Единство, целостность и диалогичность высказывания
Разные точки зрения на возможность разграничения понятий единство и целостность. Бахтинские категории «композиция» и «эстетический объект» как теоретическая основа такого разграничения.
Единство художественного высказывания. Принципы организации высказывания как единства. Рамка и композиция как основа единства художественного высказывания.
Целостность как возможность существования эстетического объекта. Целостность как сфера ментальности. Принципы развертывания целостности. Насколько возможно совпадение в развертывании целостности автором и читателем?
Диалогичность художественного высказывания. Теория диалога М.М. Бахтина (жизнь как диалог и «событие творчества», диалогичность слова, диалогичность высказывания, диалог текстов). Цитирование как частный случай диалога. Узнаваемость цитаты как возможность осуществления диалога. Дополнительные функции цитаты в «сильных» местах текста.
Литература:
Бахтин М.М. Слово в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.- С. 94 - 101.
Веселова Н. А. Заглавие литературно-художественного текста: онтология и поэтика // Автореф. дис. … канд. филол. наук. Тверь, 1998.
Поэтика заглавия: Сб. науч. тр. М.;Тверь: Лилия Принт, 2006.
Лекция 7.
Анализ авторского высказывания
Анализ и основные типы текстопостроения.
Анализ классического (линейного) текстопостроения. С чего начать? Системный подход как основа анализа линейного текста. Анализ текста и анализ дискурса.
Анализ циклического текстопостроения. Циклизация как явление. Принципиальное отличие авторского цикла от конгломерата линейных текстов и остальных вариантов циклизации. Анализ циклообразующих связей.
Анализ гипертекста. Условность понятия «гипертекст». Роли автора и читателя.
Количественные методы анализа.
Основные условия продуктивности количественных методов анализа. Частотные словари как вариант количественного анализа. Словарная единица. Показатель частотности.
Контекстный тезаурус как один из типов частотного словаря. Достоинства и ограниченность возможностей количественных методов анализа.
Литература:
Гаспаров М.Л. Очерк истории русского стиха. 2-е изд., доп. М.: Фортуна Лимитед, 2000.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. М.-Л., 1977.
Рязанова Е.А. Фрагментарность как основа текстопостроения: Роман А Белого «Крещеный китаец» // Парадигмы: Сб. работ молодых ученых. Тверь: Тв. гос. ун-т, 2000. С. 26–36.
Планы практических занятий
ПЗ № 1.
Слово и контекст
1. Определение понятий «слово» и «контекст» в словарях. Мотивация разных точек зрения.
2. Порождение контекстного значения а) при общем предикате (реме); б) по аналогии и по смежности.
3. Б.А. Успенский о точках зрения. Фразеологическая точка зрения. Слово и контекст (анализ рассказа «Спать хочется» А.П. Чехова):
- а) смыслообразующая роль порядка слов в заглавии;
- б) соотношение первого предложения с заглавием;
- в) смыслы, которые порождает именование героини рассказа;
- г) коннотация слова «зеленый» в разных контекстах;
- д) особенности языка описания места действия;
- е) актуальное членение предложения и точка зрения автора\героя;
- ж) экспрессемы в тексте;
- з) жестовый код в рассказе.
Литература:
1. Чехов А.П. Спать хочется.
2. Словарь литературоведческих терминов / Ред.-сост. Л.И. Тимофеев и С.В. Тураев. М., 1972.
3. Лингвистический энциклопедический словарь / Под ред. В.Н. Арцевой. М.: Советская энциклопедия, 1990.
4. Энциклопедия «Русский язык». Изд. 2, переработ. и дополн. / Под ред. Ю.Н. Караулова. М.: Дрофа, 1998. С. 21-22, 666–668.
5. Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2004.
6. Крейдлин Г. Невербальная семиотика. М., 2002. С. 101, 376-377.
7. Успенский Б.А. Поэтика композиции. «Точки зрения» в плане фразеологии // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995. С. 30-35.
8. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1979. С. 157.
9. Айвор А. Ричардс. Философия риторики // Теория метафоры. М., 1990. С. 55.
10. Кассирер Э. Сила метафоры // Теория метафоры. М., 1990. С. 38, 43.
ПЗ № 2.
Ключевые слова
1. Поэтика полнозначных слов. «Сильные места» текста (Арнольд).
2. Ключевые слова как «слова-острия» (концепция Гореликовой – Магомедовой). Критерий частотности.
3. Концепция ключевых слов И.В. Фоменко. Модификация значения в лирике. Ключевое слово и контекст.
4. Ключевое слово в эпике: богатство предикатов (рем).
5. Система ключевых слов в тексте (А. Чехов «Спать хочется»).
6. Ключевые слова и ключевые понятия.
Литература:
1. Ахутина Т.В. Порождение речи: Нейролингвистический анализ синтаксиса. М., 1989. С. 30-39.
2. Фоменко И.В. Введение в практическую поэтику. Тверь, 2004. С. 46-49 («Ключевые слова»).
3. Комментарий к рассказу «Спать хочется» // Чехов А.П. Полное собрание сочинений в 30 т. М., 1977. Т. 7.
4. Гореликова М.И., Магомедова Д.М. Лингвистический анализ художественного текста. М., 1989.
5. * Семенова Н.В. Рассказ А.П. Чехова «Спать хочется»: опыт дискурс-анализа // Вестник ТвГУ. Сер.: Филология. № 7. Вып. 1. Лингвистика и межкультурная коммуникация. С. 105-110.
ПЗ № 3.
Культурный контекст и преобразование слова
1. «Буквальное» и «действительное» значение; «ядро» и «периферия»; «внутренняя» и «внешняя» форма слова.
2. Актуализация понятия «незнакомка» в контексте эпохи: А.И. Куприн «Первый встречный».
3. : Общекультурный и авторский контекст понятия в стихотворении А.Блока «Незнакомка». «Прекрасная Дама» наизнанку (М.Бахтин).
4. «Формульная опасность» и ее реализация а) в науке (в лекции Бахтина о Блоке); б) в бытовом дискурсе.
5. Сохранение/утрата блоковских коннотаций в литературе: «Незнакомка» В.Набокова в романе «Ада».
6. Прекрасная Незнакомка в тривиальной литературе?
Литература:
1. Блок А.А. Незнакомка.
2. Куприн А.И. Первый встречный.
3. Набоков В. Ада, или Страсть. Киев, Кишинев, 1995. С. 429-431. ИЛИ: Набоков В. Ада, или радости страсти. Собр.соч. американского периода. СПб., 1996. С. 442-444.
4. Бахтин М.М. Собрание сочинений в 7 т. Т. 2. М., 2000. С. 349-350.
5. Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. М., 2007. С. 173-177.
6. Григорьев В.П. Поэтика слова. М., 1079. С. 122-123; 134-135.
ПЗ № 4.