III. Заключительное слово учителя
Мы лишь прикоснулись к огромному миру цветаевской поэзии. Литературное наследие ее велико: поэтические сборники, поэмы, мемуарные очерки, статьи, драматические произведения. Она никогда не старалась угодить вкусу читателей и издателей. Любое ее произведение подчинено только правде сердца.
Все творчество вся жизнь Марины Цветаевой отмечены восклицательными знаками. Предельная напряженность, самосожжение, распахнутость души и в этих ее словах: «Я никогда не поверю в прозу: ее нет. Я ее ни разу в жизни не встречала, ни кончика хвоста ее. Да и какая может быть проза, когда.., все на вертящемся шаре, внутри которого — огонь!».
Домашнее задание:
1. Выучить наизусть одно из стихотворений М. И. Цветаевой (По выбору учеников).
2. Прочитать статью учебника о Н. А. Заболоцком выбрать стихотворения для выразительного чтения.
Урок 93. Человек и природа
В поэзии Н. А. Заболоцкого
Цель урока: познакомить учеников с основными вехами биографии Николая Алексеевича Заболоцкого (1903—1958), показать особенности раскрытия темы «Человек и природа» в его лирике.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Чтение стихотворений М. И. Цветаевой,
II. Вступление к теме «Творчество Н. А. Заболоцкого»
Предварим разговор о творчестве Заболоцкого стихотворением «В этой роще березовой» или если есть возможность, покажем кадры из кинофильма «Доживем до понедельника», где герой, учитель истории Мельников, поет песню на эти стихи.
III. Слово учителя
Николай Алексеевич Заболоцкий родился в Казани, где его отец служил агрономом. Учился в реальном училище в Уржуме, в Вятской губернии. Рано начал писать стихи. Как поэт сформировался к середине 1920-х годов в Ленинграде, где он учился в педагогическом институте.
Еще студентом активно включился в литературную жизнь, был одним из создателей авангардной литературной группы — Объединение реального искусства (ОБЕРИУ).
В 1929 г. вышла первая книга Заболоцкого «Столбцы». В духе Маяковского поэт выступает против мещанской косности, ограниченности, осмеивает советскую «дрянь». Но уже тогда особое значение в его творчестве приобретает мир природы: он волшебен, одушевлен, «очеловечен».
Из стихотворения «Лицо коня»:
И если б человек увидел
Лицо волшебное коня,
Он вырвал бы язык бессильный свой
И отдал бы коню. Поистине достоин
Иметь язык волшебный конь!
IV. Чтение стихотворений и комментарии к ним
Читаем стихотворение «Прогулка».
У животных нет названья.
Кто им зваться повелел?
Равномерное страданье —
Их невидимый удел.
Бык, беседуя с природой,
Удаляется в луга.
Над прекрасными глазами
Светят белые рога.
Речка девочкой невзрачной
Притаилась между трав,
То смеется, то рыдает,
Ноги в землю закопав.
Что же плачет? Что тоскует?
Отчего она больна?
Вся природа улыбнулась,
Как высокая тюрьма.
Каждый маленький цветочек
Машет маленькой рукой.
Бык седые слезы точит,
Ходит пышный, чуть живой.
А на воздухе пустынном
Птица легкая кружится,
Ради песенки старинной
Нежным горлышком трудится.
Перед ней сияют воды,
Лес качается, велик,
И смеется вся природа,
Умирая каждый миг.
Это внешне детски-наивное, легкое стихотворение приближается к философскому осмыслению природы, которое станет главной темой творчества Заболоцкого.
Комментарий учителя
«Столбцы» были встречены критикой настороженно и неодобрительно. Всем «обериутам» был вынесен приговор: «Это поэзия чуждых нам людей, поэзия классового врага». «Обериуты» еще могли печатать свои произведения в детских изданиях, но публичные их выступления прекратились.
Как и у большинства «обериутов» судьба Заболоцкого оказалась трагической: в 1938 г. он был арестован по сфабрикованному обвинению и несколько лет провел в лагерях и ссылке. Годы заключения наложили неизгладимую печать на его судьбу, на его творчество. Читаем стихотворение «Где-то в поле возле Магадана» (1956). Это воспоминание о лагерных ужасах, о том, как души перегорают от "постоянных «опасностей и бед». Герои стихотворения — «два несчастных русских старика». Идея единства человека и природы, столь близкая Заболоцкому, приобретает трагическое звучание:
Жизнь над ними в образах природы
Чередою двигалась своей.
