Урок 121. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогно-шровать его содержание, планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности), выбирать для себя необходимый и интересный журнал, читать стихи выразительно, передавая настроение с помощью интонации; продолжить формирование навыков беглого чтения и правильной речи.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнози-ронать содержание раздела; планировать работу на уроке (начало, конец, виды деятельности); выбирать для себя необходимый и интересный журнал; читать вслух с постепенным переходом ми чтение про себя; увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста; воспринимать на слух художественное произведение.
Оборудование: выставка журналов; карточки (текст речевой разминки, задания), рабочая тетрадь.
Ход урока
I, Организационный момент
II, Речевая разминка
Прочитайте стихотворение. Подумайте, как его можно озаглавить. («Мурзилке».)
Летят, торопятся года.
И, дружбы не тая,
С тобой, «Мурзилка», никогда
Не разлучаюсь я.
Раскрыла свежий номер твой —
И мир открылся мне.
И сразу в детство с головой
Уходишь, как во сне.
Мечтая молодость вернуть,
Чего не затевают,
И в детство самый краткий путь
«Мурзилкой» называют.
И. Токмакова
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой (еще: выразительно).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
— Откройте с. 173 учебника. Прочитайте название раздела. Как вы его понимаете?
— Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроках? (Высказывания детей.)
— Проверим ваши предположения. Прочитайте, с чем мы познакомимся.
— Чему мы научимся? Чему будем учиться?
(Дети дают ответы согласно тексту на с. 173 учебника.)
IV. Работа по теме урока
— Запишите в рабочих тетрадях, какие детские журналы вам известны. Не забывайте, что названия журналов пишутся с заглавной буквы и в кавычках.
(Самостоятельная работа учащихся.)
— Откройте учебник на с. 174, прочитайте авторскую статью. (Читают хорошо читающие ученики.)
— Рассмотрите иллюстрацию к статье. Что за книжку с названием «Чиж» держит профессор Самоваров? (Это старый журнал «Чиж» (чрезвычайно интересный журнал).)
— Задайте вопросы по тексту своим одноклассникам.
V. Физкультминутка
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки, поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа с выставкой журналов. Беседа
- Вы принесли на урок разные журналы. Рассмотрите нашу выставку.
- Расскажите о своем любимом журнале по плану.
План
1. Как называется журнал.
2. С какого года выпускается.
3. Как часто выходит.
4. Какие рубрики содержит.
2. Рассказ учителя о детских журналах(См. материал для учителя к уроку.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
- Какой раздел мы начали изучать?
- С чем мы познакомимся?
- Чему мы научимся?
- Чему будем учиться?
Домашнее задание
Дописать названия детских журналов в рабочей тетради. Подготовить пересказ понравившейся журнальной статьи.
Материал для учителя
«Мурзилка»
В первом номере «Мурзилки» от 1924 г. авторский коллектив провозгласил, что новое периодическое издание будет отражать «ребячье житье-бытье и природу», показывать, «как ребята должны работать сообща, чтобы им весело было от работы». В разные годы в журнале работали Чуковский, С. Маршак, М. Пришвин, К. Паустовский, В. Берестов, К. Коринец. Иллюстрировали «Мурзилку» Е. Чарушин, В. Лебедев, Маврина, В. Конашевич, Е. Рачев, В. Чижиков.
«Свирелька» и «Свирель»
Оба издания выходят в издательстве «Веселые картинки», но если «Свирелька» — ежемесячный журнал о природе для детей от 3 до 7 лет, то «Свирель» — тоже о природе, но для читателей постарше (от 7 до 12 лет). Тексты в нем написаны в научно-популярном стиле, адаптированном для школьников. В качестве иллюстраций — фотографии.
Кроме содержательных рассказиков, историй, стихов о живой природе, в этих журналах есть странички-раскраски, книжечка-вкладка, которую легко сделать самим: вынуть несколько листов из журнала, сложить пополам и сшить, много веселых ребусов, загадок.
Познавательный журнал для детей «G ЕОленок»
Создан по образцу журнала для взрослых «GEO» и содержит интереснейшие, увлекательные статьи на самые разнообразные темы из разных областей знаний — истории, географии, искусства, литературы, а также материалы, посвященные актуальным для детей проблемам: школьной жизни, достижениям сверстников, увлечениям и хобби. Кроме того, в журнале много интересных заданий, конкурсов и викторин с призами. И очень красочное оформление полосными фотографиями высочайшего качества и комментариями к ним.