Изображение народного характера в рассказе А. И. Солженицына «Матренин двор».

Основной темой творчества А. И. Солженицына является разоблачение тоталитарной системы, доказательство невозможности существования в ней человека. В таких условиях, по Солженицыну, наиболее ярко проявляется русский национальный характер. Народ сохраняет силу духа и нравственные идеалы при таких обстоятельствах - в этом его величие. Нужно заметить, что герои Солженицына сочетают в себе предельный трагизм бытия и жизнелюбия.
Произведение "Матренин двор" написано о женщине. Несмотря на множество не связанных с нею событий, Матрена является главным действующим лицом. Вокруг нее развивается сюжет рассказа. В ее внешности есть что-то нелепое, странное. Чужая среди своих, она имела свой собственный мир. Осуждаемая, непонятая в том, что не такая, как все. "В самом деле! - ведь поросенок-то в каждой избе! А у нее не было!.."
На долю старухи Матрены выпало "много обид, много несправедливостей". Но она не обижается на мир, который относится к ней несправедливо. Говорит она с "лучезарной улыбкой", доброжелательно, с "теплым мурчанием". Солженицын выносил и выстрадал этот образ-символ. В бескорыстии, кротости Матрены он усматривает долю праведности. Эта праведность идет из глубины души Матрены - она была "в ладах с совестью своей". Об этом образе Солженицын пишет: "Есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жизни, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами их поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники..."
Матрена забывается в работе, отдавая ей всю себя. Именно работа спасает ее от антигуманного мира. Она несет "просветление", возвращает "доброе расположение духа". Даже в моменты физической слабости "дела звали" Матрену "к жизни". Так жила она: "зимой салазки на себе, летом вязанки на себе".
По Солженицыну, естественны для народного характера независимость, искренность, доброжелательность по отношению к людям, и к своим, и к чужим. Она не могла никому ни в чем отказать. При этом она не испытывала и оттенка зависти, если видела изобилие и относительное благополучие. Матрена искренно радовалась за людей. Она не была при этом аскетом - просто прекрасно понимала бренность, невечность и ненужность материальных благ. Матрена "не гналась за обзаводом, не выбивалась, чтобы купить вещи и потом беречь их больше своей жизни, не .гналась за нарядами". Все это Матрена считала глупостью и не одобряла. Глупы были люди, не понимающие истинную ценность жизни и спорящие из-за погибшей Матрены. Очень показательна трагедия, произошедшая на переезде в погоне за материальным благом, за заработком.
У Матрены непростая трагическая судьба. И тем сильнее становится ее образ, чем больше автор раскрывает тяготы ее жизни. И в то же время в ней нет сверхвыраженной индивидуальности, да и тяги к философским рассуждениям. Но сколько доброты и жизнелюбия! В конце произведения автор говорит о своей героине слова, характеризующие ее назначение: "Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша".
Солженицын упоминает "праведника" в рассказе "Матренин двор" не случайно. Это может с какой-то стороны относится ко всем положительным героям. Ведь все они умели смириться с чем бы то ни было. И в то же время оставались борцами - борцами за жизнь, за доброту и духовность, не забывая о человечности и нравственности. Россия, по Солженицыну, будет стоять, пока стоит "...посреди неба" изба праведницы Матрены.

