родственники. Весна | ||
Маленькие друзья | ||
В здоровом теле здоровый дух | ||
4 класс | 68 часов | |
Грамотный человек – богатый человек | ||
Устное народное творчество | ||
Татарстан – моя Родина | ||
Зимние забавы | ||
Книга – источник знаний | ||
Дружба | ||
Доброта – свет | ||
Весна. | ||
Лето | ||
Итого | 227 часа |
ПРИМЕРНОЕ КОЛИЧЕСТВО ТЕМАТИЧЕСКИХ, ТВОРЧЕСКИХ, ИТОГОВЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ И ПРОЕКТОВ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ
Литературное чтение | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Творческие работы | ||||
Проекты | ||||
Тематические тесты | ||||
Годовые стандартизированные контрольные работы | ||||
Всего по литературному чтению | ||||
Метапредметные результаты | класс | класс | класс | класс |
Интегрированные контрольные работы | 1-2 | 1-3 | 1-4 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ
2 класс
1. Барлас Камалов. Иң күңелле көн. / Самый веселый день.
2. Ринат Маннан. Помидор егете. / Помидорчик.
3. Васима Хайруллина. Толымлы суган./ Лук с косичками.
4. Музахит. Яңа ел кайдан килә? /Откуда приходит Новый год?
5. Закия Туфайлова. Шофер булам. / Буду шофером.
6. Муса Джалиль. Күке. / Кукушка.
7. Афзал Нигъматуллин. Песи һәм чыпчык. / Кот и воробей.
3 класс
1. Роберт Миннуллин. Исәнме, мәктәп! / Здравствуй, школа!
2. Наджип Думави. Мәктәп. / Школа.
3. Маджит Гафури. Эш һәм белем. / Работа и знание.
4. Газинур Морат. Тылсымлы тел. / Волшебный язык.
5. Гарай Рахим. Көз йөри. / Ходит осень.
6. Рустам Мингалим. Торналар. / Журавли.
7. Фоат Садриев. Боз өстендә. / На льду.
8. Гумар Баширов. Чана шуу. / Катание на санках.
9. Хасан Туфан. Казан. / Казань.
4 класс
1. Муса Джалиль. Болын. / Луг.
2. Муса Джалиль. Чишмә. / Родник.
3. Сания Ахметзянова. Саклыйк, әйдә, Җир ананы / Сохраним нашу Землю.
4. Шаукат Галиев. Күршеләрнең алмасы. / Соседское яблоко.
5. Фанис Яруллин. Бияләй (хикәя). / Варежки (рассказ).
6. Роза Хафизова. Күгәрчен һәм малай (хикәя). / Голубь и мальчик (рассказ).
ОПИСАНИЕ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО И МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Предлагаемые учебники, входящие в Федеральный перечень, и учебно-методические пособия для обеспечения примерной рабочей программы учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке
Хрестоматии:
1. В мире детства (Балачак дөньясында): рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 2 нче с-фы өчен хрестоматия (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / Төз. – авт. :Р.М.Исхакова һ.б.; рәссамы Фәридә Ризаева). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 95 б.
2. Вместе с друзьями (Дуслар белән бергәләп): рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 3 нче с-фы өчен хрестоматия (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / Төз. – авт.: Р.М.Исхакова һ.б.; рәссамы Ольга Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 95 б.
3. Солнечная страна (Кояшлы ил) ): рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 4 нче с-фы өчен хрестоматия (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / Төз. – авт.: Г.М.Әхмәтҗанова һ.б.; рәссамы Рөстәм Хәбибуллин). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 95 б.
Учебники:
1. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 1 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен) / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: Рөстәм Хәбибуллин, Алсу Тимергалина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. –101 б.
2. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 2 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 1 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: Рөстәм Хәбибуллин, Алсу Тимергалина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. –111 б.
3. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 2 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 2 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: Рөстәм Хәбибуллин, Алсу Тимергалина). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. –111 б.
4. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 3 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 1 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 87 б.
5. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 3 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 2 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 87 б.
6. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 4 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 1 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 94 б.
