Каковы особенности лирики одного из современных поэтов? (По одному или нескольким произведениям русской литературы XX в.)
Осип Эмильевич Мандельштам - русский поэт, малоизвестный широкому кругу читателей. Однако от этого не менее талантлив и стоит в одном ряду с крупнейшими поэтами
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
серебряного века Н. Гумилевым, А. Ахматовой, С. Есениным, В. Маяковским и др. Мандельштам - создатель литературного течения - акмеизма. Непростая судьба поэта и страны, в которой он жил, определила характер его творчества.
В 1913 г. вышел первый сборник его стихов под названием «Камень». Название вполне символично. Камень - природный материал, прочный и основательный. Для поэта каждое слово - это камень, из которого он выстраивает здание своей поэзии, используя его как строительный материал духовной культуры.
«Слишком легким плащом одетый, Повторяю свои обеты. Ветер треплет края одежды -Не оставить ли нам надежды?..»
(«Пилигрим»)
В стихотворениях этой поры чувствовалось мастерство молодого поэта, умение владеть поэтическим словом, использовать широкие музыкальные возможности русского стиха. Первая половина 1920-х гг. прошла в предчувствии чего-то страшного, появляется чувство обреченности.
«Образ твой, мучительный и зыбкий, Я не мог в тумане осязать. - Господи! - сказал я по ошибке, Сам того не думая сказать. Божье имя, как большая птица, Вылетело из моей груди. Впереди густой туман клубится, И пустая клетка позади».
Поднимается в творчестве Мандельштама конфликт между вечностью и человеком. Человек, по мнению поэта, преодолевает свою смерть путем созидания вечного искусства. Этот мотив начинает звучать уже в первых стихотворениях:
«Дано мне тело - что мне делать с ним, Таким единым и таким моим... ...На стекла вечности уже легло Мое дыхание, мое тепло».
(«Дано мне тело...»)
Человек - мгновенное существо «в темнице мира», но творчество делает его бессмертным.
Поэзия призвана, по выражению Мандельштама, возрождать духовную культуру. В одном из поздних стихотворений он сравнивал поэзию с плугом, который переворачивает время: старина оказывается современностью. Революция в искусстве неизбежно приводит к классицизму -поэзии вечного. «...Мироощущение для художника - орудие и
«Сочинения на свободные темы»
средство, как молоток в руках каменщика, и единственно реальное - это само произведение», - замечает поэт, -«существовать - высшее самолюбие художника».
У зрелого Мандельштама слово превращается из камня в почти живое существо, обладающее внутренней свободой. Такая метаморфоза не случайна, учитывая все мытарства и скитания поэта. Арест, ссылка, гонения не лишают автора силы духа. После его сатиры на Сталина его чудесным образом оставили в живых и только сослали. Но от этого поэт не перестал чувствовать себя свободной личностью. Мандельштам не ощущал себя перед «веком-зверем» ничтожной, жалкой жертвой, он осознает себя равным:
«...Мне на плечи кидается век-волкодав, Но не волк я по крови своей. Запихай меня лучше, как шапку, в рукав Жаркой шубы сибирских степей, Уведи меня в ночь, где течет Енисей, И сосна до звезды достает, Потому что не волк я по крови своей И меня только равный убьет».
(«За гремучую доблесть грядущих веков...»)
Стихи воронежского цикла долгое время оставались неопубликованными. Они не были, что называется, политическими, но даже «нейтральные» стихи воспринимались как вызов. Эти стихи проникнуты ощущением близкой гибели, иногда они звучат как заклинания, увы, безуспешные. Несмотря на то что автор пошел на уступки власти (пишет оду во славу Сталина), ему нет места в Москве, его семье нечего есть. Кормили друзья.
В мае 1938 г. Мандельштама снова арестовывают, приговаривают к пяти годам каторжных работ и отправляют на Дальний Восток, откуда он уже не вернется.
Смерть настигла поэта в одном из пересыльных лагерей под Владивостоком 2 декабря 1938 г. В одном из последних стихотворений поэта есть такие строчки:
«Уходят вдаль людских голов бугры, Я уменьшаюсь там - меня уж не заметят, Но в книгах ласковых и в играх детворы Воскресну я сказать, что солнце светит».
49. Природа и человек в современной отечественной прозе (На примере 1-2 произведений)
«Чтобы однажды в доме том
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
Перед дорогою большою Сказать: -
Я был в лесу листом!» Н. Рубцов
В 70-е и 80-е гг. нашего столетия лира поэтов и прозаиков мощно звучала в защиту окружающей природы. Писатели выходили к микрофону, писали статьи в газеты, отложив работу над художественными произведениями. Они отстаивали наши озера и реки, леса и поля. Это была реакция на резкую урбанизацию нашей жизни. Деревни разорялись, города росли. Как всегда в нашей стране, все это делалось с размахом, и щепки летели во всю. Сейчас уже подведены мрачные итоги причиненного тогда горячими головами вреда нашей природе.
