А.и.солженицын «матрёнин двор»
Группа 1
Часть В
Ответом к заданиям В1—В8 является слово или сочетание слов.
В1. Каким было первоначальное название рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?
В2. Как называется произведение, в котором автор излагает историю своей собственной жизни, приводит факты своей биографии, например, изображение событий жизни Игнатича в рассказе А.И.Солженицына «Матренин двор»?
«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне просто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила.
За год до того по ту сторону Уральского хребта я мог наняться разве таскать носилки. Даже электриком на порядочное строительство меня бы не взяли. А меня тянуло — учительствовать. Говорили мне знающие люди, что нечего и на билет тратиться, впустую проезжу».
В3. Каким видом комического, заключающегося в осмеянии, насмешке, несущим отрицательный смысл за внешней положительной формой высказывания, пользуется А.И.Солженицын в рассказе «Матренин двор», например, в приведенном эпизоде?
«Каждую букву в моих документах перещупали, походили из комнаты в комнату и куда-то звонили. Тоже и для них редкость была — все день просятся в город, да покрупней. <...> Потом все ж походили из комнаты в комнату, позвонили, поскрипели и отпечатали мне в приказе: «Торфопродукт».
Торфопродукт? Ах, Тургенев не знал, что можно по-русски составить такое!
На станции Торфопродукт, состарившемся временном серо-деревянном бараке, висела строгая надпись: «На поезд садиться только со стороны вокзала!» Гвоздем по доскам было доцарапано: «И без билетов». А у кассы с тем же меланхолическим остроумием было навсегда вырезано ножом: «Билетов нет». Точный смысл этих добавлений я оценил позже. В Торфопродукт легко было приехать. Но не уехать».
В4. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности? (Например, в приведенных строках рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»).
«Высокий черный старик, сняв на колени шапку, сидел на стуле, который Матрена выставила ему на середину комнаты, к печке-«голландке». Все лицо его облегали густые черные волосы, почти не тронутые сединой: с черной окладистой бородой сливались усы густые, черные, так что рот был виден едва; и непрерывные бакены черные, едва выказывая уши, поднимались к черным космам, свисавшим с темени; и еще широкие черные брови мостами были брошены друг другу навстречу. И только лоб уходил лысым куполом в лысую просторную маковку. Во всем облике старика показалось мне многознание и достойность. Он сидел ровно, сложив руки на посохе, посох же отвесно уперев в пол, — сидел в положении терпеливого ожидания и, видно, мало разговаривал с Матреной, возившейся за перегородкой».
В5. Какой изобразительный прием, в котором одно явление или понятие проясняется путем сопоставления с другим явлением, использует А. И. Солженицын в приведенных фрагментах рассказа «Матренин двор»?
«Но не потому были мыши в избе, что колченогая кошка с ними не справлялась: она как молния за ними прыгала в угол и выносила в зубах»; «По ночам, когда Матрена уже спала, а я занимался за столом, — редкое быстрое шуршание мышей под обоями покрывалось слитным, единым, непрерывным, как далекий шум океана, шорохом тараканов за перегородкой»; «Григорьев Антошка был круглый румяный малец из 8-го «Г», выглядевший, как кот после блинов»; «Верхнего света не было в нашей большой комнате, как лесом заставленной фикусами»; «И шли года, как плыла вода...»
В6. Как в литературоведении называется изобразительно-выразительное средство, определяющее предмет или явление, подчеркивающее его качества, свойства, признаки, которым пользуется А. И. Солженицын, рисуя образ Матрены, характеризуя ее глаза и улыбку?
«— На чем? На своем на добром? — обезоруживала она меня лучезарной улыбкой. И, простодушно глядя блекло-голубыми глазами, спрашивала: — Ну, а к ужоткому что вам приготовить?»
В7. Как называются слова, которые А. И. Солженицын использует в тексте «Матрениного двора» для речевой характеристики героини, для передачи особенностей «местного говора», для создания местного колорита: «К ужоткому значило — к вечеру. Ел я дважды в сутки, как на фронте. Что мог я заказать к ужоткому? Все из того же, картовь или суп картонный».
В8. Каким термином в литературоведении называют краткое изречение, оформленное в лаконичной запоминающейся форме, неоднократно воспроизводимое другими людьми, например, приведенные фразы из рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?
«Чего на себе не припрешь, того и в дому нет»; «Незнайка на печи лежит, а знайку на веревочке ведут...»; «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»; «Не стоит село без праведника».
Часть С
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос, привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы (объем ответа не менее 150 слов).
С1. Автобиографичность рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор».
С2. В чем смысл жизни главной героини рассказа А. И. Солженицына «Матренин двор»?
С3. «Прирожденный ангел» Матрена среди старух-праведниц в произведениях В.Распутина, В.Белов, В.Астафьева.
Группа 2
Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (на выбор учащихся), привлекая необходимые теоретико-литературные знания, опираясь на литературные произведения, позицию автора и по возможности раскрывая собственное видение проблемы (объем ответа не менее 150 слов).
Часть С
1. Каково отношение автора к русской деревне? (по рассказу «Матренин двор»)
2. Почему именно рассказчик, а не односельчане понимает, что Матрена – праведник, без которых «не стоит земля»? (по рассказу «Матренин двор»)
3. Можно ли считать название повести А.И.Солженицына «Матренин двор» символичным?
4. Как раскрывает автор «свет души» человека в своем рассказе?
К уроку 100
ГОДОВАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
Вариант1
Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания 1.1.1–1.1.3.