7. Фатхуллова К.С. Татар теле һәм уку китабы = Татарский язык и литературное чтение: рус телендә башл. гомуми белем бирү мәкт. 4 нче с-фы өчен д-лек (рус телендә сөйләшүче балалар өчен): 2 кисәктә. 2 нче кисәк / К.С. Фатхуллова; рәссамнары: В.Булатов, О. Ярикова). – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 94 б.
Энциклопедии:
1. Балачак энциклопедиясе: беренче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2009. – 128 б.
2. Балачак энциклопедиясе: икенче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2010. – 138 б.
3. Балачак энциклопедиясе: өченче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2011. – 148 б.
4. Балачак энциклопедиясе: дүртенче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2012. – 184 б.
5. Балачак энциклопедиясе: бишенче китап / төз.: Талия Шакирова, Ленар Шәех. – Казан: Татар. кит. нәшр., 2013. – 208 б.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
1. Әдәбият белеме. Терминнар һәм төшенчәләр сүзлеге. – Казан: Мәгариф, 2007.
2. Әдипләребез: биобиблиографик белешмәлек. 2 томда / төз. Р.Даутов, Р.Рахмани. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2009.
3. Даутов Р.Н., Гамбәров Н.Г. Балачак әдипләре: биобиблиографик белешмәлек. 4 китапта. – Казан: Мәгариф, 2002, 2004, 2005, 2008.
4. Сынап карау программалары (Экспериментальные программы) / авт. сост.: Р.З. Хайдарова, Р.А. Малафеева, А.Р. Мотигуллина, И.М. Ибрагимова. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2003. – 159 б.
5.Татар теле һәм әдәбияты. Рус телендә урта (гомуми) белем бирү мәктәпләре өчен татар теле һәм әдәбиятыннан үрнәк программалар: 1-11 нче сыйныфлар / басма өчен Ч.М. Харисова, К.С. Фәтхуллова, З.Н. Хәбибуллина җаваплы. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2011.
6. Татар теленең мәктәпләр өчен аңлатмалы сүзлеге: мәктәп укытучылары һәм укучылары өчен гамәли кулланма [ред. Ф.С. Хәкимҗанов, редколлегия: Ф.Ф. Гаффарова, Ф.Ә. Ганиев, Г.Г. Сабирова]. – Казан: Татар.кит.нәшр., 2013.
7. Тимерханов А.Ә. Татарча-русча-инглизчә мәктәп сүзлеге / төз. А.Ә.Тимерханов, С.Ф.Гарифуллина; фәнни ред., кереш мәкалә, кушымта авторы А.Ә.Тимерханов. – Казан: «Мәгариф–Вакыт» нәшр., 2013.
Сайт Министерства образования и науки Республики Татарстан.
Сайт «Белем.ру» и др.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать вслух плавно, безотрывно по слогам и целыми словами, учитывая индивидуальный темп чтения;
• понимать содержание коротких произведений, воспринятых на слух, а также прочитанных в классе, выделять в них основные логические части;
• читать про себя маркированные места текста, осознавая смысл прочитанного;
• рассказывать наизусть 3–4 стихотворения разных авторов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение видовых особенностей (эпических, лирических, драматических), узнавание жанров устного народного (колыбельные песни, считалки, сказки, пословицы и др.).
Обучающиеся научатся:
• отличать прозаическое произведение от стихотворного;
• различать малые жанры фольклора: загадку, считалку, скороговорку, закличку;
• находить средства художественной выразительности в тексте (повтор; уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки, рифмы).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать фрагменты художественного произведения по ролям и по цепочке;
• рассматривать иллюстрации, соотносить их сюжет с соответствующим фрагментом текста или с основной мыслью (чувством, переживанием), выраженными в тексте.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге, то есть читать условные знаки; находить выделенные строчки и слова на странице; находить нужную иллюстрацию;
• работать с двумя источниками информации (учебной книгой и тетрадью для самостоятельной работы; учебной книгой и хрестоматией), то есть сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради, учебника и хрестоматии; находить нужный раздел тетради для самостоятельной работы и хрестоматии.
