VI. Продолжение работы по теме урока Хитрые загадки в стихах
— Прочитайте хитрые загадки И. Агеевой. Отгадайте их.
Хоть малым-мала кастрюля,
Но сидит в ней наша Юля!
Помещается в ней просто,
А ведь Юлька с папу ростом.
Дайте мне скорей ответ:
Быть так может или нет? (Может: кастр-Юля.)
Как же это? Как же это?
Размяукалась... котлета.
Есть ее теперь боюсь,
Прежде в этом разберусь.
Кто из вас подскажет, дети,
Кто там спрятался в котлете? (Кот: кот-лета.)
Бусы женщин украшают,
Все об этом твердо знают.
Чтоб мужчинам их носить,
Нужно что-то отцепить.
Что? Скорее говори!
Я считаю: раз, два, три... (Нужно отцепить букву Б: бусы — усы.)
— Что помогло вам отгадать их? (Внимание.)
— Найдите ошибку в слове или замените букву.
Ребята смеются, купаясь в реке, Плакучая ИРА стоит вдалеке. (Ива.)
От радости матросы пели:
Ура! Они достигли МЕЛИ!.. (Цели.)
Я в детстве не раз ошибался —
И ЙОГА в бутылке боялся. (Йода.)
Живет у нас дремотное
Пушистое ЗЕВОТНОЕ. (Животное.)
Среди ветвей туман повис,
В траву слетает рыжий ЛИС. (Лист.)
Сколько солнца на опушке!
На носу у нас ВОЛНУШКИ. (Веснушки.)
Лег петух поспать немножко — ШПОРАМИ прикрыл окошко. (Шторами.)
Я утром вышел рано-рано,
Гляжу: пасутся два БАНАНА! (Барана.)
Синеет море перед нами,
Летают МАЙКИ над волнами. (Чайки.)
На болоте нет дорог —
Я по КОШКАМ скок да скок! (Кочкам.)
Миша дров не напилил,
Печку КЕПКАМИ топил. (Щепками.)
Кошка ловит МИСКУ. (Мышку.)
На глазах у детворы
Красят КРЫСУ маляры. (Крышу.)
М. Ясное
— Трудно ли вам было разгадывать эти загадки? Почему?
VII. Рефлексия
— Нарисуйте в своей тетради смайлик, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока
— Какой раздел учебника мы начали изучать?
— Какие произведения в нем мы будем читать?
— Что нового хотелось бы узнать в нем?
Домашнее задание
Принести поэтические сборники, стихи из которых вам нравятся.
Урок 21. Проект
«Как научиться читать стихи» (на основе научно-популярной статьи Я. Смоленского)
Цели: ознакомить учащихся со статьей Я. Смоленского «Как научиться читать стихи»; обучать правильному чтению стихов; развивать память, речь, мышление.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание статьи; использовать приемы интонационного чтения (выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон или темп чтения).
Оборудование: выставка поэтических сборников; аудиозаписи стихотворений в исполнении Я. Смоленского (материал есть в Интернете); карточки (текст речевой разминки, задания); магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Выполним упражнение «Паровоз». Встали, представили, что мы паровозики. Вдохнули, на выдохе произносим: чух-чух-чух-чух. Начинаем тихо, увеличиваем силу голоса, к концу затихаем.
— Теперь представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг видите, что на клумбе расцвела прекрасная гвоздика.
(Учитель вынимает цветок, ставит его в заранее приготовленную вазу с водой.)
— Вам захотелось его показать кому-то? Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией? (Мы позовем друзей радостно.)
— Прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка! Что за красный огонек? Это тонкая гвоздика Жаркий празднует денек. Е. Серова
— Как, с какой интонацией будем читать это стихотворение? (Радостно, восторженно.)
Верно. Но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
— Каким тоном будем читать первую строчку? (Тоном приглашения, с чувством радости.)
— Каким тоном прочитаем вторую строчку? (Радостно-вопросительным тоном.)
— А третью и четвертую строчки? (С чувством восхищения.)
— Прочитаем выразительно.
(Дети читают сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
III. Актуализация знаний. Постановка целей урока
— Рассмотрите выставку сборников, которые вы принесли на урок. Что их объединяет? (Это сборники стихов.)
— Сегодня, ребята, мы с вами открываем новую страницу учебника. Вспомните, как называется новый раздел. (Поэтическая тетрадь 1.)
— Что это значит? Как вы поняли название раздела? (Мы будем читать стихи. Если тетрадь имеет номер 1 — значит, будут еще поэтические тетради.)
— Прочитайте название статьи, которую будем сегодня изучать, на с. 60 учебника. Как вы думаете, о чем она? (Предположения детей.)
— Определите тему и цели урока.
IV. Работа по теме урока