Рыжая белка, злой волк, хитрая лиса, огромный слон, трусливый заяц.
2. Пришла весна. Солнце светит ярко. С крыш падает частая капель. На земле разлились огромные лужи. В них отражается небо и солнце.
III класс
Слон
1. животное, большое, слон, умное, и, сильное, слон, носит, домашний, груз, в Индии, он, маленьких, нянчит, детей, трудно, стадо, в джунглях, слонов, увидеть.
2. Свободный народ, солнечный ..., интересный ..., заботливая ..., радостный ..., легкая ....
3. Огонь, фабрика, трактор, улица, переулок, площадь, библиотека, платье, местность, метель, метро, лебедь, озеро, долина, аллея, трамвай.
IV класс
1. крепкий находка косьба дорожка
шапка беседка резьба прыжки
робкий редкий просьба кружка
улыбка гладкий сказка крышка
1. Рысь
Рысь — лесная кошка. И повадки у нее кошачьи.
Втянет когти и ходит бесшумно ищет добычу. Или затаится на ветке над оленьей тропой и терпеливо ждет. Рысь охотится на мышей зайцев и оленей. Человек приручает льва тигра. Трудно приручить рысь. Брали охотники в дом слепого рысенка. Он царапается кусается и вырывается на волю.
3. Смотреть на ..., лететь над ..., познакомиться с ..., зависеть от ..., стремиться к ... .
Кейс 16
Выполните анализ текстов для пересказа (Определите жанр произведения и возможность организации пересказа. Какой вид пересказа можно предложить по данным произведениям? Обоснуйте свой ответ. Спланируйте работу по подготовке одного из видов пересказа.)
ХОРОШЕЕ
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать! Обиделась сестренка, отошла.
А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка!
— Убери сама — некогда мне! Покачала головой няня.
А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, я бы его вытащил!» А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать! Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошел:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
В. Осеева
ЛИСА И ТЕТЕРЕВ
Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
— Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
— Спасибо на добром слове, — сказал тетерев. Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
— Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.
Тетерев сказал:
— Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
— Или ты меня боишься? — спросила лисица.
— Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
— Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче звери уж друг друга не трогают.
— Вот это хорошо, — сказал тетерев. — А то вот собаки бегут. Кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
— Куда ж ты? — спросил тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
— А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.
И убежала.
ШЕЛ ПЕРВЫЙ СНЕГ
Было около одиннадцати часов вечера, недавно шел первый снег, и все в природе находилось под властью этого молодого снега. В воздухе пахло снегом, под ногами мягко хрустел снег. Земля, крыши, деревья, скамьи на бульварах — все было мягко, бело, молодо, и от этого дома выглядели иначе, чем вчера. Фонари горели ярче, воздух был прозрачней...
Если взглянуть вверх, на эти потемки, то весь черный фон был усыпан белыми движущимися точками: это шел снег. Хлопья его, попав в свет, лениво кружились в воздухе, как пух, и еще ленивее падали на землю. Снежинки кружились толпой, висли на бороде, ресницах, бровях... Извозчики, лошади и прохожие были белы.
По Л. Чехову
Кейс 17
Перед чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды» учитель проводит беседу:
— Какое время года наступило?
— Какие приметы весны вы заметили?
— В народе говорят: «Март — свет, апрель — вода, май — цветы».
— Почему так называют весенние месяцы?
— Что вы видите на картине К И. Левитана «Весна. Большая вода»?
— Приход весны изображают не только художники, но и писатели, поэты. Сегодня мы познакомимся с произведением Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
Перед чтением рассказа Б. Полевого «Последний день Матвея Кузьмина» учитель сообщает:
— Борису Полевому, как военному корреспонденту газеты «Правда», сообщили о жителе деревни Куракино Псковской области, который повторил подвиг Ивана Сусанина. Кто знает, какой подвиг совершил Иван Сусанин? Когда это было?
— Борис Полевой разговаривал с людьми, которые знали Матвея Кузьмина, и был потрясен мужеством и силой воли старика колхозника. Свой подвиг Матвей Кузьмин совершил 14 февраля 1942 года, было ему в это время 86 лет. Борис Полевой так правдиво написал о нем, что читатель хорошо может представить себе героя.
