Из литературы первой половины 19 века
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А Зинина, В.А. Чалмаева. – М., «ТИД «Русское слово – РС», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи обучения
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературным культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, дятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
2. Общая характеристика учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА (102 ЧАСА)
Введение
«Прекрасное начало» (К истории русской литературы 19 века)
Заключительный урок. Литература для чтения летом.
Резервные уроки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Содержание | Кол-во часов | Внеклассное чтение | Развитие речи | Сочинение | Контрольная работа |
Введение | |||||
Литература первой половины 19 века – 11 часов | |||||
А.С. Пушкин | |||||
М.Ю Лермонтов | |||||
Н.В. Гоголь | |||||
Литература второй половины 19 века - 85 | |||||
А.Н. Островский | |||||
И.А. Гончаров | |||||
И.С. Тургенев | |||||
Н.А. Некрасов | |||||
Ф.И. Тютчев | |||||
А.А. Фет | |||||
Н.С. Лесков | |||||
М.Е Салтыков-Щедрин | |||||
А.К. Толстой | |||||
Л.Н. Толстой | |||||
Ф.М. Достоевский | |||||
А.П. Чехов | |||||
Итоговая контрольная работа | |||||
Резервные уроки | |||||
Итого |
Планируемые результаты обучения
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений;
- основные факты жизни и творчества писателей 19 века;
- изученные теоретико-литературные понятия;
Уметь
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- Выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою4
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения -только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
- поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
Список литературы
Учебники:
Методические пособия для учителя:
1. Зинина Е.А., Корнута И.В. Литература 10 класс. Методическое письмо. Настольная книга учителя литературы, ООО «Издательство АСТ», 2013.
2. Меркин Г.С. Программа по литературе для 10 классов, «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
3. Зинин С.А. Литература 19 века, «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
4. Ахбарова Г.Х, Скиргайлов Т.О. Литература 10 класса, «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
5. Меркин Г.С., Зинин С.А, Чалмаев В.А, Программа по литературе для 10 классов, «ТИД «Русское слово – РС», 2013.
Пособия для учащихся
1. Соловьева Е.Ф., Меркина Г.С. Рабочая тетрадь для 10 классов, УМК «Литература», «Русское слово», 2013.
2. Миронова Н.А. Литература. Технологическая тетрадь. 10 класс. Базовый уровень. – М. Дрофа, 2015.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 10 класса создана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования и Программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией Г.С. Меркина, С.А Зинина, В.А. Чалмаева. – М., «ТИД «Русское слово – РС», 2008 г. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Цели и задачи обучения
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно Государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературным культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
На основании требований государственного образовательного стандарта в содержании рабочей программы предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, дятельный подходы, которые определяют задачи обучения:
- формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
- обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы;
- развитие и совершенствование письменной речи учащихся.
Рабочая программа обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
2. Общая характеристика учебного предмета
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ 10 КЛАССА (102 ЧАСА)
Введение
«Прекрасное начало» (К истории русской литературы 19 века)
Из литературы первой половины 19 века
А.С. Пушкин
Стихотворения: «Воспоминания в Царском Селе», «Вольность», «Деревня», «Погасло дневное светило…», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Вновь я посетил…», «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье…»), «Свободы сеятель пустынный…», «Подражание Корану» («И путник усталый на Бога роптал…»), «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и др. по выбору. Поэма «Медный всадник».
Основные темы и мотивы пушкинской лирики. Пушкин о назначении поэта и поэзии. Конфликт между интересами личности и государства в поэме «Медный всадник».
Внутрипредметные связи: одические мотивы «петровской» темы в творчестве М.В. Ломоносова и А. С Пушкина; традиции романтической лирики В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова в пушкинской поэзии.
Межпредметные связи: историческая основа сюжета поэмы «Медный всадник».
Знать: опорные понятия: философская лирика, поэма как лиро-эпический жанр.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: Анализ стихотворения А.С. Пушкина.
М.Ю Лермонтов
Стихотворения «Как часто пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою,,,»), «Я не унижусь пред тобою…», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу…» и др. по выбору.
Поэма «Демон».
Мотивы одиночества и неразделенной любви, невостребованности высокого поэтического дара в лермонтовской поэзии.
