Вывод. Итак, когда же пишется сочетание тся, а когда ться?

– Проверим себя по учебнику, все ли мы сказали.

– Что еще можем добавить?

– Хорошо поработали, пора отдохнуть.

VI. Физминутка.

Рано утром на рассвете

Умываются мышата

И котята, и утята.

Давайте же мыться,

Плескаться, купаться,

Нырять, кувыркаться.

Всегда и везде

Вечная слава воде.

-Встретились ли глаголы по нашей теме?

VII. Первичное закрепление. (Работа в тетради.)

– Используем результаты исследования в следующем задании. Я называю глаголы, вы подбираете и записываете синонимы в возвратной форме. Не забудьте обозначить орфограммы.

Хохочет (смеется), грустить (печалиться), спешат (торопятся), работают (трудятся), воевать (драться), съезжать (катиться).

– Проверяем.

VIII. Самостоятельная работа.

– А теперь каждый проверит сам себя. У вас на столе карточки контроля. В задании под цифрой один нужно вставить подходящее по смыслу слово, под цифрой два вставьте Ь, где нужно. Желаю удачи.

– Проверим.

IX. Итог урока.

Вернемся к пословице. Объясните, почему же в глаголе не боится нет Ь, а в глаголе трудиться есть?

-Вы не испугались работы, значит умеете трудиться.

X. Домашнее задание.

– Дома найдите и запишите две, три пословицы о труде, в которых есть глаголы с ТЬСЯ или ТСЯ, объясните их написание.

Кейс 4

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения: учета методических требований к планированию урока; организации повторения; организации контроля; совершенствования навыка письма.

Тема «Упражнение в правописании слов

с безударными гласными в корне»(II класс, I-III)

1. Обобщение о способах проверки слов с безударными глас­ными в корне.

— Запишите отгадки. Перед отгадкой напишите проверочное слово. 1) Я оставлю тонкий след, жить он может много лет. 2) Мой хвост не отличишь от головы. Меня в земле всегда найдете вы. 3) Может и разбиться, может и свариться. Если хочешь, в птицу может превратиться. (Отгадки: перо, червяк, яйцо.)

— Каким способом вы проверяли написание слова?

2. Учитель показывает рисунки. Учащиеся записывают:

мячи, слоны, сова, ежи, ножи, окно, сосна, письмо, коза, гри­бы, овца, доска, грачи, гнездо, пчела. Перед записью устно под­бирают проверочные слова.

3. Составление и запись предложений по предметным картинкам.

4. Запись под диктовку с указанием проверочного слова: трещал, пищал, чернила, тишина, жильцы, ученик, верхушка, тянул, стоял, тепло, весело, косилка.

— Каким способом вы проверяли безударную гласную в корне этих слов?

5. Игра. Учащиеся одного ряда называют слова с безударными гласными в корне. Учащиеся другого ряда говорят, в каком слоге безударный звук, как проверить написание слова, какую букву писать. При этом указывают способ проверки (изменить число, по­добрать родственное слово и т.п.).

6. Составление текста на тему «Моя любимая игра». В словах с проверяемыми безударными гласными в корне ставится ударение, находится корень. Оговаривается написание незнакомых слов.

7. Самостоятельная работа по учебнику.

8. Общий вывод о способах проверки безударной гласной в корне слова, об особенностях проверочных слов.

9. Задание на дом.

Кейс 5

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения: учета методических требований к планированию урока; организации повторения; организации контроля; совершенствования навыка письма.

«Закрепление знаний о написании имен существительныхс шипящими на конце»(II класс, I—IV)

1. Проверка домашнего задания. Учащиеся по очереди называют одно из слов, подобранных дома. Все пишут эти слова под диктовку.

2. Устное упражнение: игра «Будь внимательным!». Учитель называет существительные чиж, лещ, мышь, ёрш, ёж, дочь, луч, помощь, глушь, шалаш, обруч, вещь, ландыш, мяч, печьи др. с шипящим звуком на конце. Учащиеся поднимают карточ­ку с ь, если нужно писать мягкий знак, объясняют, почему он пишется. Поднимают пустую карточку (или не поднимают руки), если мягкий знак не пишется.

3. Контрольное списывание по учебнику.

4. Задание на дом.

Кейс 6

Выполните анализ конспекта урока с точки зрения: учета методических требований к планированию урока; организации повторения; организации контроля; совершенствования навыка письма.

Комплексное повторение материала, изученного в разделах «Слово», «Предложение», «Текст» (IV класс, I-IV).

I. Языковая разминка.

1. На доске запись предложений:

Снег темнеет, покрывается тонкой корочкой и незаметно тает. Просыпаются деревья, оживает природа. Слабенькая зеленая травка шепчет: «Прощай, зима!». (Из журнала «Юный натуралист»)

Работа проводится по вариантам. Записывают предложение:

I вариант: с прямой речью,

II вариант: простое,

III вариант: сложное.

Выполняется синтаксический разбор предложения.

2. Фонетический разбор слов.

I вариант: травка [тра´фка],

II вариант: прощай [пращ,а´й,],

III вариант: ожил [о´жыл].

3. Разбор слов по составу.

I вариант: слабенькая,

II вариант: корочкой,

III вариант: темнеет.

4.Разбор как части речи глагола настоящего времени.

II. Словарная работа.

– Выпишите из словарика слова с удвоенной согласной. Используя эти и другие слова с удвоенной согласной, составьте текст из 3-4 предложений.

Наши рекомендации