Крымскотатарский фольклор (7 ч.)
Богатство отражения мира в фольклорных произведениях. Жанры фольклора. Представления о добре и зле, народные традиции в фольклорных произведениях. Воспитательная функция фольклора.
Пословицы и поговорки.Легенды.
Пословицы и поговорки. Отражение в пословицах и поговорках народной мудрости и морального свода правил жизни. Образцы народного красноречия, источник мудрости, знаний о жизни.
Легенды. «Аюв дагъ», «Еди къую», «Демирджи дагъы», «Арзы къыз», «Алтын бешик».
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о легенде.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (1 ч.)
Орхон-Енисей язылары (продолжение и углубление изученного). Памятник Тоньюкъуку – памятник древнетюркской письменности.
Эдип Ахмед Югнеки. «Атебет-уль-хакъайыкъ». Основная идея произведения – призыв овладевать знаниями.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (1 ч.)
Продолжение и углубление изученного. Сейфи Сарайи. Газель
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (5 ч.)
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления Мехмед Факъри (18 в.). Иляхи; Хурреми Челеби . Стихотворения. (продолжение и углубление изученного).
Гъазайи (16 в.) Любовная лирика. «Сефер-наме». Краткие сведения о жизни и творчестве. Тематическое и жанровое разнообразие лирики. Поэтическая выразительность языка газелей.
Ашыкъ Умер. Обзор творчества (продолжение и углубление изученного). Тематическое богатство. Философское содержание поэзии.
Мустафа Джевхерий. Къошма. Семаи. Общие сведения о жизни и творчестве. Основные жанровые и тематические особенности творчества.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о восточных системах стихосложения.
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (3 ч.)
Исметий. Слово о поэте.«Кефе дестаны». Отражении в дестане трагических событий 19 века. Гуманистический пафос поэмы. Судьба народная – основная тема произведения. Основная проблематика произведения – бесправие и беззащитность народа.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (10 ч.)
И. Гаспринский. Рассказы«Иван ве Сулейман», «Арслан къыз».
О. Акъчокъракълы. Жизнь и творчество. «Ненкеджан ханым тюрбеси». Историческая основа повести. Возвышенное и трагическое в изображении судьбы главных героев. Трагическая гибель главных героев. Утверждение любви как великой силы. Мужество и стойкость героев, их верность своей любви.
А. Одабаш. Жизнь и творчество. Рассказ «Унутмайджакъ». Повествование о драматичной судьбе сироты. Мужество и сила воли главной героини.
А. Чергеев. Жизнь и творчество. Поэма «Такъдир». Судьба крымскотатарской девушки, женщины в обществе и семье. Протест против их бесправного положения. Трагический образ Эсмы.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Поэма.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (21 ч.)
Б.Чобан-заде. Жизнь и творчество. Стихотворения «Тынч татар чёлюнде», «Ой, сувукъ шу гъурбет», «Дунай таша», «Яныкъ къавал».
А. Гирайбай. Жизнь и творчество.Стихотворения «Джигитке», «Багъчасарай», «Къарасув», «Татар ичюн».
Н. Челебиджихан. Стихотворения«Айгиди, татар яшлары!», «Савлыкъман къал, татарлыкъ», «Бастырыкъ», «Ёлджу гъарип», «Кобелек». Разнообразие тематики. Проблематика и основные мотивы поэзии:родина, честь. Мужество. Философские мысли поэта. Призыв к просвещению.
Дж. Сейдамет. «Къанлы кольмек». Рассказ. Драматический сюжет произведения. Система образов.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. Рассказы «Зейнеп тизе», «Ачлыкъ хатирелеринден». Основные темы и характеристики образов. Психологическая глубина человеческих чувств и переживаний. Изображение трагедии войны и голода.
Ю.Темиркъая. «Рабиа». Историческая поэма.
Э. Шемьи-заде. «Озьбекстан балладасы». Аллегория как основной прием раскрытия замысла. Тема и идея произведения. Изображение трагической судьбы народа. Вера в торжество справедливости.
Ш.Алядин. Рассказы «Ешиль япынджалы къыз», «Эльмаз». Повесть «Иблиснинъ зияфетине давет» (отрывки).
Ю.Болат. «Арзы къыз». Фольклорная основа произведения. Авторское отношение к персонажам. Сценическая история пьесы.
Ш.Селим. «Учь эсир». Баллада.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Понятие о балладе. Идея произведения и авторский замысел. Повесть. Драматические произведения.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Ашыкъ Умер. Лирика (по выбору).
Б. Чобан-заде. Стихи (по выбору).
А. Гирайбай Стихи (по выбору).
Н. Челебиджихан Стихи (по выбору).
З. Джавтобели Стихи (по выбору).
Содержание, рекомендуемое к усвоению в 9 классе (68 ч.)
На изучение художественных произведений – 50 ч.
Уроки развития речи – 10 ч.
Дополнительное чтение – 4 ч.
Резерв – 4 ч.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч.)
Место художественной литературы в общественной и культурной жизни крымских татар. Периоды развития литературы. Понятие о литературном процессе.
ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕГО ПЕРИОДА (4 ч.)
Махмуд Къашгъарий. «Диван-и лугъат-ит-тюрк». Словарь тюркского языка – жемчужина сокровищницы тюркской литературы, источник сведений о тюркской истории, культуре, фольклоре, мифологии, географии.