Особенности богоборческой темы в поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». Романтический колорит поэмы, ее образно-эмоциональная насыщенность. Перекличка основных мотивов «Демона» с лирикой поэта.
Внутрипредметные связи: образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова и А.С. Пушкина; традиции русского романтизма в лермонтовской поэзии.
Межпредметные связи: живопись и рисунки М.Ю. Лермонтова; музыкальные интерпретации стихотворений Лермонтова (А.С. Даргомыжский, М.А. Балакирев, А. Рубинштейн и др.)
Знать: опорные понятия: духовная лирика, романтическая поэма.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.В. Гоголь
Повести «Невский проспект», «Нос».
«Ах, Невский… Всемогущий Невский»(«Петербургские повести»). Сравнительная характеристика Пискарева и Пирогова (по повести «Невский проспект»). Чин или Человек (по повести «Нос»).
Внутрипредметные связи: тема Петербурга в творчестве А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя.
Межпредметные связи: иллюстрации художников к повестям Гоголя (Н. Альтман, В. Зелинский, Кукрыниксы и др.)
Знать: опорные понятия: фантасмагория, ирония, гротеск.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя (тему выбирает учащийся)
Литература и журналистика 50-80-х годов 19 века
Социально-политическая ситуация в Росси второй половины 19 века. «Крестьянский вопрос» как определяющий фактор идейного противостояния в обществе. Разногласия между либеральным и революционно-демократическим крылом русского общества, их отражение в литературе и журналистике 1850-1860-х годов. Демократические тенденции в развитии русской культуры, ее обращенность к реалиям современной жизни. Развитие реалистических традиций в прозе И.С. Тургенева, И.А. Гончарова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и др. «Некрасовское» и «элитарное» направления в поэзии, условность их размежевания. Расцвет русского национального театра (драматургия А.Н. Островского, А.П. Чехова). Новые типы героев и различные концепции обновления российской жизни (проза Н.Г. Чернышевского, Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и др.). Вклад русской литературы второй половины 19 века в развитие отечественной и мировой культуры.
А.Н. Островский
Пьесы «Свои люди – сочтемся!», «Гроза».
«Колумб Замоскворечья» (слово об А.Н. Островском). Нравственные проблемы в комедии А.Н. Островского «Свои люди – сочтемся!».
Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Быт и нравы «темного царства». Молодое поколение в драме «Гроза». Сила и слабость характера Катерины.
Роль второстепенных и внесценических персонажей в «грозе». «Гроза» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.А Григорьев).
Внутрипредметные связи: традиции отечественной драматургии в творчестве А.Н. Островского (пьесы Д.И. Фонвизина, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя).
Межпредметные связи: А.Н. Островский и русский театр; сценические интерпретации пьес А.Н. Островского.
Для самостоятельного чтения: пьесы «Бесприданница», «Волки и овцы»
Знать: опорные понятия: семейно-бытовая коллизия, речевой жест.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: Тестовые задания по творчеству А.Н. Островского
И.А. Гончаров
Роман «Обломов».
Судьба и личность. Идейно-художественное своеобразие романа «Обломов». Образ Обломова. Понятие «обломовщина». Обломов и Штольц(сравнительная характеристика). Женсике образы в романе. Художественное мастерство романа. Роман «Обломов» в русской критике (Н.А. Добролюбов, Д.И. Писарев, А.В. Дружинин)
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и Л.Н. Толстой о романе «Обломов», Онегин и Печерин как литературные предшественники Обломова.
Межпредметные связи: музыкальные темы в романе «Обломов», к/ф «Несколько дней из жизни Обломова» (реж. Н. Михалков).
Для самостоятельного чтения: роман «Обыкновенная история»
Знать: опорные понятия: образная типизация, символика, детали.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: тестовые задания по творчеству И.А. Гончарова
И.С. Тургенев
Цикл «Записки охотника» (2-3 рассказа по выбору), роман «Отцы и дети», стихотворения в прозе: «Порог», «Памяти Ю.П. Вревской», «Два богача» и др. по выбору.
Яркость и многообразие народных типов в рассказах цикла «Записки охотника». Отражение различных начал русской жизни, внутренняя красота и духовная мощь русского человека как центральная тема цикла.
