Чтение стихотворения учителем

— Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе: Еле жива, а толста, как купчиха!/ Я ее, дуру, накрыл зипуном...)

V. Физкультминутка

Зайчик, где ты был?

(И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Под речовку дети приседают, имитируя движения зайчика, который пря­чется, потом встают. Так повторяется до конца речовки.)

— Зайчик, зайчик, где ты был?

— За кусточком я сидел.

— Посмотри лису и волка!

— Лучше выгляну я в щелку.

— Встань, не бойся, их здесь нет!

— Не хочу. Вот вам ответ.

VI. Продолжение работы по теме урока

Беседа после чтения

- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят се­тями, силками давят.)

- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)

- Нарисуйте словами картину половодья. (Словесное рисование детьми.)

- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плу­ты косые.)

- Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок. (Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку —/ Язацепился багром за сучок/ И за собою бревно поволок...)

- Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)

Словарная работа

- Как понимаете выражение «сотнями гинут»? (Сотнями по­гибают.)

Багор - шест с металлическим крюком и острием.

Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.

Сажень — старинная русская мера длины, равная трем ар­шинам.

Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.

3. Подготовка к выразительному чтению(Выразительное чтение учащимися.)

VII. Рефлексия

VIII. Подведение итогов урока

— Можно ли сказать, что в произведении изображен не ска­зочный, а реальный случай из жизни?

— Как относится поэт к главному герою?

— Познакомьтесь с новым для вас приемом «синквейн».

Сжквейн (в пер. с фр. — 5 строчек) - нерифмованное стихо­творение.

Инструкция

1-я строчка: тема (одно существительное);

2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);

3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);

4-я строчка: фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);

5-я строчка: синоним из одного слова к теме. — Составьте синквейн про Мазая. (Запись в рабочей тетради.)

Например:

1) дедушка;

2) добрый, смелый;

3) спасает, собирает, любит;

4) бережно относится к природе;

5) Мазай.

Домашнее задание

Выучить наизусть понравившийся отрывок.

Урок 58. К. Бальмонт «Золотое слово»

Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Баль­монта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лириче­ском произведении; объяснять смысл непонятных слов и вы­ражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту сти­хотворения.

Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов К.Д. Бальмонта, его портрет.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение отрывков наизусть.

III. Введение в тему

Работа с пословицей

• Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.

— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. (Примерный ответ. Я понимаю ее так: осень все деревья и кустарни­ки одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бы­вает все красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зи­мой. И все-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ран­няя, а иногда — поздняя. Постепенно весной все зеленеет и становится красивым.)

— Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты по­святили много стихов этой теме. И поэты эти разные.

— Расшифруйте, что здесь написано.

А Б В Г д Е
Ж И й к Л
М Н О п р С
Т У Ф X ц ч
Ш Щ Ь ы э ю

12 3 4 5 6

5,2; 3,3; 2,3; 6,3; 1,4; 1,1; 2,3; 1,4; 3,2; 2,3 5,1; 1,3; 3,2; 1,4; 5,3; 3,2; 6,1; 3,1; 3,2; 6,4 2,1; 1,1; 6,2; 3,5; 1,3; 3,3; 2,3; 1,4 {Константин Дмитриевич Бальмонт.)

— Сегодня мы ознакомимся с творчеством этого поэта. Про­читайте еще раз его имя на с. 173, рассмотрите его портрет.

2. Чтение стихотворения«Золотое слово»

— Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. Как вы думаете, почему оно так называется? (Пред­положения детей.)

— Проверим наши предположения.

(Чтение стихотворения учителем. Беседа после чтения.)

— Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворе­ние понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит.)

IV. Физкультминутка

Подсолнушек золотой,

Ты красивый, молодой!

Ты головкою вращаешь,

Солнышко все провожаешь.

Но вот солнышко зашло,

И головка опустилась,

А как только рассвело,

Она снова закружилась. (Дети вращают головой.)

V. Работа по теме урока

Наши рекомендации