Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

· читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту) ;

· читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

· прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

· находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

· различать последовательность событий и последовательность их изложения;

· выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

· пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменой диалога повествованием, с включением рассуждений;

· обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

· составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

· соотносить поступки героев с нравственными нормами;

· ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

· составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

· высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

· высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

· создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

· читать по ролям художественное произведение;

· создавать текст на основе плана;

· придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

· писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

· участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

· создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

· создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

· создавать иллюстрации к произведениям;

· создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

· выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально-смысловые значения;

· определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

· выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

· вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

· определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

· различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка – басня, сказка – былина, сказка – рассказ и др.);

· находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

· делать элементарный анализ литературных текстов, используя понятия фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой; средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

· создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

· планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

· учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

· выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

· вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

· ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

· самостоятельно оценивать правильность выполненных действия как по ходу их выполнения так и в результате проведенной работы;

· планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

· находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

· выделять существенную информацию из текстов разных видов;

· сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

· устанавливать причинно-следственные связи между поступками героев произведений;

· устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

· осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

· сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

· строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

· работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

· работая в группе учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

· аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

· точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

· оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

· владеть диалогической формой речи;

· корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

· понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

· задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Наши рекомендации