Атмосфера рубежа веков в отзывах современников.
Н. Бердяев: «Это была эпоха пробуждения самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искание интереса к мистике и оккультизму. Появились новые души, были открыты новые источники творческой жизни; виделись новые зори, соединяли чувство заката с чувством восхода и надежды не преображение жизни».
З. Гиппиус: «Что-то в России ломалось, что-то оставалось позади, что-то, народившись или воскреснув, стремилось вперед».
А. Белый: «В 1898 и 1899 гг. мы прислушивались к перемене ветра в психологической атмосфере».
Домашнее задание
Составить план лекции, подготовиться к беседе о поэзии Серебряного века.
Прочитать статью учебника, посвященную А. А. Блоку; познакомиться с его стихотворениями.
Урок 84. Личность и творчество Александра Блока.
Женские образы в лирике поэта
Цель урока: заинтересовать учеников личностью и творчеством Блока, показать своеобразие его лирики, особенности поэтики; развивать навыки выразительного чтения и анализа поэтических текстов.
Ход урока
I. Повторение темы «Поэзия серебряного века»
Вопросы:
— Как вы понимаете выражение «Серебряный век»?
— Какие направления в поэзии Серебряного века вам известны? Дайте их краткую характеристику.
II. Запись эпиграфа к уроку и комментарий к нему
«Он был Лермонтов нашей эпохи. Ну чего была та же тяжелая тяжба с миром, Богом, собою, тот же роковой демонический ток, та же тяжелость не умеющей приспособиться к миру души, давящей, как бремя» (К. И. Чуковский).
— Объясните выражение «роковой демонический ток».
— Найдите однокоренные слова, объясните правомерность их употребления в одной фразе.
— Обратите внимание на особенности синтаксиса предложения. Какую роль играют эти особенности?
— Какое значение имеет сопоставление Блока с Лермонтовым?
Примечания:
1. Объясним ученикам, что К. И. Чуковский, известный им с детства по сказкам, был талантливым литературоведом, критиком, участвовал в бурной литературной жизни Серебряного века.
2. Разбираться в терминах, прояснять значения слов лучше поручить самим ученикам: пусть они сделают это с помощью словарей, а учитель даст необходимые пояснения и комментарии.
III. Реализация домашнего задания
Пересказ статьи учебника о Блоке (по Л. Тимофееву) с выявлением ключевых слов и фраз. Комментария потребуют такие выражения автора статьи, как «уход в мистику», «психологическая депрессия», слова Блока: «Никаких символистов больше нет».
Мистика — 1) вера в сверхъестественное, в возможность непосредственного общения человека с потусторонним миром; 2) нечто загадочное, непонятное, необъяснимое. Мистик — человек, склонный к мистике.
IV. Слово учителя о Блоке
Примечание. Можно ограничиться немногими сведениями из личной и творческой биографии Блока: в 11-м классе ученикам предстоит более глубокое знакомство с его лирикой, а те, кто заинтересуется творчеством поэта, сами найдут возможность узнать больше. Цель учителя — «зацепить» учеников, пробудить желание читать Блока, поэтому хотя бы на первом уроке следует больше времени отвести самим стихотворениям поэта, может быть, послушать их в исполнении артистов (в записи).
Александр Александрович Блок — одно из ключевых имен русской литературы. Своим творчеством он завершил поэтические искания всего ХIХ в. и открыл поэзию века ХХ, соединив русскую классику и новое искусство.
Родился и воспитывался Блок в Петербурге, в дворянской профессорской семье. Семейная атмосфера была пропитана классической русской культурой. Отец поэта — профессор Варшавского университета, мать — переводчица, дочь ректора Петербургского университета А. Н. Бекетова, жена — дочь знаменитого химика Д. И. Менделеева, сам Блок окончил историко-филологический факультет Петербургского университета. Детские и юношеские годы его прошли в доме деда, профессора-ботаника, в «ректорском доме», а каждое лето — в бекетовском подмосковном имении, в «благоуханной глуши» Шахматова. Детство будущего поэта было почти безоблачным, он рос в обстановке всеобщей любви, заботы, среди литературы и музыки.