Творческая история и своеобразие романа «Отцы и дети». Общественная атмосфера и ее отражение в романе. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми. Базаров и Одинцова. Базаров и его родители. Нигилизм и его последствия. Базаров перед лицом смерти. Философские итоги романа, смысл его названия. Русская критика о романе и его герое (статьи Д.И. Писарева, Н.Н. Страхова, М.А. Антоновича).
Гимн вечной жизни. «Стихи в прозе» И. Тургенева. Художественная выразительность, лаконизм и философская насыщенность тургеневских миниатюр. Отражение русского национального самосознания в тематике и образах стихотворений.
Внутрипредметные связи: И.С. Тургенев и группа «Современника»;, литературные реминисценции в романе «Отцы и дети».
Межпредметные связи: историческая основа романа «Отцы и дети» («говорящие» даты в романе); музыкальные темы в романе; песенная тематика рассказа «Певцы».
Для самостоятельного чтения: романы «Рудин», «Дворянское гнездо».
Знать: опорные понятия: социально-психологический роман; принцип «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: сочинение-рассуждение по роману «Отцы и дети».
Н.Г. Чернышевский
Роман «Что делать?» (обзор).
Злободневное и вечное в романе «Что делать?».
Внутрипредметные связи: Н.Г. Чернышевский и писатели демократического лагеря; традиционный сюжет «rendez-vous»
Межпредметные связи: диссертация Н.Г. Чернышевского «Эстетические отношения искусства к действительности» и поэтика романа «Что делать?».
Знать: опорные понятия: ложная интрига, литературная утопия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Н.А. Некрасов
Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом…», «Блажен незлобивый поэт..,», «Поэт и гражданин», «Русскому писателю», «О погоде», «Пророк», «Элегия» (А. Еракову), «О, Муза! Я у двери гроба…», «Мы с тобой бестолковые люди…» и др. по выбору.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо».
Н.А. Некрасов – поэт «мести и печали». Основные темы и идеи лирики Некрасова. Жанр, композиция, фольклорные мотивы в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Душа народа русского. Народ в споре о счастье. Идейный смысл рассказов о грешниках. Образ Гриши Добросклонова и его идейно-композиционное значение..
Внутрипредметные связи: образ пророка в лирике А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова; связь поэмы «Кому на Руси жить хорошо» с фольклорной традицией.
Межпредметные связи: некрасовские мотивы в живописи И. Крамского, В. Иванова, И. Репина, Н. Касаткина и др.; жанр песни в лирике Некрасова.
Для самостоятельного чтения: «Саша», «Дедушка»
Знать: опорные понятия: народность художественного творчества; демократизация поэтического языка.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: сочинение-рассуждение по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Ф.И. Тютчев
Стихотворения: «Не то, что мните вы, природа…», «Silentium!», «Цицерон», «Умом Россию не понять…», «Я встретил вас…», «Природа – сфинкс, и тем она верней…», «Певучесть есть в морских волнах…», «Еще печален вид…», «Полдень», «О, как убийственно мы любим!..», «Нам не дано предугадать…» и др. по выбору.
Основные темы и идеи лирики. Лирика природы. Философская лирика. Любовная лирика.
Внутрипредметные связи: роль архаизмов в тютчевской лирике, пушинские мотивы и образы в лирике Ф.И. Тютчева.
Межпредметные связи: пантеизм как основа тютчевской философии природы; песни и романсы русских композиторов на стихи Ф.И. Тютчева (С.И. Танеев, С.В. Рахманинов и др.)
Знать: опорные понятия: интеллектуальная лирика, лирический фрагмент.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
А.А. Фет
Стихотворения: «Шепот, робкое дыханье…», «Еще майская ночь», «Заря прощается с землею…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сияла ночь,, Луной был полон сад…», «На заре ты ее не буди…», «Это утро, радость эта…», «Одним толчком согнать ладью живую…» и др. по выбору.
«Стихи пленительные Фета» (А. Жемчужников». Русская природа в лирике. Философские мотивы поэзии. Тема любви и образ возлюбленной в лирике.
Внутрипредметные связи: Традиции русской романтической поэзии в лирике А. А. Фета;А. Фет и поэты радикально-демократического лагеря (стихотворные пародии Д. Минаева)
Межпредметные связи: П.И. Чайковский о музыкальности лирики А.Фета.