Перед чтением стихотворения А.С. Пушкина «Утро» учитель демонстрирует картину К. Юона «Зеленый май» и обращается к детям:
— Представим себе, что мы выехали за город, пришли сюда, на это место, и перед нами открылось то, что нарисовал художник.
— Что мы могли бы увидеть и услышать, почувствовать, если бы очутились там?
Кейс 18
Определите, какова методическая цель заданий и вопросов, используемых учителем при работе над литературным произведением:
а) Осеева В.А. «Три товарища».
— Найдите в тексте слова автора, которые помогают вам представить состояние Вити во время перемены.
б) Осеева В.А. «Три товарища».
— Прочитайте на доске:
«— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю, — ... сказал Витя и ...» Задание: сравните с текстом.
Определите, какие слова пропущены. Что изменится, если их не будет?
в) Плещеев А.Н. «Мать и дети».
— Кто, по-вашему, может сказать слова: мама дорогая, мама золотая, все она, родная?
— А что можно сказать о самом поэте?
г) Паустовский К.Г. «Заячьи лапы».
— Сравните этот рассказ Паустовского с другими его рассказами о животных. Что вы можете сказать на основании этих рассказов о самом Паустовском?
— Вы прочитали два рассказа Паустовского. Каким человеком вам представляется автор этих рассказов? Как он смотрит на мир? Что любит? О чем думает?
д) Крылов И.А. Басни.
— Чем Обезьяна из басни «Зеркало и Обезьяна» похожа на Мартышку из другой басни?
е) Определите свое отношение к вопросам такого типа. Чему они могут способствовать?
— Какие мысли и чувства вызвал у вас этот рассказ?
— Что вы можете сказать об этом стихотворении?
ж) Оправданно ли задание познавательного характера после чтения стихотворений русских поэтов И.А. Бунина, Ф.И. Тютчева, А.С. Пушкина, А.А. Блока, С.А. Есенина?
— Найдите в каждом стихотворении приметы идущей по земле осени.
— Вы заметили, в каком порядке расположены эти стихи?
— Определите, какие периоды осени описываются в этих стихотворениях.
— Выберите отдельные строчки из этих стихотворений и расположите их друг за другом так, чтобы получилась картина постепенного перехода природы от зимы к весне.
Кейс 19
Сравните два варианта работы над рассказом К. Паустовского
«Корзина с еловыми шишками».
а) — Ребята, расскажите, как то, что увидел и услышал композитор Эдвард Григ, помогло ему написать музыку.
— Какое впечатление произвела на Дагни симфоническая музыка, которую девушка слышала впервые?
— Какие картины представлялись Дагни, когда она слышала музыку, посвященную ей?
— Ребята, если у вас дома найдется пластинка с записью музыки Эдварда Грига к драме Ибсена «Пер Гюнт», послушайте ее. Что вам представляется, когда вы слышите эту музыку?
б) — Как вы думаете, был ли Эдвард Григ счастливым человеком?
— Что делало его таковым?
— Эдвард Григ похоронен на своей родине, в скале над вечно волнующимся морем. Скажите, можно ли считать его навечно ушедшим от нас, ныне живущих?
— Что же делает человека вечным? Что сделало бессмертным Грига?
— Найдите в тексте самые важные слова. («Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»)
— Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие? Сформулируйте кратко своими словами.
— Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ? Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили — не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них.
— Что было бы, если бы все люди или хотя бы большинство из них видели счастье в том, чтобы дарить себя? Как вам кажется, какой бы стала жизнь?
— Почему после исполнения чудесной музыки «сначала медленно, потом все разрастаясь загремели аплодисменты» ? Почему сначала медленно? (Беседа о воздействии классической музыки на человека.)
— Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку.
— Так за что же Дагни была благодарна Григу? Прочитайте.
— Дома подготовьтесь ответить на вопрос: «Чем должен жить человек?» Дагни это поняла. А поняли ли вы?
Кейс 20
Проведите методический анализ урока чтения, отметив достоинства и недостатки. Какие вопросы и задания соответствуют характеру произведения, а какие нет? При необходимости внесите коррективы.
Тема: «Ласточки пропали...» А. А. Фет
1. Работа над репродукцией картины И.И. Левитана «Золотая осень»:
— Какая пора изображена на картине?
— Почему ее называют золотой? Ответьте строками, взятыми из уже пройденных произведений.
