Выразительное чтение басни в лицах
Инсценирование басни
- Поиграем в театр. Попробуйте изобразить мартышку, читая басню.
VII. Рефлексия
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
- Кто такой И.А. Крылов?
- С какой басней ознакомились?
— Чему учит эта басня?
— Захотелось увидеть памятник?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение.
Материал для учителя Памятник И.А. Крылову
Когда в 1844 году умер Иван Андреевич Крылов, в Петербурге пошли разговоры о том, что надо бы поставить «дедушке Крылову» памятник. В России в ту пору ни одного памятника писателю не было. Правительство императора Николая 1 в деньгах отказало, и тогда решили собрать средства на создание монумента у народа. Два года шел сбор денег.
В конкурсе на создание памятника среди скульпторов победителем был признан Петр Карлович Клодт, автор конных групп на Аничковом мосту. Памятник решили поставить в Летнем саду.
Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые — прямо в мастерской. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.
Урок 4 4. И. Крылов «Ворона и Лисица»
Цели: познакомить учащихся с баснями И.А. Крылова; формировать умения определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении; учить читать басню по ролям, различать речь автора и героев басни; развивать творческие способности детей, навыки беглого чтения.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни, модель басни; понимать нравственный смысл басен, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Оборудование: портрет И.А. Крылова, его книги; аудио- или видеозапись басни «Ворона и Лисица»; карточки (текст речевой разминки, задания).
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
Выразительное чтение басни.
III. Речевая разминка
Осип орет, Архип не отстает. Кто кого переорет? Осип охрип. Архип осип.
— Прочитайте медленно. Что это? (Это скороговорка.)
— Прочитаем орфографически (как пишем).
— Прочитаем орфоэпически (как произносим).
— Прочитайте медленно, затем с ускорением.
— Потренируйтесь в скорочтении.
— Что высмеивает народ этой скороговоркой?
Сегодня мы поработаем с еще одной басней И.А. Крылова - «Ворона и Лисица». Разберем ее содержание и смысл, будем учиться читать выразительно.
IV. Работа по теме урока Чтение басни учителем
— Понравилась ли вам басня?
— Что было непонятно?
Лесть — лицемерное, угодливое восхваление.
Льстец — льстивый человек.
Гнусный — внушающий отвращение, омерзительный.
Взгромоздиться — взобраться с усилием на что-то высокое.
Пленил - привлек внимание, привел в восторг.
Вещуньина - принадлежащая вещунье.
Зоб — у птиц, насекомых: расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.
V. Физкультминутка
Солнце выглянуло рано,
Улыбнись, становись прямо,
Раз — хлопок и два — хлопок!
А теперь присядь, дружок!
VI. Продолжение работы по теме урока
Беседа
— Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова? (Приятно, когда говорят о тебе правду.)
— Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а ее доверчивой слушательницей стала Ворона? (В сказках лисица чаще изображается как хитрая, ловкая, коварная. А ворона воплощает в себе образ глуповатого, невнимательного человека.)
— Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу. (Плутовка к дереву на цыпочках подходит; / Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит / И говорит так сладко, чуть дыша...)
— Прочитайте ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне.
— Как автор передает радость Вороны от льстивых слов Лисицы? (Читают отрывок.)
— Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы?
— Почему эта история случилась с Вороной?
— Как Лисице удалось достичь своей цели?
Выразительное чтение басни
— Поработайте в парах.
— Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице: с завистью; с любовью; с нежностью; с состраданием; с юмором; с восхищением?
— Приготовьтесь к выразительному чтению басни. (Дается время для подготовки.)
— Прочитайте выразительно, в лицах.
Инсценирование басни
— Поиграем в театр. Попробуйте изобразить Ворону и Лисицу, читая басню.
VII. Рефлексия