Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына
А. И. Солженицын — крупнейший писатель XX в., философ-жизнестроитель, вдохновенный заступник России. В своих произведениях он продолжает одну из центральных гуманистических линий русской классической литературы — идею нравственного идеала, внутренней свободы и независимости даже при внешнем притеснении, идею нравственного совершенствования каждого. В этом он видит национальное спасение.
В повести «Один день Ивана Денисовича», «Матренин двор», «Захар-Калита» нашли воплощение выстраданные Солженицыным мечтания о неиспорченности, праведнических душах.
Повесть «Один день Ивана Денисовича» автор построил на страшном лагерном материале, создав философию бесконечно маленького и одинокого человека, который мешает отлаженной машине насилия производить одномерных людей тем только, что во всякую минуту жизни остается личностью. Иван Денисович Шухов соответствует идеальным представлениям писателя о качествах народного духа и ума, дающих надежду на его возрождение. Шухов, заключенный Щ—854, жил, как и большинство, трудно, когда началась
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
война. Ушел воевать и воевал честно, пока не попал в плен. Но ему присуща та твердая нравственная основа, которую так старательно стремились выкорчевать большевики, провозглашая приоритет государственных, классовых, партийных ценностей над ценностями человеческими. Что же помогло устоять Ивану Денисовичу?
Он принадлежит к тем, кого называют природным, естественным человеком, далеким от такого занятия, как размышление, анализ; в нем не пульсирует вечно напряженная и беспокойная мысль, не возникает страшный вопрос: зачем? почему? Дума Ивана Денисовича «все к тому же возвращается, все снова ворошит: не нащупают ли тайку в матраце? В санчасти освободят ли вечером? Посадят капитана или не посадят? И как цезарь на руки раздобыл свое белье теплое?» Природный человек живет в согласии с собой, ему чужд дух сомнений. Этой простой цельностью сознания во многом объясняется жизнестойкость Шухова, его приспособляемость к человеческим условиям.
Но приспособляемость Ивана Денисовича не имеет ничего общего с приспособленчеством, униженностью, потерей человеческого достоинства.
Природность Шухова связана, по мысли Солженицына, и с высокой нравственностью героя. Ему доверяют, потому что знают: честен, порядочен. По совести живет.
Не мыслит своей жизни главный герой без труда, не развратила его советская власть, не смогла заставить халтурить, отлынивать.
И на «объекте» он работает так же добросовестно, как и на воле, испытывая радость мастера, свободно владеющего своим делом, ощущающего вдохновение, прилив энергии. Это отношение — истинно народное, так от века жил крестьянин в согласии с собой и природными законами, именно этот народный опыт помогает главному герою сохранить свои мысли и внутреннюю свободу вне пределов досягаемости лагерной машины. Поэтому Иван Денисович умело складывает свой распорядок внутри лагерного, еще успевает и другим услужить, помочь, утешить словом и поделиться крохами еды и курева. В соответствии с этикой «серых зэков» он не упустит, однако, случая обмануть, обвести вокруг пальца, грубо толкнуть того, кого презирает, — охранников, надзирателей, стукачей, доходяг... Он готов их понять, посочувствовать их тяжелому жребию, но уважать их не может.
Лагерная жизнь, как она регламентирована, предлагала зэкам выбор: были палачи и надзиратели, придурки и осведомители, доходяги и просто серые зэки. Шухов выбрал последнее, но и там определился по-своему, тихо и незаметно для всех стал праведником. И тем вручил себя вечности.
Еще одной праведницей является героиня рассказа Солженицына «Матренин двор». И ей тоже нужно делать выбор, но уже между «быть» и «иметь». Матрена всегда предпочитала «быть». Быть доброй, отзывчивой, сердечной, общительной, незлопамятной, бескорыстной, трудолюбивой, предпочитала давать окружающим ее людям — знакомым и незнакомым, а не брать. Даже принимая свою нелепую смерть на железнодорожном переезде, она старалась «подсобить... мужикам», «в мужичьи дела мешалась». А те, кто застрял на переезде, погубили Матрену и еще двоих. И Фадей, и «самоуверенный толстомордый» тракторист, сам погибший, предпочитали иметь: один хотел за один раз «горницу» перевезти на новое место, другой — за одну «ходку» трактора заработать. Жажда «иметь» оборачивалась против «быть» преступлением, смертью людей, попранием человеческих чувств, нравственных идеалов, погибелью собственной души.
Смерть героини раскрыла перед автором величественный и трагический образ Матрены. И рассказ — это своего рода авторское покаяние, горькое раскаяние за нравственную слепоту всех окружающих. Солженицын преклоняет голову перед человеком бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным, придавленным всей господствующей системой.
