Восстановление стихотворения
— Выполните задание 5 на с. 177 учебника.
Сегодня целый день играет
В траве последний... (мотылек)
И, точно белый... (лепесток),
На паутине... (замирает),
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло... (кругом).
Кому принадлежат строки?
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они... (И. Бунин.)
Славная осень! Морозные ночи,
Ясные, тихие дни... (Н. Некрасов.)
Родилась на воле, залила луга,
Затопила поле, стерла берега. (К. Бальмонт.)
...В них шел олень, могучий, тонконогий,
К спине откинув тяжкие рога... (И. Бунин.)
Стихотворная речь
— Вы уже знаете, что строчки в стихотворениях записываются особым образом — в столбик. Является ли это произведение стихотворением?
(Идет обсуждение в группах.)
Забравшись на сосну большую,
По веточкам палицей бьет
И сам про себя удалую,
Хвастливую песню поет.
(/. Здесь есть рифма: большую —удалую, бьет — поет.
2. Есть ритм, стихи ритмичны. Его можно прохлопать.
3. Описание выразительное в стихотворении.
4. Стихотворный текст отличается краткостью, точностью.)
III. Оценка достижений
Тест
Вариант 1
А1. Найдите лишнюю фамилию среди перечисленных поэтов.
1) Н.А. Некрасов 3)А.А. Фет
2) И.А. Бунин 4) К.Д. Бальмонт
А2. Какое стихотворение написал И.А. Бунин?
1) «Не ветер бушует над бором...»
2) «Детство»
3)«Золотое слово»
4) «Дедушка Мазай и зайцы»
A3. Узнайте произведение по его строчке. «Трещат по замерзлой воде...»
1) «Не ветер бушует над бором...»
2) «Дедушка Мазай и зайцы» 3)«Золотое слово»
4) «Полевые цветы»
А4. Какое из приведенных произведений описывает явление природы - половодье?
1) « Полевые цветы» 3) «Дедушка Мазай и зайцы»
2) «Детство» 4) «Золотое слово»
А5. Как зовут Бунина?
1) Иван Александрович 3) Илья Алексеевич
2) Илья Александрович 4) Иван Алексеевич
81. Прочитайте стихотворение и определите, о чьих следах идет речь.
Вот след его. Здесь натоптал тропинок,
Здесь елку гнул и белым зубом скреб –
И много хвойных крестиков, остинок
Осыпалось с макушки на сугроб.
1) лось 3) медведь
2) олень 4) кабан
82. Объясните значение слова «багор».
1) длинная палка
2) длинный шест
3) шест с металлическим крюком и острием
4) длинный шест в виде топора
83. Вставьте пропущенные слова.
О, как легко он уходил долиной!
Как бешено, в избытке свежих сил,
В стремительности радостно-звериной,
Он... от смерти уносил!
1) жизнь свою 3) близких всех
2) ноги быстрее 4) красоту
В4. В каком стихотворении поэт вспоминает, как он гулял
по бору, когда ему было «только десять лет»?
1) К.Д. Бальмонт, «Золотое слово»
2) И.А. Бунин, «Детство»
3) И.А. Бунин, «Густой зеленый ельнику дороги...»
4) Н.А. Некрасов, «Не ветер бушует над бором...»
С1. Какие строчки принадлежат НА. Некрасову?
1) Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах?
2) Солнце золотится. Лютик — золотой. Речка серебрится и шалит водой.
3) Я зацепился багром за сучок И за собою бревно поволок.
4) Веет от них красотою стыдливою, Сердцу и взору родные они.
С2. Узнайте произведение по рифме. Тропинок — остинок, скреб — на сугроб.
1) «Полевые цветы»
2) «Густой зеленый ельник у дороги...»
3) «Детство»
4) «Золотое слово»
Вариант 2
А1. Найдите лишнюю фамилию поэта в данном списке.
1) И.А. Бунин 3) НА. Некрасов
2) К.Д. Бальмонт 4) Ф.И. Тютчев
А2. Какое стихотворение написал К.Д. Бальмонт?
1) «Золотое слово»
2) «Полевые цветы»
3) «Детство»
4) «Славная осень! Здоровый, ядреный...»
A3. Узнайте произведение по его строчке. «Повсюду блеск, повсюду яркий свет...»
1) «Полевые цветы»
2) «Детство»
3) «Густой зеленый ельнику дороги...»
4) «Славная осень!..»
А4. Какое из стихотворений НА. Некрасова похоже на сказку?
1) «Славная осень!..»
2) «Не ветер бушует над бором...»
3) «Дедушка Мазай и зайцы»
4) «Детство»
А5. Как зовут Некрасова?
1) Николай Александрович 3) Алексей Николаевич
2) Никита Александрович 4) Николай Алексеевич
81. Прочитайте стихотворение и определите, о чем идет речь.
Есть на полях моей родины скромные Сестры и братья заморских цветов...
1) о тепличных цветах 3) о полевых цветах
2) о дорогих цветах 4) о комнатных цветах
82. Объясните значение слова «зипун».
1) старинное деревенское пальто
2) крестьянский кафтан из грубого толстого сукна
3) крестьянский полушубок
4) богатая старинная одежда
83. Найдите «ошибку» в перечислении.
1) речка золотится 3) лютик золотой
2) солнце золотится 4) седой одуванчик
84. В каком произведении рассказывается о человеке, который очень любил животных?
1) ИА. Бунин, «Густой зеленый ельник у дороги...»
2) Н.А. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»
3) ИА. Бунин, «Детство»
4) К.Д. Бальмонт, «Золотое слово»
С1. Какие сравнения встречаются в стихотворении НА. Некрасова? С чем сравнивается листва?
1) листья лежат, как ковер
2) морозные ночи
3) опавшая листва, как мягкая постель
4) листья желты и свежи
С2. Подберите пропущенное слово.
Солнце золотится. Лютик — золотой. Речка серебрится и... водой.
1) шумит 3) журчит
2) блестит 4) шалит
IV. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
V. Подведение итогов урока
— Ребята, а чем вам понравились стихи? (Они красивы, интересны.)
— Как вы понимаете слово «счастье» и в чем оно, по-вашему, заключается? (Ответы детей.)
— В свое стихотворение «Вечер» Иван Бунин включил прекрасные строки:
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно... Давайте и мы с вами будем жить и радоваться каждому прожитому дню.
— Сосчитайте, сколько вы заработали жетонов за этот урок. (Выявляются победители. Результаты оказываются примерно одинаковыми.)
А я счастлива тем, что у нас сегодня очень хорошо прошел урок, на котором вы показали свои знания, проявили творческие способности, сообразительность, помогали друг другу.
Домашнее задание
Подготовить чтение стихотворений наизусть, кто еще не читал. Читать стихи поэтов, чье творчество изучали на уроках.