Большая функциональная система словесного произведения
Большая функциональная система словесного произведения — это система реального функционирования содержания произведения, выход его за рамки произведения в реальные условия коммуникации. Так, например, содержание военного устава реально существует, т.е. оказывает соответствующее воздействие на адресата, только в военной среде. Если содержание этого устава поместить в научную среду, в какой-либо академический журнал, то там оно эффективно действовать не будет. Словесное произведение как функциональный объект связано, таким образом, с определенной системой функционирования, и само функционирование данного объекта обусловлено определенной функциональной средой. Для лучшего понимания взаимодействия функционального объекта с системой функционирования можно провести грубую аналогию с действием, например, электрического утюга.
Электрический утюг (один из жанров бытовой техники) предназначен для глажения белья, одежды и т.д. Но сам по себе он как функциональный объект эту функцию осуществить не сможет, если не будет подключен к энергосети — большой функциональной системе (системе функционирования). Электроэнергия, получаемая из сети, действует не непосредственно на внешнее устройство утюга, на его гладильную поверхность, а через внутренний нагревательный механизм, который вмонтирован в корпус утюга, связан с гладильной поверхностью и одновременно с энергосистемой. Именно в такой связке утюг становится работающим, функционирующим объектом.
Подобным образом "работает" и словесное произведение. Для его функционирования необходима среда, система функционирования, или большая функциональная система. Из нее словесное произведение, т.е. предметное содержание, переработанное в жанр, черпает энергию, которая приводит в действие предметно-функциональную систему (малую функциональную систему), т.е. заставляет работать коммуникативную функцию произведения в ее составных частях: общения, сообщения, воздействия. Именно большая функциональная система через соответствующий механизм делает язык словесного произведения живым, говорящим языком: произведение начинает общаться с читателем.
7. Большая функциональная система как информационно-стилистическое пространство
В качестве таких систем в пособии принимаются функциональные стили: официально-деловой, научно-технический, газетно-публицистический, обиходно-бытовой, литературно-художественный. Они представляют собой социально-культурные контексты, в которых речевой жанр приобретает смысл существования, иными словами, прагматический смысл, и превращается в живое, действующее, целостное словесное произведение.
Функциональный стиль — это система внутренних скрытых отношений и связей реальных явлений. Это область не непосредственно чувственно данного, а чувственно невоспринимаемого, это — невидимое содержание, мир "сверхчувственного". Он воспринимается интуитивно, а постигается с помощью средств логического анализа.
Содержание функциональных стилей складывается из функционально-целевых и функционально-формальных содержаний. Последнее означает, что функциональный стиль определяется не просто ведущей функцией определенной сферы общения (административной, научной, политической и т.д.), но и соотносительными с этими сферами системами устойчивых схем и стереотипов, узаконенных традицией, которые реализуют ведущую функцию.
Сочетание функциональных и формальных содержаний более точно определяет суть функциональных стилей, их природу. Эта суть — в информационном характере функциональных стилей как систем функционирования языковых текстов. И если суть функциональных объектов предметно-системная, то суть системы функционирования информационно-системная.
Слово информационный понимается здесь исходя из этимологии слова информация (in-form) как содержание формы. Содержанием выступает в данном случае прагматическая (или эстетическая) функция, т.е. функциональное содержание, а формой, точнее структурой, — схемы и стереотипы, упомянутые выше. Это не значит, что в рамках функционального стиля существуют четкие структуры, совсем нет, в функциональном стиле содержатся лишь наметки таких структур и
наметки содержаний, которые могут обслуживаться этими структурами. Второе, что отличает информацию от других сущностей, это то, что ее реализация в языковой материи осуществляется не непосредственно, а через коды, поэтапно, путем сбрасывания одной кодовой формы и замены ее другой.
Информационное поле функциональных стилей формируется по следующим параметрам:
— определенным методом отражения вещественного содер
жания (обобщенный тип содержания в официально-деловом
стиле, абстрактный тип содержания в научном стиле, конк
ретный — в обиходно-бытовом, образный — в литературно-
художественном);
— ведущей функцией каждого функционального стиля,
которая определяет функциональный тип текста (директив
ный, объясняюще-аргументативный, информационный и т.д.);
— тональностью, объективно присущей функциональным
стилям (деловая, нейтральная, торжественно-утверждающая);
— типом мышления (описательным, информационным, кон
цептуально-аналитическим).
Все они во взаимодействии и взаимопереплетенности создают определенную информационную среду, именуемую функциональным стилем.
Системы функциональных стилей — это системы косвенной (скрытой) коммуникации. Они лишь предполагают своих подразумеваемых коммуникантов, в отличие от прямой коммуникации в жанровой системе произведения.
Как правило, функциональные стили дифференцированы внутри себя. Так, например, стиль научного общения подразделяется на академический подстиль, рассчитанный на научно-подготовленного адресата, и научно-популярный подстиль, рассчитанный на дилетанта или недостаточно научно подготовленного адресата.
Функциональный стиль может представлять собой гомогенную информационную среду, где специфика данного стиля проявляется в наиболее чистом виде, или гибридную, где происходит смешение разных функциональных стилей. Например, жанр художественного эссе существует в гибридной научно- , художественно-публицистической функциональной среде.
В заключение этого раздела следует сделать уточнение по поводу понятия "стиль". В произведении существуют внутренняя и внешняя формы. Внутренняя форма — это форма процесса вне произведения, но реализуется через произведение. Она главная и определяет стиль произведения как его качественно коммуникативную определенность. Внешняя форма связана с малой жанрово-функциональной системой и образует стиль внешней формы, который выступает свойством стиля внутренней формы. Стиль внутренней формы задает типовое оформление языка произведения. А стиль внешней формы — типическое, т.е. более индивидуальное, более конкретное оформление языка.