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя заявленными точками зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать, что можно по-разному отвечать на вопросы;
• обращаться к тексту для подтверждения того ответа, с которым он соглашается.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения;
• строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
• слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
• называть имена 2–3 классиков татарской литературы, перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
• перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
• определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
• оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
• пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
• устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного;
• читать наизусть 2-3 стихотворений разных авторов (по выбору);
• пересказывать текст небольшого объема;
• использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
• привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
• задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных и волшебную сказку;
• определять особенности волшебной сказки;
• различать сказку и рассказ.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности сказки-цепочки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
• обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);
• понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира;
• обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного;
• осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• читать художественное произведение по ролям и по цепочке;
• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать выразительно поэтические и прозаические произведения;
• рассматривать иллюстрации в учебнике и сравнивать их с художественными текстами;
• устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД
К КОНЦУ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебной книге: читать условные знаки обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
• быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице;
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
• выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• видеть разницу между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
• находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
• подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
• понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:
• аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Обучающиеся научатся:
• читать правильно и выразительно целыми словами вслух, учитывая индивидуальный темп чтения;
• читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, повторного просмотрового чтения, выборочного и повторного изучающего чтения;
• называть имена писателей и поэтов – авторов изучаемых произведений, перечислять названия их произведений и коротко пересказывать содержание текстов, прочитанных в классе;
• рассказывать о любимом литературном герое;
• выявлять авторское отношение к герою;
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;
• читать наизусть 3-4 стихотворения разных авторов (по выбору);
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, страница «Содержание», иллюстрации).
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• делать самостоятельный выбор книги и определять содержание книги по ее элементам;
• самостоятельно читать выбранные книги;
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений;
•самостоятельно работать со словарями.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей произведений (сказка и рассказ; сказка о животных и волшебная сказка и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Обучающиеся научатся:
• различать сказку о животных, басню, волшебную сказку, бытовую сказку;
• различать сказку и рассказ;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (приемы: сравнение, олицетворение, гипербола, контраст; фигуры: повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• понимать развитие сказки о животных во времени;
• сравнивать сказку и художественное произведение.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Обучающиеся научатся:
• понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
• эмоционально воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой, и оформлять свои впечатления (отзывы) в устной речи;
• интерпретировать литературный текст, живописное и музыкальное произведения, (выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного, прочитанного и услышанного);
• принимать участие в инсценировке (разыгрывании по ролям) крупных диалоговых фрагментов литературных текстов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
• рассматривать иллюстрации в учебнике, слушать музыкальные произведения, сравнивать их с художественными текстами и живописными произведениями с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся
свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей, быстро находить нужную словарную статью;
• свободно ориентироваться в учебной книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
• работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения);
• работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; учебной книгой и дополнительными источниками информации (другими учебниками комплекта, библиотечными книгами, сведениями из Интернета); текстами и иллюстрациями к текстам.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• освоить алгоритм составления сборников: монографических, жанровых и тематических (сами термины – определения сборников не используются).
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе: распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
В области регулятивных учебных действий обучающиеся научатся:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности»:аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Выпускник научится:
• читать про себя в процессе ознакомительного, просмотрового чтения, выборочного и изучающего чтения;
• определять тему и главную мысль произведения; делить текст на смысловые части, составлять план текста и использовать его для пересказа; пересказывать текст кратко и подробно;
• представлять содержание основных литературных произведений, изученных в классе, указывать их авторов и названия;
• перечислять названия двух-трех детских журналов и пересказывать их основное содержание (на уровне рубрик);
• характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев одного и разных произведений; выявлять авторское отношение к герою;
• читать наизусть (по выбору) стихотворные произведения или отрывки из них, спокойно воспринимать замечания и критику одноклассников по поводу своей манеры чтения;
• обосновывать свое высказывание о литературном произведении или герое, подтверждать его фрагментами или отдельными строчками из произведения;
• ориентироваться в книге по ее элементам (автор, название, титульный лист, страница «Содержание» или «Оглавление», аннотация, иллюстрации);
• составлять аннотацию на отдельное произведение и на сборники произведений;
• делать самостоятельный выбор книг в библиотеке с целью решения разных задач (чтение согласно рекомендованному списку; подготовка устного сообщения на определенную тему);
• высказывать оценочные суждения о героях прочитанных произведений и тактично воспринимать мнения одноклассников;
• самостоятельно работать с разными источниками информации (включая словари и справочники разного направления).
