VI. Чтение сонета «Мадона». Сопоставительный анализ
В 1830 г. Пушкин создает сонет «Мадона», появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой.
Учитель читает сонет.
В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называл «Моя Мадона». Подобное соседство двух образов мы уже встречали в стихотворении «Дорида» (1819). В нем на первом плане был портрет возлюбленной героя, но ему смутно «виделись» «милые черты» таинственного образа, носящего имя «чуждое».
— Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете «Мадона»?
(В стихотворении «Дорида» преимущественно рисуются черты реальной женщины, находящейся рядом с героем. Лишь в последних строках в воображении героя возникает таинственный образ. В сонете все иначе. Образ Мадонны с младенцем Христом, во славе и в лучах занимает в нем центральное место. Эта картина отчетливо и ясно возникает в воображении лирического героя и автора. Недаром эти образы описаны так, как будто герой действительно видит их перед собой.)
Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во всем зримом величии и небесной красоте.
— Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и «Мадона»?
— Какими и в какой обстановке герои изображены?
(Герой первого стихотворения показан в объятиях Дориды, только что вернувшимся с ночного пира друзей. Он «негу пьет душой» и «тает» от наслаждения. В сонете «Мадона» герой называет свой дом «обителью» и «простым углом», где он живет «средь медленных трудов».)
Может быть, именно внутренние изменения, произошедшие с героем пушкинской лирики, позволили ему так полно и ясно представить и выразить образ Мадонны. Но в сонете этот образ соотносится с образом реальной земной женщины. Ее характеристика напоминает нам уже знакомый образ: «чистейшей прелести чистейший образец» и «гений чистой красоты». Но, отметив связь женского образа с «божеством», с духовным идеалом в стихотворном послании «К***», мы отмечали его неясность, неопределенность, обусловленную тем, что героиня, представая в обыкновенной житейской обстановке, остается возвышенно-неземной.
В сонете «Мадона» небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадона». Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырех слов. Два из них, эпитет «чистейший», почти буквально повторяются.
— В какой форме употреблено прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)
— В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемое сходство.)
— Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеал, пример.)
Слово «прелесть» связано с представлением о земном, чувственном. Именно «прелестные» можно назвать образ Дориды в одноименном стихотворении. Но в сонете «Мадона» объект исследования поэта соединяет в себе и прелестное начало, и земное начало, связанное с идеалом Мадонны. Этим можно объяснить употребление в превосходной степени прилагательного «чистый» в двух смысловых контекстах. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовною идеала, приблизиться к нему.
Конечно, только чувство подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.
VII. Заключительное слово учителя
Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.
Урок 33. Тема поэта и поэзии в лирике А. С. Пушкина
Цели урока: чтение стихотворений «К другу стихотворцу» (1814), «Лицинию» (1815), «Жуковскому» (1816), «Пророк» (1826), «Поэт и толпа» (1828), «Арион» (1827), «Поэт» (1827), «Я памятник себе воздвиг» (1836); обучение анализу стихотворения.
Словарная работа: сквозная тема, лирическая медитация.
Информация для учителя
Основные аспекты темы — процесс творчества, его цель и смысл, взаимоотношения поэта с читателем, взаимоотношение поэта с властью и с самим собой (вина, совесть, оправдание). Все эти аспекты представлены у Пушкина. Тема проходит определенную эволюцию, поэтому при анализе следует учитывать периодизацию творчества поэта. Сложность темы требует подробного анализа стихотворений и работы с планов.
Ход урока
I. Слово учителя
Тема поэта и поэзии традиционна. Обращаясь к ней, Пушкин как бы ведет диалог с поэтами-предшественниками: Горацием, Овидием, Ломоносовым, Державиным.
Тема проходит через все творчество Пушкина: его первым опубликованным стихотворением было «К другу стихотворцу» («Вестник Европы», 1814), а одним из последних — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). В своем творчестве Пушкин выстроил концепцию о месте поэта в мире, о взаимоотношениях поэта и общества, о творческом процессе. Основные вехи этой концепции, главные опоры пушкинского «памятника нерукотворного», — поэтические манифесты «Разговор книгопродавца с поэтом» (1824), «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830), «Эхо» (1831).
II. Учащимися составляется примерный ответ по плану, предложенному учителем
1. Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре.
2. Тема гражданской миссии поэта в стихотворении «Лицинию»
3. Идея избранного круга поэтов как «священной истины друзей», противопоставляемых толпе («Жуковскому»).
4. Два образа поэта в поздней лирике А. С. Пушкина:
• поэт как пророк («Пророк»); преобладающая идея образа поэта-пророка — этическая идея долга перед людьми;
• поэт как жрец («Поэт и толпа»), преобладающая идея образа поэта-жреца — эстетическая;
• гармоническое сочетание этих противоречащих идеалов в творчестве Пушкина.
5. Судьба поэта в творчестве Пушкина:
• символически выраженная мысль об особой судьбе поэта в стихотворении «Арион»;
• творчество возвышает обычного в жизни человека над другими («Поэт», 1827);
• посмертная слава, отождествляемая с вечной жизнью («Я памятник себе воздвиг...»).
6. Поэт и царь:
• мотив духовного соперничества поэта и царя (поэт вправе давать наставления царю) в стихотворении «В надежде славы и добра»;
• утверждение права на полную свободу творчества в ответ на упреки друзей за определенные симпатии к Николаю I («Друзьям», 1828).
Переводные или стилизованные под перевод стихотворения позднего цикла (1836) «Мирская власть», «Отцы — пустынники ...», «Когда за городом, задумчив, я брожу ...». «Я памятник себе воздвиг...» как лирическая медитация на тему бессмертия поэта в мире смерти и тления, соотнесение духовной миссии Христа, соединяющего в себе пророка, священнослужителя и царя.