Заключительное слово учителя
Закончить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения.
В одиночестве, в покое
Дремлют книжные герои
На страницах книг своих.
Пробудите к жизни их!
Что им маяться от скуки?
Все герои любят труд!
Вам, друзья, и книги в руки,
Пусть герои оживут!
IX. Подведение итогов урока
— Когда на Руси появились первые книги?
— Почему появление первой печатной книги на Руси было великим событием?
— Что вы узнали об Иване Федорове?
Домашнее задание
Дополнить свои сообщения материалами, изученными на уроке.
Урок 6. Знакомство с названием раздела
Цели: ознакомить учащихся с новым разделом; учить прогнозировать содержание раздела; развивать память, внимание; обогащать словарный запас; прививать интерес к чтению.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке.
Оборудование: карточки с текстом речевой разминки; магнитная азбука; выставка книг по теме урока.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте текст. Как вы думаете, что это? (Считалка.)
Над горою солнце встало.
С неба яблоко упало.
По лазоревым лугам
Покатилось прямо к нам!
Покатилось, покатилось,
В речку с мостика свалилось,
Кто увидел - не дремли,
Поскорей его лови!
Кто поймал, тот молодец,
Ведь считалочке конец!
— Прочитайте медленно.
— Начните читать медленно и постепенно ускоряйте темп.
— Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.
— Прочитайте скороговоркой.
— Прочитайте выразительно.
III. Актуализация знаний. Определение темы и целей урока
— Ребята, на доске были записаны слова, но все буквы в них перепутались. Расшифруйте их.
ОНТСУЕ ОРОЕНАДН ЕСРОВТЧТВО
(Дети составляют слова, переставляя буквы магнитной азбуки. Получится: «Устное народное творчество».)
— Как вы думаете, что вы прочитали? (Название раздела учебника, который мы начнем сегодня изучать.)
— Как вы понимаете это название?
— Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в нем?
— Чему мы научимся?
IV. Работа по теме урока
— Проверим наши предположения. Откройте учебник на с. 13. Прочитайте название раздела.
— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы считаете, почему она здесь помещена?
— Прочитайте, с чем мы познакомимся в этом разделе.
— Чему мы научимся?
— Чему мы будем учиться?
V. Физкультминутка
Рано утром на полянке
Так резвились обезьянки:
Левой ножкой топ, топ!
Правой ножкой топ, топ!
Руки вверх, вверх, вверх!
Кто поднимет выше всех?
Все присели, снова встали.
Вы резвиться не устали?
VI. Продолжение работы по теме урока
— Так как же называется новый раздел?
— Как вы поняли слово «устное»? (Примерный ответ. Устное — значит, передаваемое из уст в уста, т. е. без записи текста. Один человек рассказывал другому: отец - сыну, бабушка — внучке и т. д. А так как текст не записывался, то каждый рассказчик мог вносить свои изменения в него, потому что рассказывал так, как запомнил, своими словами.)
— Что означают слова «творчество» и «народное»? (Примерный ответ. Творчество — от слова «творить», т. е. создавать. Народное - значит, что это создал народ, а не кто-то один.)
— Что означает выражение «передавать из уст в уста»? (Сообщать что-нибудь другому человеку.)
— Ребята, прочитайте и отгадайте загадки.
Во фраке зеленом маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту. (Кузнечик.)
Я думал: ног не унесу,
Есть и у храбрости границы!
Сегодня встретилась в лесу
Мне помесь гуся и синицы. (Гусеница.)
Рыжий, да не конь,
Рогат, да не баран,
Дома его не любят
И на базаре не купят. (Таракан.)
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок.
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб.)
С моего цветка берет
Пчелка самый вкусный мед.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа.)
— На какие две группы можно разделить эти загадки? (На загадки о насекомых и о деревьях.)
— Как вы считаете, почему на этом уроке вам предложено разгадать загадки? (Они относятся к устному народному творчеству.)
— На нашей выставке есть книги по теме раздела. Что вам особенно нравится, что бы хотелось рассказать или прочитать?
(Дети загадывают загадки, читают заклички, пословицы и т. п.)
VII. Рефлексия
— С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
— За что бы вы себя похвалили сегодня?