В либеральной семье Бекетовых многие занимались литературным трудом. Дед был автором не только научных трудов, но и научно-популярных очерков. Бабушка Блока и ее дочери, в том числе мать поэта, занималась переводами научных и художественных произведений. Сам Блок начал писать рано, еще в пятилетнем возрасте. Однако серьезное обращение к литературному творчеству приходится на годы окончания им гимназии и поступления в университет в 1898 г.
В начале 1900-х годов случилось два знаменательных события, повлиявших на личную и литературную судьбу Блока — любовь к Л. Д. Менделеевой и женитьба на ней в 1903 г. и увлечение философскими трудами В. С. Соловьева. Появляется первая книга поэзии Блока — «Стихи о Прекрасной Даме» (1904—1905), поставившая ее автора в круг видных русских поэтов. Имя Блока приобретает известность. В автобиографии Блок вспоминает: «Семейные традиции и моя замкнутая жизнь способствовали тому, что ни строки так называемой «новой поэзии» я не знал до первых курсов университета. Здесь, в связи с острыми мистическими и романтическими переживаниями, всем существом моим овладела поэзия Владимира Соловьева».
Поэт и философ Вл. Соловьев стал духовным учителем Блока-символиста. Его учение основывается на поиске Вечной Женственности — воплощении добра, истины и красоты. Вечная Женственность Мира, Прекрасная Дама и т. д.) будет приобретать в лирике Блока то образ земной женщины, то небесного Божества. Большинство из 687 стихотворений о «Прекрасной Даме» посвящены Л. Д. Менделеевой — жене поэта.
Для мистика реальный мир — лишь покров, под которым скрыта загадка:
Милый друг, иль не видишь,
Что все видимое нами —
Только отблеск, только тени
От незримого очами.
(Вл. Соловьев)
Разгадать высший смысл, скрытый под оболочкой жизненных явлений — такова сверхзадача поэтов-символистов, которая требует и особой формы выражения — в виде символов (условных изображений чего-либо), вызывающих различные толкования и ассоциации.
Блок создал цельную всеобъемлющую систему символов. В ее основе лежит простой мотив: рыцарь (инок, юноша, поэт) стремится к Прекрасной Даме. За этим стремлением стоит многое: мистическое постижение Бога, поиск жизненного пути, порыв к идеалу и бесконечное количество оттенков смысла, толкований.
Заря, звезда, солнце, белый цвет все это синонимы Прекрасной Дамы, воплощения Вечной Женственности. Размыкание кругов — порыв к Ней. Ветер — знак Ее приближения. Утро, весна — время, когда надежда на встречу наиболее крепка. Зима, ночь — разлука, торжество злого начала. Синие, лиловые миры, одежды символизируют крушение идеала, веры в саму возможность встречи с Прекрасной Дамой. Болото символизирует обыденную жизнь, не освященную мистически. Жолтые фонари, жолтая заря (Блок писал имя прилагательное «жолтый» через о и придавал этому большое значение) символизируют пошлость повседневности. Конечно, приведен далеко не полный «словарь» символов Блока (в значительной мере и его современников — у них был во многом общий язык), а лишь небольшой его фрагмент.
Символ становится «знаком иного мира». Символизм не отвергал повседневного, но стремился дознаться ее скрытого смысла. Мир и все в мире рассматривается как символ бесконечного, обостренное восприятие улавливало отпечатки иной реальности: «Я стал всему удивляться, на всем уловил печать...», «Я вышел в ночь — узнать, понять далекий шорох, близкий ропот». Весна, заря, туманы, ветер, сумрак, тени, сны становятся сквозными образами книги Блока. Переносный, метафорический смысл превращает их в символы: сквозь привычный, изначальный смысл как будто просвечивает тайный, глубокий, запредельный — и мир романтически преображается, делаясь таинственным, «несказанным». Постичь этот мир становится возможным лишь мистически, символы призваны были стать своеобразными ключами к постижению тайн.