Писатели - борцы за экологию все родились близ природы, знают и любят ее. Это такие известные у нас и за границей прозаики, как Виктор Астафьев и Валентин Распутин.
Героя повести «Царь-рыба» Астафьев называет «хозяином». Действительно, Игнатьич умеет делать все и лучше, и быстрее всех. Его отличает бережливость и аккуратность. «Само собой, ловил Игнатьич рыбу лучше всех и больше всех, и это никем не оспаривалось, законным считалось, и завидовать никто ему не завидовал, кроме младшего брата Командора». Отношения между братьями были сложными. Командор не только не скрывал своей неприязни к брату, но и показывал ее при первом удобном случае. Игнатьич старался не обращать на это внимания. Собственно, он ко всем жителям поселка относился с некоторым превосходством и даже снисходительностью. До идеала главному герою повести, конечно, далеко: им властвует жадность и потребительское отношение к природе. Автор сводит главного героя один на один с природой. За все его грехи перед ней природа преподносит Игнатьичу суровое испытание. Произошло это так: Игнатьич отправляется рыбачить на Енисей и, не довольствуясь мелкой рыбой, ждет осетра. «И в этот миг заявила о себе рыбина, пошла в сторону, защелкали о железо крючки, голубые искорки из борта лодки высекло. За кормой взбурлило грузное тело рыбины, вертанулось, забунтовало, разбрасывая воду, словно лохмотья горелого, черного тряпья». В этот миг Игнатьич увидел рыбу у самого борта лодки. «Увидел и опешил: что-то редкостное, первобытное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела - на доисторического ящера походила она...» Рыба сразу показалась Игнатьичу зловещей. Душа его как бы раздвоилась: одна половина подсказывала отпустить рыбу и тем сохранить себя, но другая ни в какую не хотела отпускать такого осетра, ведь царь-рыба попадается лишь раз в жизни. Страсть рыбака берет вверх над благоразумием. Игнатьич решает во что бы то ни стало выловить осетра. Но по неосторожности он оказывается в воде, на крючке собственной снасти. Игнатьич чувствует, что тонет, что рыбина тянет его на дно, но он ничего не может сделать для своего спасения. Перед лицом смерти рыбина становится для него некоей тварью. Герой, никогда не верующий в Бога, в этот миг обращается к нему за помощью. Игнатьич вспоминает о том, что пытался забыть в течение всей своей жизни: опозоренную девушку, которую обрек на вечные страдания. Выходило так, что природа, тоже в каком-то смысле «женщина», мстила ему за причиненное зло. Природа отомстила человеку жестоко. Игнатьич, «не владея ртом, но все же надеясь, что хоть кто-нибудь да услышит его, прерывисто и изорванно засипел: „Гла-а-аша-а-а, прос-ти-и-и..." И когда рыба отпускает Игнатьича, он чувствует, что душа его освобождается от греха, который давил на него в течение всей жизни. Получилось так, что природа выполнила божественную задачу: призвала грешника к покаянию и за это отпустила ему грех. Автор оставляет надежду на жизнь без греха не только своему герою, но и нам всем, потому что никто на земле не застрахован от конфликтов с природой, а значит, и с собственной душой.
По-своему ту же тему раскрывает писатель Валентин Распутин в повести «Пожар». Герои
«Сочинения на свободные темы»
повести занимаются заготовкой леса. Они «словно кочевали с места на место, остановились переждать непогоду, да так и застряли». Эпиграф повести: «Горит село, горит родное» -заранее настраивает читателя на события повести. Распутин раскрыл душу каждого героя своего произведения через пожар: «Во всем том, как вели себя люди - как бегали по двору, как выстраивали цепи, чтобы передавать из рук в руки пакеты и связки, как дразнили огонь, рискуя собой до последнего, - во всем этом было что-то ненастоящее, дурашливое, делающееся в азарте и беспорядочной страсти». В неразберихе на пожаре люди разделились на два лагеря: творящих добро и делающих зло. Главный герой повести Иван Петрович Егоров - гражданин законник, как его называют архаровцы. Автор архаровцами окрестил беспечных, нетрудолюбивых людей. Во время пожара эти архаровцы и ведут себя соответственно своему обычному житейскому поведению: «Все тащат! Клавка Стригунова полные карманы набила маленькими коробочками. А в них, поди, не утюги, в них, поди, че-то такое!... В голяшку наталкивают, за пазуху! А бутылки эти, бутылки!» Ивану Петровичу невыносимо ощущать свою беспомощность перед этими людьми. Но беспорядок царит не только вокруг, но и в его душе. Герой осознает, что «у человека в жизни четыре подпорки: дом с семьей, работа, люди и земля, на которой стоит твой дом. Захромает какая - весь свет в наклон». В данном случае «захромала» земля. Ведь жители поселка нигде не имели корней, «кочевали». А земля от этого молча страдала. Но наступил момент наказания. В данном случае роль возмездия выполнил огонь, который тоже является силой природы, силой разрушения. Мне кажется, не случайно автор завершил повесть почти по Гоголю: «Что ты есть молчаливая наша земля, доколе молчишь ты? И разве молчишь ты?» Возможно, эти слова сослужат и сейчас нашей родине добрую службу.