«Сочинения на свободные темы»
Об особом виде подвижничества пишет А. И. Солженицын в рассказе «Захар-Калита». Его герой беднейший мужик из села Куликовка, самовольно произвел себя в смотрители Куликова поля. Он не имеет даже избы, выпал из колхоза, из класса «колхозного крестьянства», и прикрепил себя к условному историческому пространству, месту битвы 1380 г. Это русский характер, близкий по духу многим героям нашей литературы. В нем страстное правдоискательство сочетается с вечной русской надеждой на «доброго барина», неподкупность и принципиальность — с некой обреченной привычкой к тому, что «закон, что дышло» — и ничего не докажешь. И еще в нем есть деликатность, самоотверженность в выполнении своего долга. «Сразу отпало все то насмешливое и снисходительное, что мы думали о нем вчера... Он был уже не Смотритель, а как бы дух этого Поля, стерегущий, не покидающий его никогда». Перед нами человек с твердой гражданской позицией, любящий Родину, знающий ее историю, черпающий в истории свою веру в живую душу народа.
А. Солженицын своими произведениями вернул в литературу героя, в котором соединились терпение, разумность, расчетливая сноровистость и услужливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не потеряв лица, мудрое понимание и правых, и виноватых, привычка напряженно думать «о времени и о себе».
СОДЕРЖАНИЕ
1. «Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
2. «Тирания есть привычка, обращающаяся в потребность...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
3. «Человек - целый мир...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
4. «Счастье есть дело судьбы, ума и характера...» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
5. «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная...» (Н. М. Карамзин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
6. «Воспитание - великое дело: им решается участь человека...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
7. «Человек - это... живая загадка» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
8. «Жизнь скучна без нравственной цели...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
9. «Великие истины понятны и доступны каждому...» (Д. И. Писарев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
10. «Родник поэзии есть красота» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
11. «Ум - способность только материальная, душа живет тем, что нашептывает ей сердце...» (Ф. М. Достоевский)
12. «Человек - существо, недовольное самим собой и способное себя перерастать» (Н. А. Бердяев) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
13. «Счастья в жизни нет, есть только зарницы его» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
14. «Мещанство - ползучее растение. Оно способно бесконечно размножаться и хотело бы задушить побегами все на своей дороге...» (М. Горький) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
15. «Мысль бывает светла, только когда озаряется изнутри добрым чувством» (В. П. Ключевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
16. «Сила влияния нравственного выше всяких сил...» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
17. «Нет счастья в бездействии...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
18. «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех» (Н. Федоров) (По произведениям русской литературы XIX в.)
19. «Презирать суд людей не трудно, презирать суд собственный невозможно...» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
20. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться...» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведения русской литературы XIX в.)
21. «Эгоизм умерщвляет великодушие...» (Ф. М. Достоевский)
22. «Настоящее зло... ходит всегда на костылях добродетели» (М. М. Пришвин)
23. «Человек ловится на мелочах, в крупном - можно притвориться, мелочь - всегда выдает истинную „суть души", ее рисунок, ее тяготение...» (М. Горький)
24. «Искусство - одно из средств различения доброго от злого...» (Л. Н. Толстой) (Петербург в освещении Пушкина, Гоголя и Достоевского)
25. «У истинного таланта каждое лицо - тип, и каждый тип для читателя есть знакомый незнакомец» (В. Г. Белинский)
26. «Ложь перед самим собой, выставляемая за правду, губит всю жизнь» (Л. Н. Толстой)
27. «Справедливость требует вступаться за людей страдающих» (Н. Г. Чернышевский)
28. «...Если в жизни есть смысл и цель, то смысл этот и цель вовсе не в нашем счастье, а в чем-то более разумном и великом. Делайте добро!» (А. П. Чехов)
29. «Главное в человеке - это не ум, а то, что им управляет, - сердце, добрые чувства...» (Ф. М. Достоевский)
30. «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом...» (В. Г. Белинский)
31. «Правда и красота всегда составляют главное в человеческой жизни и вообще на земле» (А. П. Чехов)
32. «Человеческое всегда и неизбежно должно восторжествовать...» (М. С. Салтыков-Щедрин)
33. Общественное значение писателя в том именно заключается, чтобы пролить луч света на всякого рода нравственные и умственные неурядицы...» (М. С. Салтыков-Щедрин)
34. «Главный узелок нашей жизни, все будущее ядро ее и смысл у людей целеустремленных завязывается в самые ранние годы...» (А. И. Солженицын)
35. «Честь нельзя отнять, ее можно потерять... (А. П. Чехов) (По повести А. С. Пушкина „Капитанская дочка")
36. «Смысл человеческой жизни заключается в беспокойстве и тревоге» (А. А. Блок) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