Ахмед Есеви. Хикметлери
«Кодекс Куманикус» («Книга кипчаков» - рукописный словарь, созданный в Солхате.
Махмуд Къырымлы. «Юсуф ве Зулейха». Основа сюжета - кораническая легенда о пророке Юсуфе (о библейском Прекрасном Иосифе и его братьях).
(Анализ произведения)
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА ЗОЛОТОЙ ОРДЫ (2 ч.)
Эбубекр Къалендер. «Къалендер-наме»
Мевляне Исхакъ.
Ахмедходжа эфенди.
Мевля Къады Мухсин.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА КРЫМСКОГО ХАНСТВА (4 ч.)
Основные направления поэзии ханского времени. Произведения, предствляющие основные направления: Саид Герай. Стихотворения.
Гъазайи. «Долап» месневи. Тематическое и жанровое многообразие лирики поэта. Поэтическая выразительность языка газелей. Философские представления о смысле жизни.
Ашыкъ Умер . Семаи; Къошма; Тарих тюшюрме санаты; «Багъчасарай чешмеси китабеси»
Абдульгъаффар Къырыми. «Умдет-уль-ахбар» - историческая проза.
ЛИТЕРАТУРА XVIII-XIX ВЕКОВ (3 ч.)
Муаджир тюркю ве дестанлары
Халим Герай. «Гульбун-и ханан» - история крымских ханов.
ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «ПРОБУЖДЕНИЯ» (14 ч.)
И. Гаспринский. Жизнь и творчество. Роман «Френкистан мектюплери (отдельные главы). Автобиографичность образа Моллы Аббаса. Социально-философские взгляды Гаспринского, выраженные в романе. Жанровые и стилистические особенности романа-эпопеи.
А. С. Айвазов. «Аннеджигим, нердесин? Кель!». Очерк жизни и творчества. Трагическая доля главной героини. Гуманизм рассказа.
Дж. Керменчикли. Стихотворения «Мукъаддес эмелимиз олуркен», «Севин.эй шанлы миллет!», «Челеби Джинане». Жизнь и творчество.
Джафер Сейдамет. «Унутылмаз козьяшлар», «Миллий дуйгъу», « Джин Мамбет». Жизнь и творчество.
Джемиль Сейдамет. «Амам аралыгъы», «Къую тюбюнде». Рассказы. Жизнь и творчество.Сюжет, композиция и особенности повествования.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Роман. Роман-эпопея.
ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА (22 ч.)
Ш. Бекторе. «Айт, Чатыртав!», «Къырым акъкъында», «Татарлыгъым», «Миллетнинъ кябеси». Стихотворения. Жизнь и творчество.Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народа, лучшую его судьбу.
А. Ильмий. «Ачлыкъ хатирелери». Жизнь и творчество. Изображение трагических последствий голода 1922 года в Крыму. Тяжелая судьба детей.
Внутренний мир героев. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.
А. Къадри-заде.Жизнь и творчество. «Меним огютлерим», « Огютчининъ енъи огютлери», «Такъсим дерси».
А. Лятиф–заде. Стихотворения «Хаял», «Омюр», «Мужде», «Шаирнинъ уйкъусы». Слово о поэте. Философские размышления о вечных темах (жизни, счастье, бытие.смерти). Тема поэта и поэзии в лирике.
У. Ипчи. Жизнь и творчество. «Расткелиш». Рассказ.
Ю.Болат. Жизнь и творчество. «Дубаралы той». Творческая и сценическая история пьесы. Высмеивание человеческих пороков. Основной конфликт пьесы. Система образов.
Энвер Селямет. Жизнь и творчество. «Санъа», «Эр шейинъдем, Ватан», «Не де дюльбер орьнеги». Красота окружающего мира, взаимосвязь всего в этом мире, единение человека с природой. Восторженность перед неповторимостью и красотой природы. Чистота помыслов поэта.
Ш. Алядин. Жизнь и творчество. Повесть «Теселли». Роман «Тогъай бей». Тема гражданской войны в повести. Проблемы гражданской войны, ее влияние на судьбы героев. Бесчеловечность братоубийственной войны. Нравы и обычаи крымскотатарской семьи. Салядин – выразитель сущности народного характера.
З. Къуртнезир. Жизнь и творчество. «Юрек агърылары» (отрывок из повести).
М.Севдияр. Жизнь и творчество. «Сагъынув», «Достума», «Агълама бульбуль», Рассказ «Эки тамчы козьяш». Тема дружбы и ее вопрлощение в стихотворении. Тоска по Родине в лирике Севдияра. Сюжет, композиция и особенности повествования рассказа.
ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ. Юмор, юмористическая ситуация. Сатира. Драма как литературный род.
ДЛЯ ЗАУЧИВАНИЯ НАИЗУСТЬ.
Одно-два стихотворения Ш.Бекторе.
Одно-два стихотворения А. Къадри-заде.
Отрывок из повести А. Ильмия «Ачлыкъ хатирелери»
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ СВЕДЕНИЯ
– Художественная литература как искусство слова.
– Художественный образ.
– Фольклор. Жанры фольклора.
– Литературные роды и жанры.
– Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
– Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
– Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Предметные результаты освоения программы учебнго предмета
В результате изучения литературы:
Выпускник научится: (вписать сюда планируемые результаты обучения)
Выпускник получит возможность научиться: (вписать сюда планируемые результаты обучения)
знать/понимать:
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути (перечислить авторов);
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь:
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).