III. Актуализация знаний. Постановка целей урока

— Что вы узнали на прошлом уроке о книге?

— Что вы узнали в библиотеке? Расскажите об этом.

— Рассмотрите иллюстрацию (с. 5) учебника. Попробуйте определить тему и цели урока. (Высказывания детей.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как писали книги раньше, кто и как их создавал.

IV. Работа по теме урока

— Прочитайте название статьи на с. 6 учебника. Как вы ду­маете, о чем она? (Предположения детей.)

— Почему старинные книги называют рукописными? (Пото­му что они писались от руки. Ведь раньше не было печатных машин и станков.)

— Прочитаем статью и проверим наши предположения. (Читает учитель и хорошо читающие ученики.)

— Что вы узнали о рукописных книгах?

— Кто их писал и переписывал?

V. Физкультминутка

Мы немножко отдохнем.

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед.

Дети по лесу гуляли,

За природой наблюдали.

Вверх на солнце посмотрели,

И их всех лучи согрели.

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

Дружно хлопаем,

Ногами топаем!

Хорошо мы погуляли

И нисколько не устали!

VI. Продолжение работы по теме урока

Подготовка сообщения

— Прочитайте текст еще раз.

— Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Ис­пользуйте вопросы учебника (с. 7).

(Самостоятельная работа учащихся. Получившиеся тексты дети записывают в рабочую тетрадь.)

VII. Подведение итогов урока

— Какие были и бывают книги?

Домашнее задание

Прочитать текст на с. 6—7, доработать сообщение. Подобрать материал о первопечатнике Иване Федорове.

Урок 4. Первопечатник Иван Федоров

Цели: ознакомить учащихся с деятельностью первопечатника Ивана Федорова; закрепить знания о рукописных книгах Древ­ней Руси; прививать им интерес к чтению, истории; продолжить формирование навыков связной речи; провести подготовку к со­ставлению сообщения на основе статьи учебника; отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты: учащиеся должны иметь представ­ление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге; читать текст вслух целыми словами, интонационно объединяя их в словосочетания, увеличивая темп чтения при повторном чтении текста; обобщать полученную информацию по истории создания книги; работать в паре, выслушивая мнения друг друга; составлять сооб­щение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Оборудование: карточки с текстом речевой разминки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

— Прочитайте медленно жужжащим способом.

Книга — учитель, книга — наставница,

Книга — близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если ты выпустишь книгу из рук.

Бедным считайте такое жилище,

Где вся забота — набить бы живот,

Где калорийная вкусная пища

Пищу духовную не признает.

Книга — советчик, книга — разведчик,

Книга — активный борец и боец,

Книга - нетленная память и вечность,

Спутник планеты Земля, наконец...

В. Боков

(Затем проводят коллективное плавное чтение, выразительное чтение, беседу после прочтения.)

— О чем это стихотворение?

— Какие главные мысли заключены в нем?

— Как автор называет книгу?

III. Повторение пройденного

— С какими книгами мы познакомились на прошлом уроке? (С рукописными книгами Древней Руси.)

— Как выглядели рукописные книги?

— Кто их обычно писал и переписывал?

— О чем рассказывалось в летописях?

— До какого времени рукописные книги были единственными книгами в России?

— Когда в нашей стране появилась первая печатная книга? (В 1564 г.)

IV. Работа по теме урока

— Сегодня вы узнаете, как печатались первые книги. Открой­те учебник на с. 8—9.

Что вы видите на этих страницах? (Старинные книги; людей, работающих на станках; памятник.) Как вы думаете, кому поставлен этот памятник? (Ивану Фе­дорову.)

Что вы о нем узнали? ( и есть дети, подготовившие сообщения, им дается слово.)

— Прочитайте задание (с. 8), выполните его с другом.

V. Физкультминутка

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

VI. Продолжение работы по теме урока

Наши рекомендации