37. «Усилие есть необходимое условие нравственного совершенствования» (Л. Толстой)
38. «Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете...» (И. А. Гончаров)
39. «Душно! Без счастья и воли...» (Н. А. Некрасов) (по пьесам А. Н. Островского «Гроза», «Снегурочка» и «Бесприданница»)
40. «Без страстей и противоречий нет жизни...» (Н. К. Некрасов)
41. «И что ни человек, то мученик, что ни жизнь, то трагедия...» (Н. А. Некрасов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
42. Правда о войне в отечественной прозе (По произведению одного из писателей) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
43. Нравственная проблематика одного из произведений отечественной прозы (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
44. Нравственная проблематика произведений конца XX в. (по повести В. Распутина «Живи и помни»)
45. Тема русской деревни в современной прозе (По повести В. Белова «Привычное дело»)
46. Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов (по творчеству И. Бродского)
47. Кто он, «герой нашего времени»? (По одному из произведений современной отечественной литературы)
48. Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений)
50. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора...» (И. С. Тургенев) (По произведениям В. Распутина)
51. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин) (По роману Ч. Айтматова «Плаха»)
52. «Смех часто бывает великим посредником в деле отличия истины от лжи...» (В. Г. Белинский) (По роману В. Войновича «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина»)
53. «Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
54. «Искусство стремится непременно к добру...» (Н. В. Гоголь) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
55. «Школа несчастья есть самая лучшая школа...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
56. «Любить истинно может только вполне созревшая душа...» (В. Г. Белинский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
57. «Мещанство - большое зло, оно как плотина в реке, всегда служило только для застоя» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
58. «Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни...» (А. П. Платонов) (По творчеству В. Быкова)
59. «Поэзия - плуг, взрывающий время...» (О. Э. Мандельштам) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
60. «Мужество есть великое свойство души» (Н. М. Карамзин) (По роману Б. Васильева «В списках не значится»)
61. «Сильные люди всегда просты» (Л. Н. Толстой) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
62. «Счастье и радость жизни... в правде...» (А. П. Чехов) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
63. «Искусство всегда помогало человеку в отыскивании идеала...» (Ф. М. Достоевский) (По произведениям В. М. Шукшина)
64. «Любовь столь всесильна, что перерождает нас самих...» (Ф. М. Достоевский) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX в.)
65. «Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для человека...» (В. Г. Белинский)
66. «Найти свою дорогу, узнать свое место - в этом все для человека, это для него сделаться собой...» ( В. Г. Белинский )
67. «Революция обнаруживает высоту человеческой природы и истребление духовных ценностей» (Н. А. Бердяев)
68. «Общество находит в литературе свою действительную жизнь...» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
69. «Всякая благородная личность глубоко сознает свои кровные связи с отечеством» (В. Г. Белинский) (По рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»)
70. «Болезнь любви неизлечима...» (А. С. Пушкин)
71. «Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой» (А. С. Пушкин) (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
72. «Настоящий писатель то же, что древний пророк: он видит яснее, чем обычные люди» (А. П. Чехов) (По рассказу А. И. Солженицына «Раковый корпус»)
73. «Страдания и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца» (Ф. М. Достоевский) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
74. «Избавиться от мысли люди не могут...» (К. С. Аксаков)
75. «Искусство выполняет работу памяти: оно выбирает из потока времени наиболее яркое, волнующее, значительное и запечатлевает это в кристаллах книг» (Л. Н. Толстой) (По повести В. Некрасова «В окопах Сталинграда»)
76. «Хорош божий свет. Одно только не хорошо - мы (А. П. Чехов) (Размышления о чести и совести)
77. «То, что у нас зовется искусством, в сущности не что иное, как живописная правда жизни; нужно уметь ее улавливать, вот и все (В. Набоков) (По роману А. И. Солженицына „Архипелаг ГУЛАГ")
78. «Просвещенный - тот, кто понимает смысл своей жизни» (Л. Н. Толстой)
79. «Великое счастье свободы не должно быть омрачено преступлениями против личности, иначе - мы убьем свободу своими же руками...» (М. Горький)
80. «Жить - значит чувствовать, мыслить, страдать» (В. Г. Белинский)
81. «Совесть, благородство, достоинство - вот оно, святое наше воинство»
82. «Нарушитель любви к ближнему первым из людей предает самого себя...»
83. Тема судьбы и рока в произведениях В. А. Жуковского
84. Тема природы в лирике Жуковского
85. Патриотическая лирика Лермонтова
86. Поэт и общество в лирике М. Ю. Лермонтова
87. Значение второстепенных персонажей в драме А. Н. Островского «Гроза»
88. Человек в трагических испытаниях эпохи в произведениях советских писателей
89. Мой любимый поэт В. С. Высоцкий
90. Национальный характер в произведениях А. И. Солженицына