Только звезды, символы свободы,
Не смотрели больше на людей.
Природа равнодушно отворачивается от людей, становится враждебной им: герои замерзают в снежном поле, в вихре вьюги:
Не нагонит больше их охрана,
Не настигнет лагерный конвой,
Лишь они, созвездья Магадана,
Засверкают, встав над головой.
Бесконечная Вселенная сжимается для стариков до одной точки на карте — Магадана, места их заключения, места их последних мгновений на земле.
Комментарий учителя
После возвращения из ГУЛАГа в 1946 г. Заболоцкий возвращается к своей излюбленной теме — теме родства природы и духовной жизни. Поэт отказывается от демонстративной сложности в своем творчестве, стремится к большей ясности. Ощущение божественного начала, пронизывающего все мироздание, всю природу, обостряется в поздних стихах. Читаем стихотворение «Завещание» (1947):
...Я не умру, мой друг, дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьет, печален и суров...
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил — томление пустое.
Я жизнь прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я...
Комментарий учителя
Произведений с подобным заглавием достаточно много в русской и уж тем более в мировой литературе, но это — одно из самых оптимистичных «завещаний». И все потому, что речь здесь идет не об ожидаемой смерти, а о бесконечной жизни, о непрерывном процессе метаморфоз, происходящих в бескрайнем мире. В стихотворении заметна прямая перекличка с поэзией Пушкина: сходны образы природы в стихотворении «Вновь я посетил...» и в стихотворении Заболоцкого, на пушкинское «На свете счастья нет, но есть покой и воля Заболоцкий отвечает: «Покоя в мире нет». «Весь я не умру», — писал Пушкин. «Я не умру, мой друг» — утверждает Заболоцкий. Последние строки стихотворения тоже напрямую соотносятся с поэзией Пушкина:
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потемок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,
Доделал то, что я не довершил.
Едва ли не центральный смысловой мотив лирики поэта — взаимные превращения людей и объектов животного и растительных миров.
В художественном мире Заболоцкого происходит взаимосближение взаимообогащение человека и природы. Здесь речь идет не просто об образном параллелизме, о сопоставлении происходящего в природе с тем, что творится в душе человека. Автор не только слышит природу, вглядывается в нее, примечает мельчайшие детали, но и включается в диалог с природой. Читаем стихотворение «Кто мне откликнулся в чаще лесной?»
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю, —
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром в вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих...
— Каково соотношение человека и природы в этом стихотворении? Человек и природа — явления одного порядка, они не противопоставлены друг другу, они перекликаются. Все строфы начинаются одинаково — вопросом: «Кто мне откликнулся в чаще лесной?» Откликаются и дуб, и сосна, и рябина, и щегол, и малиновка, и «ты», любимая, к которой стих рвется из ладоней подобно птице. Все стихотворение пронизано дыханьем «любви необъятной». Вечен «отзвук невнятный» растворенной в мире любви.
Читаем стихотворение «Сентябрь» (1957).
— О чем это стихотворение? Кто изображен — орешина, «словно девушка», или девушка, «словно деревце»?
Комментарий учителя
В стихотворении передаются щемящая любовь и нежность ко всему живому. «Сентябрь» — пример одушевления пейзажа. Движение образов происходит на двух уровнях: на небе — от ненастной погоды к лучу солнца, на земле — от куста орешины к улыбающейся плакавшей девушке.
Этот пробившийся сквозь дождевые облака луч солнца осветил куст орешника и вызвал у поэта целый поток ассоциаций и размышлений. Образ-переживание дан в развитии (соотносятся мотивы непогоды и солнца, увядания и расцвета, ассоциации переходят из сферы природы в мир человека и обратно).
Стихотворение повествует об осени, но общий колорит его весенний, оно пронизано красками расцвета, дышит ароматом юности. На наших глазах происходит удивительное взаимопревращение молодого деревца и девушки-царевны. Тонкое одухотворение пейзажа, спокойная, раздумчивая интонация, взволнованность и вместе сдержанность тона, красочность и мягкость рисунка создают обаяние этих стихов. Но дело не только в образно-живописной конкретике. Содержание стихотворения шире: его герои — природа и человек, торжество в жизни красоты, духовности, истинно гуманных, человеческих начал. Основная проблема творчества Заболоцкого — «человек и природа» — нашла здесь поэтическое воплощение и предстает в живом движении, отражении, перетекании этих образов друг в друга.
