Краткий анализ художественных произведений
Краткий анализ художественных произведений
1. Пушкин А.С., «Капитанская дочка»
2. Пушкин А.С., «Выстрел»
3. Пушкин А.С., «Станционный смотритель»
4. Лермонтов М.Ю., «Мцыри»
5. Лермонтов М.Ю., «Кавказский пленник»
6. Гоголь Н.В., «Ревизор»
7. Гоголь Н.В., «Шинель»
8. Толстой Л.Н., «После бала»
9. Чехов А.П., «Толстый и тонкий»
10. Чехов А.П., «Хамелеон»
11. Чехов А.П., «Смерть чиновника»
А.С. Пушкин, «Капитанская дочка» (1836 г.)
Краткий анализ произведения
Тематика произведения:
- справедливость и милосердие;
- доброта и жестокость;
- общепринятый кодекс чести и внутренний голос совести;
- долг и чувства.
Основная проблема — проблема чести и долга.
Сюжет «Капитанской дочки»
В произведении две сюжетные линии: Гринёв – Маша Миронова и Гринёв – Пугачёв.
Идейное содержание повести
Ключом к пониманию авторской позиции в произведении служит эпиграф: «Береги честь смолоду». Идея чести как высшей ценности реализуется в сюжете «Капитанской дочки»: все герои проходят испытание на верность долгу и чести. Человеком чести оказывается не только главный герой Пётр Гринёв, но и бунтовщик и самозванец Пугачёв. Для Пушкина Емельян Пугачёв — трагическая фигура в истории России (вспомним притчу, рассказанную Пугачёвым).
Система образов произведения выстраивается на основе антитезы: герои — «люди чести» противопоставлены тем, для которых честь – пустой звук.
Герои чести | Герои без чести |
Пётр Андреевич Гринев Андрей Петрович и Авдотья Васильевна Гринёвы Савельич Пугачёв Емельян Машенька Миронова Иван Кузьмич Миронов Василиса Егоровна Миронова Иван Иванович Зурин | Швабрин Алексей Иванович Приспешники Пугачёва, бросившие его в момент неудач |
А.С. Пушкин, «Выстрел» (1830 г.)
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- Сильвио;
- граф Б.;
- подполковник И.Л.П. (рассказчик).
Проблематика:
- проблема отмщения;
- проблема милосердия, сострадания и благородства.
Анализ
Сильвио на первый взгляд кажется натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия. Он ищет первенства, но не в чем-либо серьёзном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании (пьянство, дуэли, дебоширство).
Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены. Но что-то не позволило Сильвио убить графа? Может быть, он пожалел его жену, может быть, потому, что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию. А может быть, потому, что проснулись в нём естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.
Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды.
Тема:
- тема дуэлей.
А.С. Пушкин, «Станционный смотритель» (1830 г.)
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- станционный смотритель Самсон Вырин;
- Дуняша (дочь Вырина);
- гусар Минский.
Проблематика:
- бесправность «маленького человека» в мире, где царит социальное неравноправие;
- призыв к милосердию к «униженным и оскорбленным».
Анализ
Завязка действия — лирическое отступление о сословии станционных смотрителей и рассказ о знакомстве автора с Самсоном Выриным и его дочерью. Кульминация — встреча смотрителя в Петербурге с дочерью и её похитителем. Развязка — возвращение смотрителя домой. Эпилог — приезд дочери на его могилу.
В рассказ о станционном смотрителе включена его горестная история. Это повествование о «маленьком человеке», которого может легко обидеть каждый и который не в состоянии себя защитить. Образ «маленького человека» был первым образом подобного рода в русской литературе. «Станционный смотритель» — это и история о блудном сыне, вернее, о блудной дочери, перенесённая в другие, не евангельские, жизненные обстоятельства. Это и история о позднем раскаянии блудной дочери.
М.Ю. Лермонтов, «Мцыри» (1839 г.)
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- Мцыри (молодой послушник в монастыре);
- cтарый монах.
Проблематика:
- свобода как желанный идеал;
- противопоставление естественной (природной) жизни и жизни общественной с её нормами, догмами и условной моралью.
Анализ
Поведение Мцыри полностью определяется устремлениями к свободе. Главный мотив поэмы - противопоставление природы законам общества, которые стесняют свободу личности.