Стихи этого цикла — своеобразный лирический дневник интимных любовных переживаний. Любовь рисуется как обряд служения чему-то высшему. Смутные предчувствия, тревожные ожидания, мистические озарения и предзнаменования переполняют стихи. Идеальный мир противопоставлен событиям реальной действительности, которую поэт воссоздает в отвлеченных или предельно обобщенных символистских образах.
В стихотворении «Вхожу я в темные храмы...» (1902) слышится благоговейная, торжественно-молитвенна интонация, ожидание чуда — появления Её: «Там жду я Прекрасной Дамы / В мерцанье красных лампад». Форма родительного падежа вместо винительного придает особый смысл строке, поднимает образ от бытового уровня, уводит от конкретности. Передается молитвенно-возвышенное, даже экстатическое состояние души, ждущей откровения, преображения с появлением Ее. (Обратим внимание, что во всех стихотворениях цикла слова, обозначающие образ Прекрасной Дамы, написаны с заглавной буквы). Ожидание так напряженно, что «В тени у высокой колонны // Дрожу от скрипа дверей».
Прекрасная Дама предстает в неясном, туманном облике: «А в лицо мне глядит озаренный // Только образ, лишь сон о Ней». «Величавая Вечная Жена», «Святая», «Милая» — благоговейное поклонение и трепет испытывает лирический герой. Символический образ Прекрасной Дамы сливается с образом традиционно религиозным — Богоматери, животворящего начала. В душе героя ожидание гармонии мира, вера в его преображение: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, // Но я верю: Милая — Ты». Прочитаем стихотворение еще раз, чтобы сохранить цельность восприятия и почувствовать уже по-новому его символический смысл.
Информация для учителя
Первым литературным увлечением Александра Александровича Блока стала поэзия В. Жуковского. Стихотворения 1898—1900 гг., объединенные в цикл «Ante lucem» («До света»), отвечали традициям романтической поэзии ХIX в. Русский романтизм оказал влияние и на формирование эстетики символизма, которая вскоре заняла лидирующее место в поэзии Блока. Желание пересоздать реальный мир, увидеть ирреальное в реальном, самоценность чувства лирического героя, его одиночество и устремленность к родственной душе, роковая невозможность достичь идеала, исповедальность — эти черты романтизма нашли свое выражение в символистской поэзии Блока. Однако, в отличие от романтиков, Блок-символист, преодолевая романтический индивидуализм, стремился к всеобщей гармонии и к характерной для славянофильскою сознания соборности.
Свою лирику Блок разделил на три тома, в которых были отражены три этапа становления личности поэта — его путь от созерцателя, символистского мистика к человеку, причастному к общественным движениям современности. Он называл этот путь трилогией вочеловечения. «Ante lucem», «Стихи о Прекрасной даме», «Распутья» составили первый том.
Во второй том вошли стихотворения трагических для России 1904-1908 гг. В 1904-1905 гг. появились стихи Блока, в которых символистское восприятие действительности ассоциировалось с мертвенностью. Пейзажным образам был придан декоративный характер: месяц — это «небесный Пьеро», волна — онемелая и т. д.
В третий том лирики вошли стихотворения 1907—1916 гг. (циклы «Страшный мир», «Возмездие», «Ямбы» и др.). Составлен трехтомник на основе хронологического и тематического принципов, потому лирику одного года вы можете обнаружить во втором и третьем томах. Отразившиеся в стихотворениях третьего тома идеалы общественного служения повлияли и на содержание поэмы «Соловьиный сад» (1915).
В 1916 г. Блок был призван в армию, после Февральской революции служил редактором стенографических отчетов Чрезвычайной следственной комиссии по расследованию преступлений царского правительства. Однако послереволюционные будки разочаровали поэта своей заидеологизированностью, явной партийной направленностью. В посвященной Пушкину речи «О назначении поэта» (1921) Блок высказался против новых чиновников, которые направляли «поэзию по каким-то собственным руслам, посягая на ее тайную свободу и препятствуя ей выполнять ее таинственное назначение». Все реже он испытывал творческое вдохновение. Если ранее он призывал интеллигенцию слушать музыку революции, то теперь определял современность как беззвучие; он писал К. Чуковскому: «Новых звуков давно не слышно».