— Но бывает и поздняя осень, когда начинает дуть холодный ветер, срывая, опускает на землю оставшуюся листву. Везде пусто, сумрачно. Любая пора вызывает у человека особые чувства, которые композитор выражает с помощью звука, а поэт — с помощью слова.
— Прочитайте про себя стихотворение А.А. Фета и ответьте на вопрос: «О какой поре осени пишет поэт?»
2. Чтение детьми стихотворения про себя.
3. Чтение стихотворения вслух по отдельным предложениям и подбор заглавия к нему.
4. Чтение стихотворения по четверостишиям про себя и составление словесных картин к каждому из них.
5. Проверка выполнения задания. Один ученик читает четверостишие, другой рисует к нему словесную картинку. Параллельно учитель задает вопросы:
— Что автор пишет про листья?
— Почему валится, а не падает?
— Что автор пишет про ветер?
— Каким словом можно его заменить ?
— А как лучше, точнее — злится или дует ?
— Что хочет автор показать этим словом?
— Скажите, почему так жалобно курлычут журавли?
6. Чтение стихотворения про себя.
— Какое настроение испытывал автор, когда писал эти строки?
— Послушайте стихотворение еще раз. Какое у вас возникает настроение после его прослушивания? (Учитель выразительно читает стихотворение вслух под музыку П.И. Чайковского «Осенняя песня».)
7. Чтение стихотворения вслух по четверостишиям с передачей голосом настроения грусти, печали.
8. Домашнее задание: выучить стихотворение наизусть.
Кейс 21
Прочитайте текст и вопросы, предлагаемые к нему. Обоснуйте подобную группировку вопросов. Дополните список вопросов каждой группы в соответствии с их характером.
В. Осеева
ХОРОШЕЕ
Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денек хороший. И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает: «Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас!»
А сестренка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестренка, отошла.
А Юра думает: «Вот если бы на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка!
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня.
А Юра опять думает: «Вот если бы Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»
— Пошел вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты.
А Юра к маме пошел:
— Что бы мне такое хорошее сделать?
Вопросы по фактическому содержанию:
— Как звали мальчика?
— Какое желание у него появилось утром?
— Кто первый обратился к Юре с просьбой?
— О чем она попросила?
— Какой вопрос задал мальчик маме?
Вопросы по выяснению различных связей:
— Чего захотелось Юре?
— Почему у него возникло такое желание?
— О чем попросила Юру сестра?
— Что он ей ответил?
— Как отреагировала сестренка? Почему?
Вопросы, ведущие к оценкам и обобщениям:
— О чем мечтал Юра?
— Каким он хотел быть?
— Был ли он на самом деле храбрым? Докажите.
— Каким можно назвать мальчика?
— Какие слова текста это подтверждают?
Вопросы, устанавливающие ассоциации с опытом детей:
— У кого из вас есть младшие братишки или сестренки?
— Что хорошего для них вы делаете?
— Как вы помогаете старшим в семье?
Кейс 22
Прочитайте рассказ и вопросы, предлагаемые на этапе анализа этого произведения. Расставьте вопросы в правильной логической последовательности. Дополните беседу другими вопросами, которые сделали бы ее более полной и глубокой. Подумайте, формулировку каких вопросов следует изменить и почему.
Б. Житков
ОБВАЛ
Девочка Валя ела рыбу и вдруг подавилась косточкой. Мама
закричала:
— Съешь скорее корку!
Но ничего не помогало. У Вали текли из глаз слезы. Она не могла говорить, а только хрипела и махала руками. Мама испугалась и побежала звать доктора. А доктор жил за сорок километров. Мама сказала ему по телефону, чтоб он скорей, скорей приезжал.
Доктор сейчас же собрал свои щипчики, сел в автомобиль и поехал к Вале. Дорога шла по берегу. С одной стороны было море, а с другой стороны крутые скалы. Автомобиль мчался во весь дух. Доктор очень боялся за Валю.
Вдруг впереди одна скала рассыпалась на камни и засыпала дорогу. Ехать стало нельзя.
Было еще далеко. Но доктор все равно хотел идти пешком. Вдруг сзади затрубил гудок. Шофер посмотрел назад и сказал:
— Погодите, доктор, помощь идет.
А это спешил грузовик. Он подъехал к завалу. Из грузовика выскочили люди. Они сняли с грузовика машину-насос и резиновые трубы и провели трубу в море.
