II. Работа с опорными тезисами

Краткость — сестра таланта.

Искусство писать — это искусство сокращать.

Из писем А. П. Чехова

Жанр рассказа — малой эпической формы — Чехов довел до совершенства.

Приведите примеры, известных вам рассказов, подходящих под определение этих тезисов?

Лаконизм и огромное социальное содержание.

— Как этого достигает Чехов? 1

Учащиеся записывают в тетради:

1. Заглавие (имеет точное идейное звучание).

2. Сюжет (строится на остром, необычном положении).

3. Композиция: экспозиция — очень кратко, динамичное действие, неожиданная развязка, где чаще всего сосредоточена суть рассказа.

4. Художественная деталь (заменяет многоречевые описания).

5. Авторская речь — четкость синтаксических конструкций, простота и ясность; речь героев — в соответствии с характером.

6. Сравнение — подсказаны жизнью; эпитеты — немногочисленны, новы, органически сочетаются со словами общенародного языка.

7. Афористичность речи как положительных, так и отрицательных персонажей.

8. Наличие подтекста.

Подтекст — способ построения художественного текста, основанный на несовпадении внешнего, прямого смысла слова и его внутреннего значения.

III. Анализ рассказов А. Чехова «Тоска» и «Счастье»

Информация для учителя

Рассказ «Тоска» построен на взаимоисключающих началах: необходимо показать ученикам комизм внешнего положения и трагизм внутреннего состояния героя.

Художественной особенностью рассказа «Тоска» является концентрирование внимания на одном главном герое (через описание внешнего событийного ряда передается внутренне состояние, которое отражено в названии).

Отличительными особенностями является также лирическая атмосфера рассказа и отсутствие авторского голоса.

Беседа по рассказу «Тоска»

Сначала можно попросить одного из учеников кратко пересказать содержание рассказа. Затем ученики отвечают на вопросы:

— Какова основная тема рассказа?

— Присутствует ли в рассказе черта, характерная для большинства чеховских произведений, такая, как соединение смешного и грустного?

— Какая тональность преобладает в рассказе?

Анализ рассказа «Счастье»

Так же было бы полезным сначала услышать краткий пересказ содержания рассказа.

Слово учителя.

Рассказ «Счастье» написан в 1887 г. Он посвящен Якову Полонскому. Современники писателя видели в рассказе лишь живописные достоинства. Однако сам писатель весной 1888 г. утверждал, что «Счастье» — лучший из всех рассказов, написанных к этому времени, он называл его квазисимфонией. Важно обратить внимание учеников на центральную тему рассказа. Степной субботник, — писал А. П. Чехов брату, Александру Павловичу, — мне самому симпатичен своей темой, которой вы, болваны, не находите». Тема эта — мечта человека о счастье. Как она разработана в рассказе? А. П. Чехов использует в рассказе лейтмотивное повествование, которое обусловливает внутреннюю динамику и художественное единство произведения. Это позволяет создать иллюзию саморазвития и самодвижения обозначенной темы.

Дополнительный материал для учителя[26]

В новелле «Счастье» изображаются думы двух пастухов — старого и молодого — о человеческом счастье, о том, что мешает людям овладеть счастьем и зачем оно нужно. Эти мысли передаются не через социально-философский сюжет, а через бытовой диалог людей из народа и через пейзаж. Их мышление конкретно и не выходит за рамки окружающей их будничной и тяжелой крестьянской жизни. Чехов облекает тоску народную о счастье, о сносной человеческой жизни в характерную для народа и народного творчества мечту о заговоренных кладах. Для открытия их нужно иметь талисман, которого люди не знают, а стережет эти клады солдат с ружьем. Пейзаж выполняет в этой новелле значительную и содержательную роль. Безграничная и молчаливая столь; знойная июльская жара; суровые сторожевые и могильные степные курганы; молчаливая отара овец; ленивый полет долговечных грачей — все это как бы символизирует русскую природу и тоску русского человека. Эта поэтическая картина создает настроение, которое выражено в реплике объездчика: «Зная ширь, Господи помилуй! Пойди-ка найди счастье!»

Так сливаются в ном поэтическом образе тема родины и тема народного счастья.

Таким образом, описание случайной встречи и бытовой диалог на фоне степного пейзажа вырастают у Чехова в новеллу, имеющую глубокий философский и социальный смысл — рассказ о поисках народного счастья.

«Прием, четко выдержанный в «Счастье» — композиционное обрамление, как всегда у Чехова, несет в себе глубокое содержание. Ведь важно прежде всего внутреннее состоявшееся единство авторского замысла. Герои не только подчинены настроению, разлитому в природе (а они по-прежнему как бы часть этой природы), но погружены в думу, которая только что так ясно высказалась со всей своей драматической силой, да и сама природа теперь становятся тоже как бы носителем этой думы, которая вошла в сознание человека как мысль народа о счастье. Перед нами не просто родство двух структурно упорядоченных звеньев художественной системы, а именно синтез, итог ее предшествующего развития, ее становления.

Итак, «Счастье» — действительно своеобразная квазисимфония, композиционная структура, чрезвычайно отчетливая в своих формальных или, лучше сказать, формообразующих моментах, близких природе поэтической или музыкальной композиции».

Беседа:

— В рассказе изображается степь: равнина, ночь, бледная заря на востоке, стадо овец и три человеческие фигуры, рассуждающие о счастье. На этом фоне сосуществуют два повествовательных плана — реально-бытовой и поэтический. Как они выражены в повествовании?

(Первый заключается в разговорах о погребенных в степи сказочных кладах: мечты призрачные, туманные, ленивые, вполне под стать степной дремотной обстановке, сонным овечьим мыслям». Второй скрыт в подтексте и проявляется в пейзажных зарисовках, написанных как бы акварельными красками. Это потаенная мечта о человеческом счастье; именно этот второй план повествования определяет истоки поэтичности и драматизма, присутствующие в произведении.)

— Каково сюжетное движение в рассказе?

(Вместо сюжетного движения мы наблюдаем движение мысли. В рассказе находится в развитии не сюжет, но мысль (представление) о счастье. Подобная двуплановость повествования характерна для многих чеховских рассказов и является их отличительной особенностью.)

— Как соотнесены внешний и внутренний сюжеты произведения?

— Какую роль отводит автор пейзажным зарисовкам?

— Кто является главными героями рассказа?

— Найдите в тексте портретные характеристики участников события. Как они характеризуют персонажей?

— Как выражена в рассказе авторская точка зрения на проблему человеческого счастья?

— В чем же заключается мастерство Чехова-рассказчика?

Домашнее задание

1. Прочитать рассказы А. П. Чехова «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».

2. Перечислить (письменно) основные художественные особенности чеховских рассказов, по которым мы узнаем почерк автора.

Наши рекомендации