Чтение стихотворения учителем
— Что больше всего тронуло? удивило? рассмешило? (Больше всего тронуло то, как дед Мазай спасал зайцев. Удивило то, как зайцы были послушны. Было смешно читать, как автор говорит о зайцах. Особенно о зайчихе: Еле жива, а толста, как купчиха!/ Я ее, дуру, накрыл зипуном...)
V. Физкультминутка
Зайчик, где ты был?
(И.п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены. Под речовку дети приседают, имитируя движения зайчика, который прячется, потом встают. Так повторяется до конца речовки.)
— Зайчик, зайчик, где ты был?
— За кусточком я сидел.
— Посмотри лису и волка!
— Лучше выгляну я в щелку.
— Встань, не бойся, их здесь нет!
— Не хочу. Вот вам ответ.
VI. Продолжение работы по теме урока
Беседа после чтения
- С каких мыслей Мазай начинает свой рассказ? О чем он переживает? (Мазай переживает о том, что дичь ловят сетями, силками давят.)
- Почему дед Мазай отправился за дровами на лодке? (Бревен нагоняет много в половодье весной. Он их собирал.)
- Нарисуйте словами картину половодья. (Словесное рисование детьми.)
- Из каких слов ясно, что деду Мазаю по-настоящему жаль зайцев, что он любит этих зверьков? (Он их называет так: бедные зверьки, зайцы мои, зайчики, зайчишко, горемыка, плуты косые.)
- Какую находку было жаль бросать Мазаю? Прочитайте отрывок. (Мимо бревно суковатое плыло, / Сидя, и стоя, и лежа пластом, / Зайцев с десяток спасалось на нем. / «Взял бы я вас — да потопите лодку!» / Жаль их, однако, да жаль и находку —/ Язацепился багром за сучок/ И за собою бревно поволок...)
- Только ли ради потехи прокатил он «деревней зайчишек»? (Нет, он плыл к месту, где река не вышла из берегов.)
Словарная работа
- Как понимаете выражение «сотнями гинут»? (Сотнями погибают.)
Багор - шест с металлическим крюком и острием.
Аршин — старая русская мера длины, равная 0,71 м.
Сажень — старинная русская мера длины, равная трем аршинам.
Зипун — крестьянский кафтан из грубого толстого сукна.
3. Подготовка к выразительному чтению(Выразительное чтение учащимися.)
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Можно ли сказать, что в произведении изображен не сказочный, а реальный случай из жизни?
— Как относится поэт к главному герою?
— Познакомьтесь с новым для вас приемом «синквейн».
Сжквейн (в пер. с фр. — 5 строчек) - нерифмованное стихотворение.
Инструкция
1-я строчка: тема (одно существительное);
2-я строчка: описание темы в двух словах (два прилагательных);
3-я строчка: описание действия в рамках темы тремя словами (три глагола);
4-я строчка: фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме (целое предложение);
5-я строчка: синоним из одного слова к теме. — Составьте синквейн про Мазая. (Запись в рабочей тетради.)
Например:
1) дедушка;
2) добрый, смелый;
3) спасает, собирает, любит;
4) бережно относится к природе;
5) Мазай.
Домашнее задание
Выучить наизусть понравившийся отрывок.
Урок 58. К. Бальмонт «Золотое слово»
Цели: ознакомить детей с жизнью и творчеством К.Д. Бальмонта; учить пониманию смысла, настроения и образного языка стихотворения; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; следить за выражением и развитием чувства в лирическом произведении; объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря; создавать словесные картины по тексту стихотворения.
Оборудование: карточки (текст речевой разминки, задания); сборники стихов К.Д. Бальмонта, его портрет.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Чтение отрывков наизусть.
III. Введение в тему
Работа с пословицей
• Осень говорит: я поля уряжу; весна говорит: я еще погляжу.
— Прочитайте пословицу. Объясните ее смысл. (Примерный ответ. Я понимаю ее так: осень все деревья и кустарники одевает в разные цвета. Листья меняют свою окраску. И начинается это явление уже в августе. В сентябре бывает все красиво вокруг. Наступает золотая осень. Весна же наступает постепенно. Сначала она даже борется с зимой. И все-таки одолевает зиму. Иногда она бывает ранняя, а иногда — поздняя. Постепенно весной все зеленеет и становится красивым.)
— Да, у нас в России ярко выражены времена года, поэты посвятили много стихов этой теме. И поэты эти разные.
— Расшифруйте, что здесь написано.
А | Б | В | Г | д | Е |
Ж | И | й | к | Л | |
М | Н | О | п | р | С |
Т | У | Ф | X | ц | ч |
Ш | Щ | Ь | ы | э | ю |
12 3 4 5 6
5,2; 3,3; 2,3; 6,3; 1,4; 1,1; 2,3; 1,4; 3,2; 2,3 5,1; 1,3; 3,2; 1,4; 5,3; 3,2; 6,1; 3,1; 3,2; 6,4 2,1; 1,1; 6,2; 3,5; 1,3; 3,3; 2,3; 1,4 {Константин Дмитриевич Бальмонт.)
— Сегодня мы ознакомимся с творчеством этого поэта. Прочитайте еще раз его имя на с. 173, рассмотрите его портрет.
2. Чтение стихотворения«Золотое слово»
— Прочитайте название стихотворения, которое вы будете читать. Как вы думаете, почему оно так называется? (Предположения детей.)
— Проверим наши предположения.
(Чтение стихотворения учителем. Беседа после чтения.)
— Понравилось ли вам стихотворение? Чем? (Стихотворение понравилось. Оно такое интересное, необычное. Даже настроение поднимается. Мне сразу представилась весна. Она как живая, как молодая девушка, которая что-то творит.)
IV. Физкультминутка
Подсолнушек золотой,
Ты красивый, молодой!
Ты головкою вращаешь,
Солнышко все провожаешь.
Но вот солнышко зашло,
И головка опустилась,
А как только рассвело,
Она снова закружилась. (Дети вращают головой.)
V. Работа по теме урока