Крымскотатарский фольклор (7 ч.)

Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.

Пословицы и поговорки.Легенды.

Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.

Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик».

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.)

Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности.

Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать знаниями.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)

Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (5 ч.)

Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. (продолжение и углубление изученного).

Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей.

Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.

Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о восточных системах стихосложения.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (3 ч.)

Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (10 ч.)

И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».

О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси». Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.

А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.

А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч.)

Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».

А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».

Н. Челебиджихан. Стихотворения«Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.

Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.

У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода.

Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.

Э. Шемьи-заде. «Озьбекстан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.

Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки).

Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.

Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).

Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору).

А. Гирайбай Стихи (по выбору).

Н. Челебиджихан Стихи (по выбору).

З. Джавтобели Стихи (по выбору).

Содержание, рекомендуемое к усвоению в 9 классе (68 ч.)

На изучение художественных произведений – 50 ч.

Уроки развития речи – 10 ч.

Дополнительное чтение – 4 ч.

Резерв – 4 ч.

ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)

Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе.

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (4 ч.)

Махмуд Къашгъарий. «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.

Ахмед Есеви. Хикметлери

«Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» - рукописный словарь, созданный в Солхате.

Махмуд Къырымлы. «Юсуф ве Зулейха». Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).

(Анализ произведения)

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (2 ч.)

Эбубекр Къалендер. «Къалендер-наме»

Мевляне Исхакъ.

Ахмедходжа эфенди.

Мевля Къады Мухсин.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (4 ч.)

Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Саид Герай. Стихотворения.

Гъазайи. «Долап» месневи. Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские представления о смысле жизни.

Ашыкъ Умер . Семаи; Къошма; Тарих тюшюрме санаты; «Багъчасарай чешмеси китабеси»

Абдульгъаффар Къырыми. «Умдет-уль-ахбар» - историческая проза.

ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (3 ч.)

Муаджир тюркю ве дестанлары

Халим Герай. «Гульбун-и ханан» - история крымских ханов.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (14 ч.)

И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романа-эпопеи.

А. С. Айвазов. «Аннеджигим, нердесин? Кель!». Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа.

Дж. Керменчикли. Стихотворения «Мукъаддес эмелимиз олуркен», «Севин.эй шанлы миллет!», «Челеби Джинане». Жизнь и творчество.

Джафер Сейдамет. «Унутылмаз козьяшлар», «Миллий дуйгъу», « Джин Мамбет». Жизнь и творчество.

Джемиль Сейдамет. «Амам аралыгъы», «Къую тюбюнде». Рассказы. Жизнь и творчество.Сюжет, композиция и особенности повествования.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Роман. Роман-эпопея.

ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 ч.)

Ш. Бекторе. «Айт, Чатыртав!», «Къырым акъкъында», «Татарлыгъым», «Миллетнинъ кябеси». Стихотворения. Жизнь и творчество.Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.

А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери». Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей.

Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

А. Къадри-заде.Жизнь и творчество. «Меним огютлерим», « Огютчининъ енъи огютлери», «Такъсим дерси».

А. Лятиф–заде. Стихотворения «Хаял», «Омюр», «Мужде», «Шаирнинъ уйкъусы». Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизни, счастье, бытие.смерти). Тема поэта и поэзии в лирике.

У. Ипчи. Жизнь и творчество. «Расткелиш». Рассказ.

Ю.Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той». Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.

Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа», «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги». Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта.

Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли». Роман «Тогъай бей». Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны, ее влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера.

З. Къуртнезир. Жизнь и творчество. «Юрек агърылары» (отрывок из повести).

М.Севдияр. Жизнь и творчество. «Сагъынув», «Достума», «Агълама бульбуль», Рассказ «Эки тамчы козьяш». Тема дружбы и ее вопрлощение в стихотворении. Тоска по Родине в лирике Севдияра. Сюжет, композиция и особенности повествования рассказа.

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.

ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.

Одно-два стихотворения Ш.Бекторе.

Одно-два стихотворения А. Къадри-заде.

Отрывок из повести А. Ильмия «Ачлыкъ хатирелери»

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ

– Художественная литература как искусство слова.

– Художественный образ.

– Фольклор. Жанры фольклора.

– Литературные роды и жанры.

– Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.

– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.

– Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Предметные результаты освоения программы учебнго предмета

В результате изучения литературы:

Выпускник научится: (вписать сюда планируемые результаты обучения)

Выпускник получит возможность научиться: (вписать сюда планируемые результаты обучения)

знать/понимать:

образную природу словесного искусства;

содержание изученных литературных произведений;

основные факты жизни и творческого пути (перечислить авторов);

изученные теоретико-литературные понятия;

уметь:

воспринимать и анализировать художественный текст;

выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;

определять род и жанр литературного произведения;

выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,

характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).

Наши рекомендации