Из поэзии о Великой Отечественной войне
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу»; С.С.Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г.Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые».
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (14ч)
«Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.
Я. и В. ГРИММ
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
О. ГЕНРИ
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Вождь краснокожих»: о детстве — с улыбкой и всерьез (дети и взрослые в рассказе). «Дары волхвов»: жанр новеллы. Тема бедности, любви, счастья.
ДЖ. ЛОНДОН
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
Для заучивания наизусть
М.В. Ломоносов. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф…»
И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).
А.С. Пушкин. «Зимнее утро», «Редеет облаков летучая гряда…»
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение (по выбору).
Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба» (отрывок из речи Тараса о товариществе).
Н.А. Некрасов. «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! У каждых дверей…»
И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет...»
С.А. Есенин. Одно стихотворение (по выбору).
А.А. Ахматова. Одно стихотворение (по выбору).
Стихотворение о Великой Отечественной войне (по выбору).
Для домашнего чтения
Из устного народного творчества
Сказки: «Два Ивана — солдатских сына», «Каша из топора».
Из героического эпоса
Корело-финский эпос «Калевала» (фрагмент); «Песнь о Роланде» (фрагменты); «Песнь о Нибелунгах» (фрагменты).
Из древнерусской литературы
«Подвиг юноши Кожемяки», из «Сказаний о Святославе».
Из русской литературы XIX века
В.А. Жуковский. «Кубок».
А.С. Пушкин. «Если жизнь тебя обманет…», «Простите, верные дубравы…», «Еще дуют холодные ветры...»
М.Ю. Лермонтов. «Пленный рыцарь».
Н.В. Гоголь. «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем».
И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе (два-три – по выбору).
Н.А. Некрасов. «Мороз, Красный нос».
Н.С. Лесков. «Человек на часах».
А.П. Чехов. «Жалобная книга», «Лошадиная фамилия».
Из русской литературы XX века
А.А. Блок. «Там неба осветленный край…», «Снег да снег…»
Ф. Сологуб. «Под черемухой цветущей…», «Порос травой мой узкий двор…», «Словно лепится сурепица…», «Что в жизни мне всего милей…»
И.А. Бунин. «Нет солнца, но светлы пруды...», «На высоте, на снеговой вершине...», «Тропами потаенными...»
Б.Л. Пастернак. «После дождя».
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи».
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя…», «Я иду и радуюсь…»
А.А. Вознесенский. «Снег в сентябре».
В.К. Железников. «Чучело».
В.П. Крапивин. «Мальчик со шпагой».
Р.П. Погодин. «Время говорит — пора», «Зеленый попугай».
А.Г. Алексин. «Домашнее сочинение», «Три мушкетера в одном купе».
Из зарубежной литературы
А. Шклярский. «Томек среди охотников за человеческими головами». (Пер. с польского.)
Тематическое планирование. Базовый уровень (105 часов)
№ п/п | Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Планируемые результаты | Учебные действия | Теоретические понятия | Межпредметные и внутрипредметные связи | Система контроля | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ (1ч) | |||||||||||
1. | Книга и ее роль в жизни человека. | 1ч. | Изучение истории и теории литературы | Формулирование собственного отношения к произведениями русской литературы, их оценка. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире. | Формирование ответственного отношения учению готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования. | Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), бесе- да, выразительное чтение | Писатель, литература, сочинитель, прозаик, поэт, драматург; книга, искусство. | Диагностирование умения бегло и выразительно читать, понимать смысл прочитанного, по существу отвечать на вопросы (выявляются в процессе беседы по вопросам учебника). | ||
ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3ч) | |||||||||||
2. | Мифы о героях. «Пять веков». | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа жизни. | Формирование представлений о труде как экзистенциальной ценности гуманизма. Честный, добросовестный трудна родной земле - обязанность человека. | Составление тезисных планов статьи учебника, выразительное чтение фрагмента поэмы Гесиода «Труды и дни», беседа, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником, сообщения учителя и учащихся | Миф, мифологический сюжет | Г.Моро «Гесиод и Муза»; выразительное чтение отрывка из поэмы Гесиода «Труды и дни», сравнение с научно-популярным пересказом Н.А. Куна | Домашнее задание[4]. Прочитать вступительную статью учебника, посвященную мифу. Составить тезисный план статьи учебника «Для вас, любознательные!», посвященной Гомеру. Прочитать миф «Пять веков». Инд. задание. Подготовить сообщения о Троянской войне и отражении ее в произведениях литературы и искусства; о Гесиоде. Подготовить выразительное чтение фрагмента поэмы Гесиода «Труды и дни» | |
3. | Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту.«Прометей» | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально в группе. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. | Формирование представлений о творчестве как экзистенциальной ценности гуманизма. Похищение огня Прометем как обретение человечеством привилегии богов – способности к самостоянию и творчеству. | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями. | Эпизод, образ, трагедия. | Г.Ф. Фюгер «Прометей несет людям огонь», П.П. Рубенс «Прометей прикованный». М.В. Ломоносов «Письмо о пользе стекла...» | Домашнее задание. Прочитать миф о Прометее. Составить цитатный план мифа о Прометее. Инд.задания. Подготовить сообщения обЭсхиле; об образе Прометея в литературе, музыке, живописи с включением материалов учебника (статья «Из греческой мифологии»). Подготовить выразительное чтение отрывка из произведения М.В. Ломоносова «Письмо о пользе стекла…» | |
4. | Значение древнегреческих мифов.«Яблоки Гесперид». | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Приобщение к духовно нравственным ценностям культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. | Умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью. Развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции. | Формирование представлений о совершенстве как гуманистической ценности. Формирование представлений о героике, героическом, человеческом величии и божественной воле, сочетании красоты, силы и идеалов справедливости и необходимой решимости в достижении целей. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с иллюстрациями, составление цитатного плана произведения. | Мифологический образ, мотив | Образ Геракла в скульптуре, живописи, литературе | Домашнее задание Прочитать миф «Яблоки Гесперид». Составить его тезисный план. Групповое задание Оформить стенд «Герои мифов». Индивидуальное задание Подготовить сообщение о Геракле. | |
ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч) | |||||||||||
5. | Нравственный идеал русского фольклора.Сказка «Солдат и смерть» | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Выявление заложенных в произведениях вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений об экзистенциальных ценностях гуманизма. Смерть как часть жизни. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения. | Художественный пересказ, сообщения учителя, заполнение таблицы, беседа. Самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и с учебником. | Легенда, фантастический образ, персонаж. | Братья Гримм «Смерть кума» | Домашнее задание. Прочитать легенду «Солдат и смерть». Подготовить художественный пересказ и иллюстрации к эпизодам легенды: 1 в. Прощание с друзьями. Встреча со старухой. 2 в.. Чудесная котомка. В усадьбе у барна. 3 в.. Солдат и нечистая сила. Солдат на том свете. 4 в. Солдат у райских ворот. Солдат «откармливает» смерть (в мешке с камнями, в табакерке, в яме). Инд. задание. Подготовить художественныйпересказ сказки братьев Гримм «Смерть кума». Групп. задние. Оформить выставку рисунков. | |
6. | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадынко победил одноглазого великана» | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы народов России. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Противопоставление коварства, жестокости, хитрости великана великодушию, бескорыстию, честности. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Выразительное чтение, работа с иллюстрация- ми, составление таблицы, исследование (сравнение предания и мифа), беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником. | Предание, нартский эпос. | Миф «Одиссей на острове циклопов». Полифем | Дом. задание. Прочитать сказку «Как Бадыноко победил одноглазого великана». Перечитать миф «Одиссей на острове циклопов. Полифем». Подготовить художественный пересказ встречи Бадыноко с великаном. Создать иллюстрации к эпизоду. Индивидуальное задание. Подготовить выразительноечтение фрагмента «Песни о Бадыноко». Групповое задание. Подготовить выставкуиллюстраций | |
7. | Народные представления о добре и зле.«Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Добро и справедливость, самоотверженность, смелость, вежливость, осторожность в суждениях, гостеприимство. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, заполнение таблиц, сообщения учителя и учащихся, беседа. | Волшебная сказка, экспозиция, завязка, развитие сюжета, кульминация, развязка, мотивы сказки, роли в волшебных сказках, интонация сказки, афористические обороты. | Иллюстрации И.Я. Билибина «Баба Яга», В.М. Васнецова «Иван-царевич на Сером волке» и «Бой Ивана-царевича со Змеем». | Домашнее задание. Прочитать «Сказку о молодильных яблоках и живой воде». Выписать из текста сказки афористические и крылатые выражения, а также названия волшебных предметов. Выписать из текста обороты речи, свойственные русским народным сказкам. Инд.. Подготовить сообщение о БабеЯге, Иване-царевиче, символическом значении яблока. Подобрать иллюстрации к сказке. | |
ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (4ч) | |||||||||||
8. | Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Сообщения «искусствоведа», «литературоведа» и учителя, составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителем. Работа с терминами и иллюстрациями, продолжение предложений по данному началу. | Сказание, интонация, сравнение, летопись, поучение, житие, воинские и бытовые повести. | М.П. Мусоргский. Ария Пимена из оперы «Борис Году нов». В.А.Фаворский. Иллюстрация к трагедии А.С. Пушкина «Борис Годунов» | Домашнее задание. Подготовить художественныйпересказ «Сказания о белгородских колодцах». Составить план вступительной статьи учебника. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение«искусствоведа» о фресках Георгиевского собора новгородского Юрьева монастыря, собора новгородского Антониева монастыря, о Николо- Дворищенском соборе, Спасо- Мирожском Завеличском монастыре, Георгиевской церкви в Старой Ладоге, о Мстиславовом Евангелии. Подготовить сообщение «литературоведа» о «Повести временных лет» и Несторе. Прокомментировать трудные слова из текста сказания. Групповое задание. Оформить выставку «Культура Древней Руси» или слайдовую презентацию на эту тему. | |
9. | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие. Понимание русского слова в его эстетической функции. | Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной речью, монологической контекстной речью. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Образ общей «смертной чаши» как символ искупления собственной кровью, пролитой за Русскую землю, преступлений усобиц. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Сообщения «историка» и «литературоведа», самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода, работа с терминами. | древнерусская повесть, плач, рефрен, летописный свод. | Н.М. Языков «Евпатий» | Домашнее задание. Прочитать в учебнике определение исторической повести. Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем». Составить план «Повести о разорении Рязани Батыем». Составить художественный пересказ эпизода сражения Евпатия Коловрата. Индивидуальное задание. Подготовить сообщения«историка» о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые и «литературоведа» о времени создания «Повести…» и ее роли в летописном своде. Выразительно прочитать эпизод от слов: «Князь Ингварь...» до слов: «И была радость христианам...». Выразительно прочитать стихотворение Н.М. Языкова «Евпатий» | |
10. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого познания способа жизни. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. | Формирование представлений о нравственных ценностях гуманизма. Милосердие и сострадание. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. | Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа» и учителя, слайдовая презентация, самостоятельная исследовательская работа с текстом, бесед. | Вступление, заключение, тезис, поучение, автор и герой. | Б.А. Чориков «Венчание на царство князя Владимира Монома- ха», «Завещание» Владимира Мономаха. Неизвестный автор «Владимир II Всеволодович Мономах». А.Д.Кившенко «Владимир Мономах на съезде русских князей». В.М. Васнецов «Отдых великого князя Владимира Мономаха после охоты». М.О.Микешин «Ярослав Мудрый и Владимир Мономах». С.В. Иванов «Съезд князей». В.В.Муйжель «Смерть Владимира Мономаха» | Домашнее задание. Прочитать «Поучение...» Владимира Мономаха. Выписать ключевые тезисы, содержащие советы Монома- ха. Прочитать статью «Для вас, любознательные!» о Мономахе. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение«историка» о Владимире Мономахе, «литературоведа» о «Поучении...», «искусствоведа» об образе Владимира Мономаха в искусстве (слайдовая презентация) | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА (3ч) | |||||||||||
11. | М.В.Ломоносов- гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1ч. | Изучение истории и теории литературы. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIII века. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Формирование эстетического вкуса. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе. Формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления. | Формирование представлений о познании как гуманистической ценности. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Составление планов статей учебника, работа с таблицами, сообщения учителя и учащегося, беседа | Жанр | Л.С. Миропольский. Портрет М.В. Ломоносова. Ф.И. Шубин. Скульптурный портрет М.В. Ломоносова | Индивидуальное задание. Подготовить сообщение оскульптурном портрете М.В. Ломоносова (автор Ф.И. Шубин) | |
12. | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения.«Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 1ч. | Изучение истории и теории литературы. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и свое отношение к ней. Умение вести диалог. Формирование эстетического вкуса. | Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры. | Формирование представлений о роли науки в жизни государства. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Сообщения учителя и учащихся, лексическая и самостоятельная работа с раздаточным мате- риалом, выразительное чтение наизусть, беседа, работа с терминами, заполнение таблицы. | Иносказание, многозначность слова и образа, риторическое обращение. | Ломоносов и Анакреон. Н.М. Олейников «В чертогах смородины красной…» | Домашнее задание. Составить рассказ о жизни и творчестве М.В. Ломоносова на основематериалов учебника и урока. Индивидуальное задание. Выучить наизусть отрывок изпроизведения «Утреннее размышление о Божием величестве». Подготовить сообщение о ссоре с профессорами академии. Подготовить сообщение о борьбе М.В. Ломоносова с противниками русской науки в 1761 г. Подготовить сообщение об Анакреоне. Выразительно прочитать наизусть стихотворение Анакреона «К цикаде». Подготовить сообщение о символическом значении образа цикады и кузнечика. Подготовить толкования слов (см. «Лексическая работа») | |
13. | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1ч. | Изучение истории и теории литературы. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. Умение отвечать на вопросы по прочитанному или прослушанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Пафос поэзии Ломоносова – служение высоким целям государственного переустройства России, возвеличиванию русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, заполнение таблицы. | Лирический герой, пафос, прообраз, риторическое обращение. | Сообщение о Вергилии, Цицероне, Овидии. Портрет Цицерона из коллекции капитолийских музеев. Середина I в. до н.э. | Домашнее задание. Выучить наизусть стихотворение М.В. Ломоносова «Стихи,сочиненные на дороге в Петергоф...». Индивидуальное задание. Выучить наизусть: фрагментыпоэмы «Петр Великий»; надпись «К статуе Петра Великого», отрывок из «Оды на день тезоименитства его императорского высочества государя великого князя Петра Федоровича 1743 г.». Подготовить сообщения о Вергилии, Цицероне, Овидии. | |
ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (51ч) | |||||||||||
14. | В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1ч. | Изучение истории и теории литературы. | Понимание ключевых проблем изученных произведений литературы XIII века. Приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры. Понимание образной природы литературы как явления словесного искусства. | Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога. | Формирование представлений о патриотизме как гуманистической ценности, менталитете русского народа. Отражение в творчестве Жуковского национальной самобытности русского народа. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических, демократических, традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной. | Выразительное чтение, сообщения учащихся и учите- ля, экскурсия, обращение к стенду, прослушивание музыкальных коллекций, заполнение таблиц. | Баллада, послание. | М.И. Глинка «Иван Сусанин». Ария Вани «Ах, не мне, бедному сиротинушке...». А.А. Алябьев и А.Г. Варламов, А.С. Аренский и А.Г. Рубинштейн, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, А.Н. Верстовский. Стихи А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященные В.А. Жуковскому. Портреты В.А. Жуковского в исполнении О.А. Кипренского, Е.И. Эстеррейха, К.П. Брюллова, Т.Ф. Гильдернбрандта | Индивидуальное задание. Подготовить пересказ статьиучебника «На родине В.А. Жуковского». Выучить наизустьстихотворение «Майское утро»и фрагменты стихотворения«Сельское кладбище», «Певецво стане русских воинов», «Послание императору Александру». Подготовить экскурсию по галерее портретов В.А. Жуковского. Подготовить сообщение «В.А.Жуковский и А.С. Пушкин». Подготовить сообщение «Музыкальные произведения на слова В.А. Жуковского». Выучить наизусть стихотворение А.С. Пушкина, Ф.И. Тютчева, Д.В. Давыдова, К.Н. Батюшкова, посвященные В.А. Жуковскому. Оформить стенд «Его стихов пленительная сладость…» (репродукции картин и литографий, книги о В.А. Жуковском и др.) | |
15. | Жанр бал - лады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. | 1ч. | Изучение истории и теории литературы. Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания. Формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка. | Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных высказываниях разных жанров, участвовать в обсуждении прочитанного. | Формирование представлений о квазиценностях. Восприятие жизни через призму исключительного, необычного, рационально необъяснимого. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира. | Беседа, составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащегося, словарная работа | Баллада | В.А. Жуковский «М.А. Мойер (Протасова)», К.А. Зенф «М.А. Мойер (Протасова)» | Домашнее задание. Прочитать статью учебника, посвященную В.А. Жуковскому. Прочитать балладу «Светлана». Составить цитатный план. Индивидуальное задание. Сообщение учащегося о значении слов. Оформление плаката-комментария | |
16. | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 1ч. | Художественное восприятие произведения и углубленная работа с текстом. | Умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения. Понимание авторской позиции и своё отношение к |