Природа и человек уподобляются; неважно, кто именно изображается, важно впечатление, которое оставляет красота. Красота мгновенна, постигается чувством, это красота намека, недосказанности.
Заболоцкий вглядывается в земную, обыденную жизнь и видит красоту этой жизни, иногда не явную для окружающих. Об этом стихотворение «О красоте человеческих лиц». (Читаем его.)
Вопрос о сущности красоты центральный и в своеобразном стихот ворном портрете «Некрасивая девочка» (1955). (Читаем его.)
— Как изображена героиня стихотворения?
— Как проявляет свою позицию автор?
Комментарий учителя
Поначалу перед нами возникают отдельные, реалистические, даже как бы нарочито сниженные детали внешнего облика девочки, привлекшей внимание поэта.
Собственно первая часть стихотворения и представляет своего рода портрет, жанровую зарисовку, незамысловатую сценку, действующие лица которой — «два мальчугана», гоняющие по двору на велосипедах, и их сверстница, «бедная дурнушка», в сердце которой, однако, живет «чужая радость так же, как своя».
А дальше эта, казалось бы, простая фиксация внешних впечатлений переходит во второй части в активное авторское размышление по поводу увиденного. Стремясь представить в воображении будущее «некрасивой девочки», поэт приглашает нас задуматься о нравственных, человеческих ценностях, о сути прекрасного.
Прелесть и обаяние этих стихов, раскрывающих «чистый пламень», который горит в душе «некрасивой девочки», в том, что Заболоцкий сумел показать и поэтически утвердить подлинную духовную красоту человека — то, что было постоянным предметом ею размышлений на протяжении 1950-х годов.
Портрет девочки — это портрет ее внешности и одновременно ее «внутренний» портрет, портрет души, «охваченной счастьем бытия». Ей неведомы зависть и дурные чувства, чужую радость она переживает как свою. Поэт не просто сторонний наблюдатель, умиленный сочувствием некрасивой девочке. В его словах — надежда на силу человеческого сердца, способного перенести боль и обиду. Поэт замечает то, что «для иных мертво», — «младенческую грацию души». Стихотворение заканчивается развернутым размышлением о красоте. Это размышление подключает стихотворение Заболоцкого к одной из важнейших тем искусства. Что есть красота и почему ее обожествляют люди? Ответ на этот вопрос для поэта ясен: красота — божественный дар добра и человечности, душевного изящества.
«Не позволяй душе лениться!» — последнее стихотворение Заболоцкого, наполненное энергией, страстью к жизни, сильным чувством, воспринимаемое как завещание. (Читаем его.) В стихотворении, по-прежнему рисующем человека в соотнесении с природой и миром, особенно ощутимы трагические ноты и скорбные предчувствия, связанные с невозможностью осуществления столь многих планов и надежд.
За этими строками, звучащими на первый взгляд несколько наставительно и риторично, — нелегкий жизненный опыт Заболоцкого, в судьбе которого слова «этап» и «бурелом» имели достаточно конкретное и более того — зловещее содержание. Но, конечно же, смысл этих жизненных и творческих препятствий, которые поэт сам выбирает себе для неустанного преодоления, шире и может быть отнесен ко многим и разным судьбам. В этом стихотворении, обращенном к собственной душе, нет назидательности — это выражение творческого кредо, подтвержденного опытом всей жизни.
V. Задание для обсуждения
Как вы относитесь к высказыванию Н. А. Заболоцкого: «Человек и природа — это единство, и говорить всерьез о каком-то покорении природы может только круглый дуралей <...> Как могу я, человек, покорить природу, если сам я есть не что иное, как ее разум, ее мысль. В нашем быту это выражение «покорение природы» существует лишь как рабочий термин, унаследованный из языка дикарей». Что вы думаете о «покорении природы»? Возможно ли оно? Приведите аргументы в защиту своего мнения.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть стихотворение Заболоцкого (по выбору учеников).
2. Прочитать статью о М. А. Шолохове в учебнике-хрестоматии; прочитать рассказ «Судьба человека».