Насос заработал. По трубе он сосал из моря воду, а потом гнал ее в другую трубу. Из этой трубы вода вылетала со страшной силой. Она с такой силой вылетала, что людям нельзя было удержать, так он трясся и бился. Его привинтили к железной подставке и направили воду прямо на обвал. Получилось, как будто стреляют из пушки. Вода так сильно била по обвалу, что сбивала камни иглину и уносила их в море. Весь обвал вода смыла с дороги.
— Скорей, едем! — крикнул доктор шоферу. Шофер пустил машину.
Доктор приехал к Вале, достал свои щипчики и вынул из горла косточку. А потом сел и рассказал Вале, как завалило дорогу и как насос гидротаран размыл обвал.
— Какими словами передает автор испуг матери?
— Как отреагировал доктор?
— Почему он ... ?
— Как звали девочку?
— Как хотела мама помочь дочке?
— Где пролегла дорога?
— Почему столько людей бросились на помощь девочке?
— Что случилось с Валей?
— Почему она ... ?
— Каким способом убрали завал ?
– Опишите состояние девочки.
– Какими словами автор описывает трудности работы спасателей?
— Что почувствовала мама?
— Какое решение принял доктор?
— Что преградило путь машине?
— Что тогда сделала мама?
— Как вы думаете, что в этот момент почувствовал доктор?
— Откуда пришла помощь?
— Почему он ... ?
— Какими словами текста это подтверждается?
— Кто принимал участие в спасении девочки?
— Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ?
— Почему ... ?
Кейс 23
Познакомьтесь с работой по словесному рисованию и выскажите свое отношение. При необходимости внесите коррективы.
а) Русская народная сказка «Лиса и Журавль».
— Из каких двух больших картин (эпизодов) состоит сказка?
— К какому из них в учебнике есть иллюстрация?
— Сейчас мы с вами превратимся в волшебных художников и нарисуем без карандаша и красок иллюстрацию ко второму эпизоду.
— С чего начинается сказка?
— Вот эту картину мы и будем рисовать на этом листе бумаги. (На доске прикреплен чистый лист.)
— Кого сначала нарисуем? Какая она?
— Что изобразим возле лап лисы? Какую тарелку нарисуем?
— Видно ли будет на рисунке, что в тарелке?
— В какой позе стоит лиса? Что она делает?
— А кого нарисуем рядом с лисой? Какой он?
— Что делает журавль?
— А теперь закройте глаза и повторите «волшебные» слова, с помощью которых мы описали содержание картинки. (Снимается чистый лист бумаги, под ним оказывается графическая картинка, аналогичная «нарисованной» словесно.)
б) Стихотворение С.А. Есенина «Береза».
— «Нарисуем» картинку к этому стихотворению с помощью слов. Представьте, что мы рисуем на этом листе. Что у нас будет главным?
— Значит, ее мы нарисуем на переднем плане. Кто покажет где?
— Где растет береза?
— Как об этом сказал поэт?
— Вот здесь мы нарисуем березку, а где нарисуем дом?
— Береза большая или маленькая, высокая или низкая?
— С чего начнем рисовать березу? Какой ствол? А какие ветви у березы?
— А теперь нарисуем двор и дом. Дом нарисуем городской или деревенский? Высокий или низкий? (Соотношение размеров дома и березки показывается указкой на листе.)
— Из чего построен дом? Какая у него крыша?
— Что еще можно нарисовать рядом с деревенским домом? (Дрова, сено, забор.)
— А теперь закройте глаза и представьте картинку целиком. (Заменяя чистый лист бумаги контурным рисунком, учитель говорит: «Во дворе деревенского дома стоит березка. Ветви ее тонкие, раскидистые. За березой — домик с красивыми резными ставнями. Рядом с домом — поленница дров и сено».)
— Откройте глаза. Такую вы представили картину? А теперь давайте раскрасим ее.
— Начнем с березы. Какого цвета ее ствол? Какие ветви? Как об этом сказано поэтом?
— На крыше лежит снег. Какого он цвета? А где еще лежит снег?
— Какого цвета небо?
— Закройте глаза и представьте рисунок в цвете. (Учитель заменяет контурное изображение на цветное.)
— Откройте глаза. Такой вы представили себе картинку?
Кейс 24
Какой из двух вариантов подготовки к драматизации сказки В. Берестова «Аист и Соловей» правильный?