Раздел «Литературоведческая пропедевтика»:различение типов рифм, различение жанровых особенностей произведений народного творчества и авторской литературы, узнавание в текстах литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст, гипербола, и др.) и понимание причин их использования.
Выпускник научится:
• представлять основной вектор движения художественной культуры: от народного творчества к авторским формам;
• отличать народные произведения от авторских;
• находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе (сравнение, олицетворение, гипербола, контраст, повтор, разные типы рифмы).
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• отслеживать особенности мифологического восприятия мира в сказках народов мира, татарских и русских народных сказках;
• обнаруживать связь смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой (на примере классической и современной поэзии);
• понимать роль творческой биографии писателя (поэта, художника) в создании художественного произведения;
• понимать, что произведения, принадлежащие к разным видам искусства (литературные, музыкальные, живописные) могут сравниваться не только на основе их тематического сходства, но и на основе сходства или различия мировосприятия их авторов (выраженных в произведении мыслей и переживаний).
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся»:чтение по ролям, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов.
Выпускник в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получит возможность научиться:
• читать вслух стихотворный и прозаический тексты;
• обсуждать с одноклассниками литературные, живописные и музыкальные произведения с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
• устно и письменно (в форме высказываний и/или коротких сочинений) делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов, музыкальных и живописных произведений.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УУД К КОНЦУ 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:
свободно работать с текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; уметь быстро менять аспект рассмотрения;
• свободно ориентироваться в текущей учебной книге и в других книгах комплекта; в корпусе учебных словарей, в периодических изданиях; в фонде школьной библиотеки: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;
• свободно работать с разными источниками информации (представленными в текстовой форме, в виде произведений изобразительного и музыкального искусства).
В области коммуникативных учебных действий выпускник научится:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
• разным формам учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разным социальным ролям (ведущего и исполнителя);
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
• понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь присоединяться к одной из них или высказывать собственную точку зрения.
В области регулятивных учебных действий выпускник научится:
• осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
В области личностных учебных действий выпускник получит возможность научиться:
• осознавать значение литературного чтения в формировании собственной культуры и мировосприятия;
• профилировать свою нравственно-этическую ориентацию (накопив в ходе анализа произведений и общения по их поводу опыт моральных оценок и нравственного выбора).
Примерная рабочая программа учебного предмета «Татарская литература» для общеобразовательных организаций с обучением на русском языке (для изучающих татарский язык как государственный) (5-9 классы)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Татарская литература в общеобразовательных учреждениях основного общего образования с русским языком обучения для учащихся, изучающих татарский язык как государственный – это учебный предмет, направленный на получение знаний об истории и культуре как татарского и русского (и др. народов, населяющих Татарстан и Россию), так и народов всего мира; также это особая область культуры, изучающая сферу писательского творчества, т.е. письменной речевой деятельности, являющейся одновременно деятельностью эстетической; это учебный предмет, направленный на научное познание мира; также языка произведения словесного творчества; освоение общекультурных навыков чтения; восприятия и понимания литературных произведений; выражения себя в слове; это учебный предмет, направленный для понимания того, что художественная литература говорит на особом языке, который надстраивается над естественным языком как вторичная система, т.е. на развитие эмоциональной сферы личности образного, ассоциативного и логического мышления; через этот учебный предмет осуществляется передача от поколения к поколению нравственных и эстетических традиций татарской, русской и мировой культур.
Своеобразие литературы как базовой учебной дисциплины определяется спецификой литературы как словесного искусства. Образная природа литературы позволяет оказывать непосредственное эмоциональное воздействие на читателя и таким образом активно формировать его мировоззренческие установки, духовно-нравственные идеалы, эстетический вкус. Сложность учебного предмета «Татарская литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство. При этом в школе с русским языком обучения соотношение литературного материала (художественных произведений) с историко- и теоретико-литературными