Работа над пословицами и поговорками
• Невелика мышка, да зубок остер.
• Сытая мышь и муки не ест.
— Прочитайте пословицы. Можно ли их соотнести с нашей сказкой?
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Так над чем же заставил вас задуматься Виталий Бианки?
— Как вы думаете, чем закончилось путешествие мышонка?
Домашнее задание
Найти эту сказку и прочитать ее окончание.
Уроки 9 3-9 5. Б. Житков «Про обезьянку»
Цели: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. Житкова; учить видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и описывающие характер; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; прививать любовь к природе и интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; читать и воспринимать на слух произведения; определять жанр произведения; выбирать виды деятельности на уроке; видеть и понимать поступки героев; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения его поступков и характера; пересказывать произведение на основе плана; придумывать свои рассказы о животных.
Оборудование: выставка книг и портрет Б. Житкова; магнитная азбука, рабочие тетради.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Найдите к каждому устойчивому сочетанию в левой колонке противоположное в правой. Объясните их значение.
Держать ухо востро Держать язык за зубами
Сидеть сложа руки Воды в рот набрать
От рук отбиться Ворон считать
Во всю ивановскую (кричать) В руки взять
На чужой шее сидеть Своим горбом жить
Лясы точить Не покладая рук
III. Работа по теме урока
1. Введение втему
— Составьте слова.
Бьназоеяк (обезьянка) Алчмьки (мальчик) Оаитврщ (товарищ)
(Дети составляют слова, учитель записывает их на доске, а ученики - в тетрадях.)
— А вот вам еще слова: хулиганил, собаки, кот, царь во дворе. Попробуйте по ним догадаться, о чем будет рассказ. Можете рассмотреть иллюстрации к нему. (Предположения детей.)
— Что вы знаете об обезьянах? (Рассказы детей.)
Прогнозирование произведения
— Вспомните все, о чем мы сейчас говорили, рассмотрите иллюстрации к тексту, предположите, о чем это произведение. (Высказывания детей.)
IV. Физкультминутка
Вот так яблоко
Вот так яблоко!
Оно соку сладкого полно.
Руку протяните,
Яблоко сорвите.
Стал ветер веточку качать,
И трудно яблоко достать.
Подпрыгну, руку протяну
И быстро яблоко сорву!
V. Продолжение работы по теме урока
Чтение рассказа целиком
(Читают учитель и хорошо читающие учащиеся.)
— Понравился ли вам рассказ?
— Кто главный герой произведения?
— Чем интересен рассказ?
VI. Рефлексия
— Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
— За что вы похвалили бы себя?
— Что вам захотелось сделать после этого урока?
VII. Подведение итогов урока
— Хотелось бы вам иметь такую обезьянку?
— Как вы думаете, справились бы вы с ней?
— Какие из устойчивых выражений, разобранных в начале урока, можно отнести к этому рассказу?
Домашнее задание
Перечитать рассказ. Постараться читать без ошибок.
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
На сосне и на березе бахрома:
Белой пряжей их закутала зима.
И оставила распутывать весне
Эту пряжу на березе и сосне.
— Прочитайте способом «птичий базар».
— Как можно озаглавить это четверостишие? (Автор В. Орлов назвал «Зимняя бахрома».)
— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с интонацией восхищения, с сердитой интонацией, весело, скороговоркой, выразительно).
III. Работа по теме урока
Рассказ о писателе
— Какой рассказ мы читали вчера и дома? (Читали рассказ «Про обезьянку».)
— Кто его написал? (Борис Степанович Житков.)
Борис Степанович Житков (1882—1938) был одним из родоначальников современной литературы для детей. Писал Житков только о том, что видел сам, что сам хорошо знал, чем ему приходилось заниматься. А знал он десятки ремесел. Писатель Константин Федин считал Бориса Степановича Житкова мастером. Но не только потому, что тот многое умел делать руками, а ешар.п потому, «что у него можно учиться письму; он писал, как никто другой, и в его книгу входишь, как ученик — в мастерскую». Каждый его рассказ, каждая книга — это опыт, поиск.