а) — Как вел себя Аист, когда явился к мудрецу?
— Как вел себя Соловей?
— Давайте разыграем сценку и покажем, как это происходило.
— Кто будет мудрецом? Аистом? Соловьем? (Сказка инсценируется целиком.)
б) — Чем вам нравится Соловей?
— Чем неприятен Аист?
— Что сказал Аист, когда вбежал к мудрецу? Как он произнес эти слова?
— Кто покажет, каким был Аист, как он вбежал?
— Кто еще попробует?
— А как вел себя Соловей в гостях у мудреца?
— Кто покажет, как он извинился за беспокойство и попросил научить его музыке?
— Кто еще попробует?
Кейс 25
Проведите методический анализ подготовки учащихся к чтению по ролям рассказа В.А. Осеевой «Синие листья».
— Какой вы представляете себе Катю?
— Какими чертами характера она обладает? Как это можно передать голосом?
— Найдите слова Кати и попробуйте их прочитать.
— Какой вы представляете себе Лену? Как это показать голосом?
— Найдите слова, которые говорит Лена, и попробуйте их прочитать.
— Как автор относится к девочкам? Прочитайте.
— Какие еще действующие лица есть в этом рассказе?
— Каким вы представляете себе учителя? Почему вы так считаете? Как это передать при чтении?
— Найдите слова учителя и попробуйте прочитать их выразительно.
— Сколько всего действующих лиц в рассказе?
— Прочитайте рассказ про себя и отметьте, где чьи слова. После этого проводится чтение по ролям.
Кейс 26
Проведите методический анализ использования музыкальных произведений на уроке чтения.
а) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
— Дети, сейчас зима. Это чудесное время года. И часто русская зима-красавица вдохновляет поэтов, художников и композиторов на создание произведений. Сейчас вы прослушаете пьесу П.И. Чайковского «На тройке». Будьте внимательны, постарайтесь услышать то, что хотел выразить композитор в музыке, увидеть дорогу, по которой едет тройка, как будто вы сами мчитесь на этой тройке. (Включается музыка.)
— Понравилась пьеса? Что вы представляли, когда слушали музыку?
— Так П. И. Чайковский отразил в музыке то, что увидел или пережил однажды. А вот как передал настроение от зимней дороги в своем стихотворении А.С. Пушкин. Послушайте. (Учитель читает стихотворение.)
б) Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога». Сопоставляются два произведения П. И. Чайковского: «На тройке» и первая часть симфонии «Зимние грезы», подчеркивается разное настроение этих произведений:
— Почему Чайковский написал два произведения о зимней дороге так по-разному?
— Какое из этих произведений больше соответствует настроению стихотворения, которое я сейчас вам прочитаю? (Учитель читает стихотворение).
в) Стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» и С.А. Есенина «Поет зима — аукает... ».
Дети характеризуют «зимние голоса» в этих стихотворениях, находят слова, передающие изменчивое звучание «песни» зимы. Дается задание подумать, какую музыку можно сочинить к этим произведениям, чем будут отличаться эти две музыкальные иллюстрации, почему?
г) В..А. Жуковский «Жаворонок». После неоднократного чтения стихотворения учащиеся слушают «Песню жаворонка» П.И. Чайковского.
— О чем эта музыка «рассказывает»?
— На что похожи ее звуки?
— Что вы видите, когда слышите эту песню?
Кейс 27
Проведите анализ урока точки зрения требований к их структуре и организации обучения, используя следующий план:
а) найдите в книге для чтения произведение, с которым работают на этом уроке. Определите место урока в ряду других по данной теме;
б) подумайте, зачем изучается это произведение, с какими другими уже прочитанными текстами оно связано и как;
в) прочитайте произведение и проведите его литературоведческий анализ;
г) прочитайте конспект урока, обратив внимание на его тему и формулировки целей;
д) оцените, как соотносятся с особенностями текста и целями урока:
— план урока,
— способы организации работы на этапах первичного синтеза,
— логика работы на этапе анализа,
— виды творческой работы с текстом на этапе вторичного синтеза.
е) определите, насколько выбранные учителем приемы обеспечивают эмоциональность восприятия литературного произведения;
ж) выявите, насколько сочетаются задания аналитического и синтетического характера;
з) укажите, какие коррективы в данный урок внесли бы вы; Обоснуйте внесение каждого изменения.