50. «Точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни - есть высочайшее счастье для литератора...» (И. С. Тургенев) (По произведениям В. Распутина)
Валентин Григорьевич Распутин - знаток «деревенской» жизни. Главное внимание автор уделяет жителям деревни, их духовному развитию, нравственному воспитанию. Для автора важно «точно и сильно воспроизвести истину, реальность жизни», пусть это чаще всего жестокая правда, но она просто необходима для того, чтобы люди одумались, обратились к истокам и прекратили бессмысленное уничтожение своей родной земли. Ярким примером воспроизведения истины являются повести В. Распутина «Последний срок», «Прощание с Матерой», «Пожар». Названиях этих повестей символичны. Каждое из них заключает в себе предчувствие, близость наступающей беды (достигается это смыслом слов «последний», «прощание», «пожар»).
Слова из народной песни: «Горит, горит село родное...», взятые в качестве эпиграфа к повести «Пожар», вполне отражают положение дел в деревне, уничтожение и поругание старых ценностей в обмен на нравственное опустошение. Ветеран войны и труда, шофер Егоров Иван Петрович понимает, что пожар охватывает не только старые строения, но и души людей, он выжигает моральные устои, которые накапливались веками. На смену старым людям приходят архаровцы. Новое поколение людей без семьи, дома. Их главная цель - развлечься и хорошо отдохнуть. Людям деревни такая жизнь тоже по нраву, они втягиваются в нее. Лишь немногим удается избежать этой «заразы». Но проблема в том, что они не пытаются что-то изменить и живут по принципу «моя хата с краю...» «Я работаю честно, живу честно..., - размышляет Афоня Бронников, - ... и хватит». На остальных ему наплевать.
А когда случился в Сосновке пожар, оказалось, что защищать свой дом некому. Автор показывает разобщенность людей, их нравственное падение. Самое страшное, что в пожаре
Отредактировал и опубликовал на сайте : PRESSI ( HERSON )
«Сочинения на свободные темы»
гибнут люди, честные труженики, те, кому дорога родная земля. Финальный вопрос главного героя: «Что делать будем?» - не остается без ответа. Афоня отвечает: «Жить будем...» Распутин все же оставляет выход для людей.
Не менее знаменательны повести «Последний срок» и «Прощание с Матерой». Старуха Анна из первой повести и старуха Дарья из второй выступают символами народной мудрости, примером будущим поколениям своим жизненным опытом и тяжелым трудом. Несмотря на тяготы, они любят свою землю, свой дом, как родное дитя. У старухи Анны свои заповеди правильной жизни: работать, не покладая рук, держать дом в чистоте и достатке, воспитывать детей честными людьми. Примечателен финал повесть, в какой-то степени даже философский. В день, когда дети разъезжаются, Анна умирает. В деревне остается младший сын Михаил, жизнь которого теряет всякий смысл. Остальные дети, покинув навсегда деревню, не находят счастья в городе. Они потеряли нравственную силу души, которая помогала их матери выжить в непростых условиях. Правда в том, что человеку невозможно найти счастье, оторвавшись от своих корней, от предков.
Повесть «Прощание с Матерой» продолжает тему нравственного вымирания людей. Матеру можно сравнить с легендарной Атлантидой, ушедшей на дно моря. Вместе с ней под воду уходят национальные традиции, духовность и святость.
Все герои повести, прежде всего Дарья, живут в ожидании конца. Люди старшего поколения искренне любят свою землю. Молодежь же рада перебраться в город. Это тоже свидетельствует об отдалении от правды в целом. Ведь счастье можно обрести только на родной земле, земле предков. А Матера со своей гармоничностью, добротой и любовью, со своей непохожестью на все окружающее навсегда скрывается под речными водами, чтобы уже никогда не вернуться. Под волнами скрывается островок «обетованной» жизни.
Авторская позиция - не призыв не вводить ничего нового в современную жизнь. Это невозможно. Распутин лишь выступает за то, чтобы при введении нового не страдали старые, выработанные веками, жителями деревни правила жизни: любовь к родной земле, бережное отношение к природе, труд.
51. «Пойми живой язык природы - и скажешь ты: прекрасен мир...» (И. С. Никитин) (По