Составление рассказа учащимися
- Составьте рассказ о том, как проходил спектакль. Рассказ должен быть от имени мамы.
(Дети составляют рассказ, обращая внимание на передачу чувств героев.)
Выборочное чтение
- Прочитайте диалог мамы и дочери в конце текста. (Ученики читают в лицах.)
- Ребята, а вы как думаете, разве от радости можно плакать? Докажите свой ответ примерами. (Ответы учеников.)
- Как вы думаете, вы прочитали сказку или рассказ?
- Что могло быть на самом деле, а что появилось благодаря фантазии, воображению писателя? (Ворона на самом деле могла забираться в дом и воровать вещи. А вот воробей не мог принести стеклянный букетик в театр.)
- Назовите главных героев. Как автор относится к ним: с любовью; с нежностью; с осуждением; с юмором; с пониманием; с состраданием?
VI. Рефлексия
Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VII. Подведение итогов урока
Что же сказочного в произведении К. Паустовского? Чем оно отличается от народной сказки?
Домашнее задание
11айти книги и прочитать рассказы К. Паустовского.
Уроки 7 5-7 7. А. Куприн «Слон»
Цели: ознакомить с рассказом А. Куприна «Слон»; расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя; учить понимать поступки и состояние героев; совершенствовать умение давать характеристику персонажа.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведение вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать по ролям; прогнозировать содержание произведения; понимать поступки героев, их эмоциональное состояние; составлять план для краткого и полного пересказа; готовить творческий пересказ.
Оборудование: портрет А. Куприна, книги писателя; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте хором загадку, отгадайте ее.
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит... {слон).
— Прочитайте, разделяя слова на слоги (еще: орфографически, орфоэпически, с вопросительной интонацией, с утвердительной интонацией, с интонацией восхищения, сердито, весело).
III. Актуализация знаний. Введение в тему
1. Беседа
— Ребята, а что вы знаете о слонах? (Ответы детей.)
Слоны — крупные животные. Самые крупные из них африканские. Рост их достигает 4 м, масса — 7 т. Индийские слоны меньше — 2—3 м в высоту и массой 5 т. Слоны способны бесшумно проходить сквозь заросли, легко нести свое тело по горным тропам, они превосходно плавают.
Питаются слоны травами, листьями, плодами. Живут они в лесах, вблизи воды. В Африке их можно увидеть в саваннах.
У слонов есть хобот. На самом деле это нос, сросшийся с верхней губой. Хоботом слон дышит и нюхает, добывает пищу и пьет — наберет в него несколько литров воды, засунет в рот и выпустит, как из шланга. Хоботом он защищается от врага — захватывает цепким концом, обвивает и душит или бросает под ноги и топчет. Хоботом может вывернуть с корнями мощное дерево и поднять с земли маленькую монетку.
2. Знакомство с жизньюи творчеством писателя
— Пользуясь шифром, прочитайте запись.
А | Б | В | Г | д | Е | |
ж М Т | И | Й | к | Л | ||
Н У | О | П | р | с | ||
Ф | X | ц | ч | |||
Ш | Щ Б | э | ю | я |
12 3 4 5 6
1,5; 6.4; 6.5; 5,4; 6,3; 1,5; 2,3; 5,5; 5,3 3,4; 3,5; 1,5; 2,3; 3,3; 3,5; 3,4; 6,2 5,4; 2,2; 4,3; 5,3; 3,4; 2,3 (Аяександр Иванович Куприн.)
Сегодня мы с вами ознакомимся с рассказом «Слон», который написал русский писатель Александр Иванович Куприн.
- Что вы знаете об этом писателе? Какие его книги вы читали?
IV. Физкультминутка
Раз-два! Выше голова!
Три-четыре! Руки шире!
Пять-шесть! Тихо сесть.
Семь-восемь! Лень отбросим.
V. Работа по теме урока
Чтение рассказа А. Куприна «Слон»учителем и учащимися
2. Беседа
- Понравился ли вам рассказ?
- Что вы испытывали при чтении текста? (Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.)
VI. Рефлексия
VII. Подведение итогов урока
- Что вы узнали о жизни и творчестве А. И. Куприна?
Домашнее задание
Прочитать рассказ и попытаться разделить его на части.
Материал для учителя
Александр Иванович Куприн (18'/'0—1938) — русский писатель. Получил военное образование, мечтал стать «поэтом или романистом». В 1911 г. К. Чуковский, редактируя детский альманах «Жар-птица», попросил А. Куприна написать что-нибудь для детей. На эту просьбу писатель откликнулся лишь в 1917 г., прислав для детского журнала, который выходил тогда при «Ниве», рассказ «Козлиная жизнь». Многие рассказы и повести о животных («Барбос и Жулька», «Белый пудель», «Завирайка», «Ю-ю», «Изумруд», «Скворцы», «Слон» и др.) были написаны им специально для детей и публиковались в детских журналах. После революции 1917 г. А. Куприн эмигрировал из России. Во время эмиграции в 1921 г. в Париже у него вышел сборник «Рассказы для детей».
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
Работа над скороговоркой
Павка на лавке Плетет лапти Клавке. Не годятся лапти Клавке на ножки, А годятся лапти На лапке кошке.
— Прочитайте по слогам.
— Прочитайте с ускорением.
— Прочитайте, начиная быстро, а затем замедляя темп.
— Прочитайте скороговоркой.
2. Работанад пословицами и поговорками
— Прочитайте пословицы и поговорки, объясните их смысл.
• Детство — время золотое, ест, и пьет, и спит в покое.
• Деньги потерял — ничего не потерял; время потерял — много потерял; здоровье потерял — все потерял.
• Здоровье приходит днями, а уходит часами.
III. Работа по теме урока
1. Деление рассказана части
2. Беседа по содержанию рассказа
— Ребята, прочитайте еще раз пословицы и поговорки, запи санные на доске. Подумайте, можно ли их отнести к наше му рассказу «Слон». {Примерный ответ. Да, они подходят к рассказу «Слон». В первой говорится, что за ребенком в детстве ухаживают, о нем заботятся. В рассказе показаны заботливые родители, готовые сделать для своей дочери даже невозможное. Еще о здоровье: здоровье уходит часами, т. е. очень быстро. Здесь девочка угасала с каждым днем. Ей становилось все хуже и хуже.)
3. Составление плана
— А. И. Куприн в книге {учитель показывает книгу с рассказами писателя) поделил этот рассказ на шесть частей. Посмотрим, совпадут ли они с нашими частями. Мы сразу будем составлять план.
- Откройте с. 41 учебника. Прочитайте, что такое план. {План в сжатой форме передает основное содержание произведения. План поможет запомнить и пересказать содержание, не нарушая последовательности событий.)
— Каким бывает план? {Он бывает кратким и развернутым, подробным.)
- Прочитайте на с. 41, что нужно для составления плана.
IV. Физкультминутка
Подняли мы руки выше,
Выше, выше, выше, выше,
Покачали их повыше.
Теперь спустим их пониже,
Ниже, ниже, ниже, ниже,
Покачали руки ниже.
Теперь покачали выше,
Раз, два, три, четыре — выше!
Раз, два, три, четыре — ниже!