Знать: опорные понятия: мелодика стиха, лирический образ-переживание.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: сопоставительный анализ лирики Тютчева и Фета.
Н.С. Лесков
Повесть «Очарованный странник».
Художественный мир произведений Н.С. Лескова. Одиссея Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова «Очарованный странник». Автор и рассказчик в повести.
Внутрипредметные связи: былинные мотивы в образе Флягина; тема богатырства в повести Лескова и поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души»
Межпредметные связи: язык и стиль лесковского сказа.
Для самостоятельного чтения: повести «Тупейный художник», «Запечатленный ангел», «Леди Макбет Мценсого уезда».
Знать: опорные понятия: литературный сказ, жанр путешествия.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: проверочная работа по творчеству Н.С. Лескова.
М.Е. Салтыков-Щедрин
Сказки: «Медведь на воеводстве», «Богатырь», «Премудрый пискарь».
«Я писатель, и в этом мое призвание». Художественный мир М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Сказки для детей изрядного возраста» как вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика. Народ и самодержавие в сказках. Народ и господствующие классы в сказках. Развенчание обывательской психологии, рабского начала в человеке в сказке «Премудрый пискарь».
Историческая основа сюжета и проблематики «Истории одного города».
Внутрипредметные связи: фольклорные мотивы в сказках Салтыкова-Щедрина, традиции Д.И. Фонвизина и Н.В. Гоголя в щедринской сатире.
Межпредметные связи: произведения М.Е. Салтыкова-Щедрина в иллюстрациях художников (Кукрыниксы, В. Карасев, М. Башилов и др).
Для самостоятельного чтения: роман-хроника «История одного города», сказки «Орел-меценат», «Вяленая вобла», «Либерал».
Знать: опорные понятия:
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: тестовые задания по творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина.
А.К. Толстой
Стихотворения: «Средь шумного бала, случайно…», «Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре…», «Когда природа вся трепещет и сияет…», «Прозрачных облаков спокойное движенье…», «Государь ты наш, батюшка…», «История государства Российского от Гостомысла до Тимашева» и др. по выбору учителя.
Жанрово-тематическое богатство творчества А.К. Толстого. Тема России в лирике. Красота природы и природа красоты в лирике А.К, Толстого. Образ поэта и тема вдохновения в лирике А.К. Толстого. Сатирические темы и мотивы в поэзии А.К. Толстого.
Внутрипредметные связи: А.К. Толстой и братья Жемчужниковы; сатирические приемы в творчестве А.К. Толстого и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Межпредметные связи: исторические сюжеты и фигуры в произведениях А.К. Толстого. Романсы П.И Чайковского на стихи А.К. Толстого.
Для самостоятельного чтения: роман «Князь Серебряный»
Знать: опорные понятия: лирика позднего романтизма, историческая песня.
Уметь: анализировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения.
Применять: Полученные знания и умения в устной и письменной речи, находить и грамотно использовать нужную информацию о литературе, о конкретном произведении или авторе с помощью различных источников.
Контроль: проверочная работа по творчеству А.К. Толстого.
Л.Н. Толстой
Роман «Война и мир».
По страницам великой жизни. Л.Н. Толстой – человек, мыслитель, писатель.
Правда войны в «Севастопольских рассказах» Л.Н. Толстого.
«Я старался писать историю народа». Жанровое своеобразие романа-эпопеи «Война и мир». «Вечер Анны Павловны был пущен». «Высший» свет в романе «Война и мир». Именины у Ростовых. Лысые Горы. Изображение войны 1805-1807 гг. в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения. Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского. Быт поместного дворянства и своеобразие внутренней жизни героев. Война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Отечественная война 1812 года. Философия войны в романе. «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды» (образы Кутузова и Наполеона). «Дубина народной войны поднялась…» (картины партизанской войны в романе). «Мысль народная» в романе. Решение главной мысли: предназначение человека (т.2 и эпилог). В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? Нравственные искания Андрея Болконского и Пьера Безухова. «Мысль семейная» в романе.
Внутрипредметные связи: Л.Н. Толстой и И.С. Тургенев; стихотворение М.Ю. Лермонтова «Бородино» и его переосмысление в романе Л. Толстого; образ Наполеона и тема «бонапартизма» в произведениях русских кла