Упражнение на смысловую догадку
Закройте листом бумаги правую часть (Блок 2) таблицы и, прочитав слева пословицу (Блок 1), догадайтесь какой управленческий принцип положен в основу и сформулируйте его.
Блок 1. Народная мудрость. | Блок 2. Управленческий принцип. | |
1. У семи нянек дитя без глазу. | 1. Принцип единоначалия. | |
2. Сухая ложка рот дерет. | 2. Необходимость материального стимулирования. | |
3. Красна изба не углами, а пирогами. | 3. Эстетичность новой техники тоже играет роль, однако определяющим фактором является ее производительность. | |
4. Взялся за гуж - не говори, что не дюж. | 4. Выполнение обязательств. | |
5. Один в поле не воин. | 5. Бригадная форма организации. | |
6. Назвался груздем - полезай в кузов. | 6. Ответственность руководителей за порученное дело. | |
7. Один ум хорошо, а два лучше. | 7. Коллегиальность в управлении, демократический подход. | |
8. Цыплят по осени считают. | 8. Ориентация на конечные результаты. | |
9. Что посеешь, то и пожнешь. | 9. Роль технической специальной подготовки. | |
10. Лежачего не бьют. | 10. Необходимость помощи нерентабельным предприятиям. | |
11. Зри в корень. | 11. Функционально-стоимостный анализ. | |
12. За двумя зайцами погонишься - ни одного не поймаешь. | 12. Принцип основного звена. | |
13. Не говори "гоп" пока не перескочишь. | 13. Досрочная сдача строительных объектов не оправдывает недоделок. | |
14. В лес дрова не возят. | 14. Правильный выбор места строительства промышленных объектов. Или - "встречные" перевозки. | |
15. Один за всех, все за одного. | 15. Сочетание единоначалия и коллегиальности. | |
16. Каков поп, таков и приход. | 16. Роль руководителя важна. | |
17. Что с воза упало, то пропало. | 17. Рациональная организация хранения грузов в пути. | |
18. Долг платежом красен. | 18. Контроль рублем. | |
19. Не плюй в колодец -пригодится воды напиться. | 19. Необходимость сочетания производственной и экономической деятельности. | |
20. Своя рубашка ближе к телу. | 20. Местничество. |
Упражнения на развитие внимания детей младшего школьного возраста
Упражнение «Мой любимый фрукт»
Упражнение позволяет ведущему создать рабочий настрой в группе, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания.
Участники группы представляются по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы.
Упражнение «Не собьюсь»
Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания
Психолог предлагает следующие задания:
считать вслух от 1 до 31, но испытуемый не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь…»
Образец правильного счета: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _черта замещает числа, которые нельзя произносить).
Упражнение «Наблюдательность»
Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.
Детям предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.
Упражнение «Муха 1»
Упражнение на развитие концентрации внимания
Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшая присоска (или кусочек пластилина). Присоска выполняет роль "дрессированной мухи". Доска ставится вертикально и ведущий объясняет участникам, что перемещение "мухи" с одной клетки на другую происходит посредством подачи ей команд, которые она послушно выполняет. По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Играющие должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля.
После всех этих разъяснений начинается сама игра. Она проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности.
Упражнение «Селектор»
Упражнение на развитие концентрации, устойчивости внимания
Для упражнения выбирается один из участников игры - "приемник". Остальная группа - "передатчики" - заняты тем, что каждый считает вслух от разных чисел и в разных направлениях. "Приемник" держит в руке жезл и молча слушает. Он должен поочередно настроиться на каждый "передатчик". Если ему сложно услышать тот или иной "передатчик", он может повелительным жестом заставить его говорить громче. Если ему слишком легко, он может убавить звук. После того как "приемник" достаточно поработает, он передает жезл своему соседу, а сам становится "передатчиком". В ходе игры жезл совершает полный круг.