86 Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

Произведения Валентина Распутина - это откровенный и доверительный разговор автора с читателями на самые разные темы, но всегда во всех произведениях автор обязательно поднимает один вопрос - вопрос человеческой совести, жизненной позиции, нравственного выбора.
В повести "Прощание с Матерой" легко прочитывается судьба родной деревни писателя - Аталанки, в годы строительства Братской ГЭС попавшей в зону затопления, а события, о которых рассказывает автор, достоверны.
Так что же такое Матера? Матера - это остров и деревня, расположенная на этом острове. Триста лет обживали это место русские крестьяне. Но вот надумали построить на реке мощную гидроэлектростанцию. Остров попадает в зону затопления. Всю деревню надо было переселять в новый поселок на правом берегу Ангары. Но эта перспектива никак не радовала стариков. Душа, например, бабки Дарьи облилась кровью. Ведь в Матере не только она выросла. Это - родина ее предков. А сама Дарья считает себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит:"... нам Матеру на подержание только дали... чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились".
Но ей противостоят горе-новаторы. Чтобы ускорить ход переселения, они пытаются оборвать все корни, связывающие обитателей Матеры с прошлым, лишить их памяти. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище.
Размышляя о причинах вандализма, Дарья приходит к выводу, что в обществе стало утрачиваться чувство совестливости. "Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка, та же -вот и истончали ее, уж не для себя, не для спросу, хватило б для показу. Али сильно большие дела творят, про маленькие забыли, а при больших делах совесть , однако, что железная, ничем ее не укусишь. А наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит. Ой, господи! Че про совесть, ежли этакое творится!"
Утрату совести герои Распутина впрямую связывают с отрывом человека от земли, от своих корней, от вековых традиций. Здесь ключевое значение имеют раздумья старшего сына Дарьи - Павла и ее внука Андрея.
Павлу тяжелей всего. Он разрывается на два дома: нужно уже обустроить жизнь в новом поселке, но еще ее вывезена мать из Матеры. Душой Павел на острове. Ему трудно расстаться с материнской избой, с землей ее предков. "Не больно терять это только тем, -считает он, - кто тут не жил, не работал, не поливал своим потом каждую борозду". Но и восстать против переселения Павел не в силах. Ему кажется, что технический прогресс уже не остановить. И остается только одно - попытаться на новую почву перенести привычный уклад и старые обычаи. А это не получается. Как заметил Павел, в новом, неуклюже построенном поселке человек делается "без твердости и надежности", стремясь жить без комфорта.
Андрею легче. Он уже смолоду вкусил новое. Его тянет к решительным переменам. "Сейчас время такое живое"... все, как говорится в движении. Я хочу, чтоб было видно мою работу, чтоб она навечно осталась..." В его представлении ГЭС - это вечность, а Матера -уже что-то отжившее. Как он считает, "наша Матера на электричество пойдет". Только в этом ему видится польза родной деревни. В поступках Андрея - путь к духовному одичанию. Ему изменяет историческая память. Уезжая строить ГЭС, он вольно или невольно освобождает место другим единомышленникам - уже "пришлым", которые доделывают то, чем пока еще неудобно заниматься уроженцу Матеры - чуть ли не насильно заставлять людей покидать обихоженную деревню.
"Пришлые" убеждены, что несут островитянам благо, но пока не осознанное жителями Матеры. С какой решительностью они готовы претворить свои планы! Только вот итог плачевен. С карты Сибири исчезло целое селение, а вместе с ним - уникальные традиции и обычаи, которые на протяжении многих десятилетий формировали душу народа, его неповторимый характер.
Подобная участь постигла и родное село автора Аталанку. Это село перенесли на другое место.
И еще одна любимая тема поднимается автором в этом произведении - это русская идея соборности, слиянности человека с миром, Вселенной, родом.
В повесть включен целый ряд эпизодов, поэтизирующих общую жизнь миром. Распутин подчеркивает, что главное для людей не сама работа, а благостное ощущение жизни, удовольствие от единства друг с другом, с природой. Очень точно подметил отличие жизни сельчан на Матере от суетной деятельности строителей ГЭС внук бабки Дарьи Андрей: "Они там живут только для работы, а вы здесь вроде как наоборот, вроде работаете для жизни". Работа для "любимых" героев Распутина не самоцель, а участие в продолжении семейного рода и - шире - всего человеческого племени. Вот почему не сумел беречься, а работал на износ отец Дарьи, завещавший ей то же самое. Вот почему и сама Дарья, ощущая за собой строй поколений предков, "строй, которому нет конца", не может смириться, что их могилы уйдут под воду - и она окажется одна: порвется цепь времен.
Распутин находит очень точную метафору для выражения раздумий Дарьи Васильевны о течении жизни: род - это нитка с узелками. Одни узелки распускаются, умирают, а на другом конце завязываются новые.
Размышления о продолжении рода и своей ответственности за него перемешиваются у Дарьи с тревогой о "полной правде", о необходимости памяти, сохранения ответственности у потомков - тревогой, сопряженной с трагическим осознанием эпохи.
В многочисленных внутренних монологах Дарьи писатель вновь и вновь говорит о необходимости каждому человеку "самому докопаться до истины", жить работой совести. Сильнее всего автора и его стариков и старух тревожит желание все большей части людей "жить не оглядываясь", "облегченно" нестись по течению жизни. "Пуп не надрываете, а душу потратили", - бросает в сердцах Дарья своему внуку. Она не против машин, но неприемлемо для мудрой крестьянки, чтобы человек, обретший благодаря технике огромную силу, искоренял жизнь, бездумно подрубал сук, на котором сидит.
И все же, несмотря на определенный трагизм повествования, автор оставляет читателю надежду на человеческое благоразумие и душевное пробуждение. "Жизнь... она все перенесет и примется везде, хоть и на голом камне и в зыбкой трясине, а понадобится если, то и под водой". Человек своим трудом сроднится с любым местом. В этом - еще одно назначение во Вселенной.



Наши рекомендации