Большая функциональная система словесного произведения

Большая функциональная система словесного произведе­ния — это система реального функционирования содержания произведения, выход его за рамки произведения в реальные условия коммуникации. Так, например, содержание военного устава реально существует, т.е. оказывает соответствующее воздействие на адресата, только в военной среде. Если содер­жание этого устава поместить в научную среду, в какой-либо академический журнал, то там оно эффективно действовать не будет. Словесное произведение как функциональный объект связано, таким образом, с определенной системой функциони­рования, и само функционирование данного объекта обуслов­лено определенной функциональной средой. Для лучшего понимания взаимодействия функционального объекта с сис­темой функционирования можно провести грубую аналогию с действием, например, электрического утюга.

Электрический утюг (один из жанров бытовой техники) предназначен для глажения белья, одежды и т.д. Но сам по себе он как функциональный объект эту функцию осуществить не сможет, если не будет подключен к энергосети — большой функциональной системе (системе функционирования). Элек­троэнергия, получаемая из сети, действует не непосредствен­но на внешнее устройство утюга, на его гладильную поверх­ность, а через внутренний нагревательный механизм, который вмонтирован в корпус утюга, связан с гладильной поверхнос­тью и одновременно с энергосистемой. Именно в такой связке утюг становится работающим, функционирующим объектом.

Подобным образом "работает" и словесное произведение. Для его функционирования необходима среда, система функ­ционирования, или большая функциональная система. Из нее словесное произведение, т.е. предметное содержание, перера­ботанное в жанр, черпает энергию, которая приводит в дей­ствие предметно-функциональную систему (малую функцио­нальную систему), т.е. заставляет работать коммуникатив­ную функцию произведения в ее составных частях: общения, сообщения, воздействия. Именно большая функциональная система через соответствующий механизм делает язык сло­весного произведения живым, говорящим языком: произведе­ние начинает общаться с читателем.

7. Большая функциональная система как информационно-сти­листическое пространство

В качестве таких систем в пособии принимаются функцио­нальные стили: официально-деловой, научно-технический, газетно-публицистический, обиходно-бытовой, литературно-художественный. Они представляют собой социально-куль­турные контексты, в которых речевой жанр приобретает смысл существования, иными словами, прагматический смысл, и превращается в живое, действующее, целостное словесное произведение.

Функциональный стиль — это система внутренних скры­тых отношений и связей реальных явлений. Это область не непосредственно чувственно данного, а чувственно невоспри­нимаемого, это — невидимое содержание, мир "сверхчувствен­ного". Он воспринимается интуитивно, а постигается с помо­щью средств логического анализа.

Содержание функциональных стилей складывается из фун­кционально-целевых и функционально-формальных содержа­ний. Последнее означает, что функциональный стиль опреде­ляется не просто ведущей функцией определенной сферы об­щения (административной, научной, политической и т.д.), но и соотносительными с этими сферами системами устойчивых схем и стереотипов, узаконенных традицией, которые реали­зуют ведущую функцию.

Сочетание функциональных и формальных содержаний более точно определяет суть функциональных стилей, их при­роду. Эта суть — в информационном характере функциональ­ных стилей как систем функционирования языковых текстов. И если суть функциональных объектов предметно-системная, то суть системы функционирования информационно-систем­ная.

Слово информационный понимается здесь исходя из эти­мологии слова информация (in-form) как содержание формы. Содержанием выступает в данном случае прагматическая (или эстетическая) функция, т.е. функциональное содержание, а формой, точнее структурой, — схемы и стереотипы, упомя­нутые выше. Это не значит, что в рамках функционального стиля существуют четкие структуры, совсем нет, в функцио­нальном стиле содержатся лишь наметки таких структур и

наметки содержаний, которые могут обслуживаться этими структурами. Второе, что отличает информацию от других сущностей, это то, что ее реализация в языковой материи осу­ществляется не непосредственно, а через коды, поэтапно, пу­тем сбрасывания одной кодовой формы и замены ее другой.

Информационное поле функциональных стилей формиру­ется по следующим параметрам:

— определенным методом отражения вещественного содер­
жания (обобщенный тип содержания в официально-деловом
стиле, абстрактный тип содержания в научном стиле, конк­
ретный — в обиходно-бытовом, образный — в литературно-
художественном);

— ведущей функцией каждого функционального стиля,
которая определяет функциональный тип текста (директив­
ный, объясняюще-аргументативный, информационный и т.д.);

— тональностью, объективно присущей функциональным
стилям (деловая, нейтральная, торжественно-утверждающая);

— типом мышления (описательным, информационным, кон­
цептуально-аналитическим).

Все они во взаимодействии и взаимопереплетенности со­здают определенную информационную среду, именуемую функциональным стилем.

Системы функциональных стилей — это системы косвен­ной (скрытой) коммуникации. Они лишь предполагают своих подразумеваемых коммуникантов, в отличие от прямой ком­муникации в жанровой системе произведения.

Как правило, функциональные стили дифференцированы внутри себя. Так, например, стиль научного общения подраз­деляется на академический подстиль, рассчитанный на науч­но-подготовленного адресата, и научно-популярный подстиль, рассчитанный на дилетанта или недостаточно научно подго­товленного адресата.

Функциональный стиль может представлять собой гомо­генную информационную среду, где специфика данного стиля проявляется в наиболее чистом виде, или гибридную, где происходит смешение разных функциональных стилей. Напри­мер, жанр художественного эссе существует в гибридной научно- , художественно-публицистической функциональной среде.

В заключение этого раздела следует сделать уточнение по поводу понятия "стиль". В произведении существуют внут­ренняя и внешняя формы. Внутренняя форма — это форма про­цесса вне произведения, но реализуется через произведение. Она главная и определяет стиль произведения как его каче­ственно коммуникативную определенность. Внешняя форма связана с малой жанрово-функциональной системой и образу­ет стиль внешней формы, который выступает свойством сти­ля внутренней формы. Стиль внутренней формы задает типо­вое оформление языка произведения. А стиль внешней формы — типическое, т.е. более индивидуальное, более конкретное оформление языка.

Наши рекомендации