Чтение стихотворения «Кукушка». Беседа
— Прочитаем стихотворение «Кукушка». Как вы думаете, о чем оно? Что вы знаете о кукушках? (Ответы детей.)
(Чтение стихотворения учителем.)
— Какое стихотворение оно вам напомнило? {Стихотворение С. Маршака «В лесу над росистой поляной...».)
— Перечитайте эти стихи, сравните их. Найдите сходства и отличия. (Примерный ответ. Сходство в том, что в них общая тема — о кукушке; их главный герой — мальчик; действие происходит в лесу. Отличия: разное время суток: у Е. Благининой - «неяркий денек», весь день с утра до вечера; у С. Маршака — рассвет, туман, росистая поляна. У Е. Благининой — нежное, тихое, блаженное ощущение покоя и счастья, а у С. Маршака — светлая грусть, герой как будто уже вспоминает о прошедшем. Тема одна, но читать их надо по-разному.)
Выразительное чтение стихотворения «Кукушка»
Чтение стихотворения «Котенок» учителем
— Какое настроение у вас появилось во время чтения этого стихотворения? (Стало грустно, жалко котенка. Но закончилось хорошо. Девочка взяла котенка себе.)
— Что вы думаете об этой девочке?
— Приходилось ли вам видеть такую картину, какую увидела девочка? (Рассказы детей.)
— О чем стихотворения Е. Благининой? (О животных.)
— Как вы думаете, почему она так много пишет о любви к животным? (Потому что она сама их очень любит.)
Выразительное чтение стихотворения «Котенок»
— Как бы вы поступили, если бы увидели бездомного котенка? Запишите в рабочую тетрадь.
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
— Чему научили вас прочитанные стихи?
— Над чем заставили задуматься?
Домашнее задание
Повторить произведения раздела «Поэтическая тетрадь 2». Нарисовать иллюстрации к понравившемуся произведению.
Урок 107. «Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)
Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся; учить действовать сообща.
Планируемые результаты: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела; работать самостоятельно и в группе; оценивать свои достижения.
Оборудование: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей; карточки с заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
(Дети вытягивают карточки, помеченные знаками «х» и «о». Таким образом они делятся на 2 команды.)
Добрый день, ребята! Сегодня мы проводим информационно-развлекательную игру «Крестики-нолики». В игре участвуют 2 команды, вас ждут 8 конкурсов. Тема игры: «О чем нам книги говорят?»
Перед вами поле, где указаны номера конкурсов, в которых вы будете участвовать. После каждого конкурса подводится итог, который отмечается на игровом поле знаком команды — «х» или «о». В игре победит та команда, чьих знаков окажется больше.
II. Конкурсы
Конкурс «Угадай-ка»
(Вопросы по очереди задают каждой команде.)
- О ком написаны строчки?
Кто стучится в дверь ко мне
С толстой сумкой на ремне,
С цифрой «5» на медной бляшке,
В синей форменной фуражке? (О почтальоне. С. Маршак «Почта».)
Он наотрез отказался вчера
С вами в соседстве занять номера.
Очень гордится он белою кожей —
Вот и ночует на стуле в прихожей! (О Твистере. С. Маршак «Мистер Твистер».)
Однажды приснился упрямому сон,
Как будто шагает по Африке он.
С небес африканское солнце печет,
Река под названием «Конго» течет. (О Фоме. С. Михалков «Фома».)
Кто лежит на трех подушках перед столиком с едой
И, одевшись еле-еле, не убрав своей постели,
Осторожно моет щеки кипяченою водой? (О Вите С. Михалков «Про мимозу».)
Фея кружится на сцене —
Я на сцену не гляжу.
Обыскала все колени —
Номерка не нахожу. (О девочке. А. Барто «В театре».)
Я взяла его домой,
Накормила досыта. (О котенке. Е. Благинина «Котенок».)
Конкурс «Бросай-ка»
- Пришло время для взаимоиспытаний. Ваша задача — придумать 2 вопроса для другой команды по пройденному разделу. Вы должны выслушать вопрос до конца, обдумать ответ за 3 секунды.
Команда, задающая вопрос, выбирает отвечающего и бросает ему мяч.
Конкурс «Счастливый случай»
- Гном Путалка переписывал в тетрадь любимые стихи А. Барто и С. Маршака, и вот что у него получилось... Послушайте и найдите ошибки.
Команде 1
Уронили зайку на пол,
Оторвали зайке лапу.
Все равно его не брошу —
Потому что он хороший. (Зайку — мишку; зайке — мишке. «Мишка».)
Эй, не стойте слишком близко —
Я рысенок, а не киска. (Рысенок — тигренок. «Тигренок».)
Вертолет построим сами,
Понесемся над лесами.
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме. (Вертолет — самолет. «Самолет».)
Дали тапочки слону.
Взял он тапочку одну
И сказал: — Нужны пошире,
И не две, а все четыре. (Тапочки — туфельки; тапочку — туфельку. «Слон».)
Нет, напрасно мы решили
Прокатить слона в машине:
Слон кататься не привык —
Опрокинул грузовик. (Слона — кота; слон — кот. «Грузовик».)
Команде 2
Бедный маленький верблюд:
Есть малышке не дают.
Он сегодня съел с утра
Только два таких ведра! (Малышке — ребенку. «Верблюд».)
Идет медведь, качается,
Вздыхает на ходу:
— Ох, доска кончается.
Сейчас я упаду! (Медведь — бычок. «Бычок».)
Почему течет вода
С этого младенца?
Он недавно из пруда,
Дайте полотенце! (Почему — отчего. «Лебеденок».)
Горит на солнышке
Цветок,
Как будто я
Огонь зажег. (Цветок — флажок. «Флажок».)
— Где обедал соловей?
— В зоопарке у зверей. Пообедал я сперва
За решеткою у льва. (Соловей — воробей. «Где обедал воробей?»)