Мцыри свойственно стремление к яркой и полноценной жизни. В его романтическом образе поэт создал героический характер борца против гнёта и насилия над личностью. Мцыри противостоит монастырскому миру, так как монастырь - это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте. Природа в поэме не только живописный фон, но и действенная сила. В ней – величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе. Природа заключает в себе грозную опасность, но она же приносит радость наслаждения красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя.
Проблематика поэмы сходна с толстовской: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней.
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- русский пленник;
- черкешенка.
Проблематика:
- любовь к Родине;
- быт и нравы народов Кавказа.
Анализ:
В поэме отразился живой и ранний интерес Лермонтова к быту и нравам кавказских горцев. Этому во многом способствовали детские впечатления поэта от Кавказа и рассказы родственников о нём.
Хотя пленник и романтический герой, он лишен черт разочарованности и пресыщенности жизнью. Герой тоскует по родине и свободе, ищет поддержки друзей.
Поэма наполнена картинами природы как олицетворения красоты, свободы, она лишена человеческих предрассудков.
У черкешенки решительный характер, она требует любви пленника, но, отвергнутая, не мстит, а всё же помогает пленнику бежать. Это доказывает её благородство и чистоту помыслов.
Лермонтов усилил драматичность развязки: у него погибают и герой, и героиня.
Следуя традиции романтической (в основном пушкинской) поэмы, юный поэт ввёл этнографический (характерный для определенной местности) материал (в том числе вставную песню).
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничий;
- Анна Андреевна, жена его;
- Марья Антоновна, дочь его;
- Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ;
- Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин, судья;
- Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений;
- Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер;
- Пётр Иванович Добчинский, городской помещик;
- Пётр Иванович Бобчинский, городской помещик;
- Иван Александрович Хлестаков, чиновник из Петербурга;
- Осип, слуга его;
- Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь;
- Фёдор Иванович Люлюков, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
- Иван Лазаревич Растаковский, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
- Степан Иванович Коробкин, отставной чиновник, почётное лицо в городе;
- Степан Ильич Уховертов, частный пристав;
- Свистунов, полицейский;
- Пуговицын, полицейский;
- Держиморда, полицейский.
Проблематика:
- чинопочитание;
- взяточничество;
- морально-нравственная проблематика.
Анализ пьесы
Тема - чиновничество как воплощение лицемерия, двуличности, пошлости, зависти, взяточничества, невежества.
Идея - чиновники и известные деятели большей частью ведут себя неподобающе (например, берут взятки) и лишь с приездом высокопоставленного лица начинают прикрывать свои грешки. Главная идея "Ревизора" - мысль о неизбежном духовном возмездии, которого должен ожидать каждый человек. Как основную мысль можно взять цитату: "На зеркало неча пенять, коли рожа крива".
В пьесе Гоголь нарисовал страшную картину: большинством людей в жизни руководит материальная выгода. Люди утратили представление о подлинном смысле жизни. Можно грешить, надо лишь исправно, подобно городничему, посещать церковь. Чиновники всячески пытаются прикрыть свои действия. Так, Ляпкин-Тяпкин берёт взятки борзыми щенками и говорит, что «это совсем иное дело». В больницах люди «выздоравливают как мухи» и т.д.
Истинные человеческие ценности заменяются представлениями о чине. Так, смотритель училищ Хлопов говорит, что у него «и души нет, и язык как в грязь завязнул», если он разговаривает с кем-нибудь чином выше. Благоговейный страх перед «чином» заставляет чиновников поверить во все то вранье, что им преподносит Хлестаков.
В комедии показана жизнь всей России. Мир, нарисованный Гоголем, отражает всю Россию: суд, народное образование, больницы, почта, полиция.
Даны 2 конфликта: внешний (между Хлестаковым и чиновниками) и внутренний (между бюрократической верхушкой и народом). Этот глубинный конфликт определяет основное содержание пьесы.
Н.В. Гоголь, «Шинель» (1842 г.)
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- Акакий Акакиевич Башмачкин;
- значительное лицо.
Тема:
- маленький человек.
Проблематика:
- унижение маленького человека;
- бездуховность бюрократической системы по отношению к маленькому человеку.
Анализ произведения
Бедный чиновник Акакий Акакиевич Башмачкин выступает как олицетворение бедных обездоленных людей. Его жизнь раскрывается в повести как суровая зависимость от общих условий жизни. А.А.Б. занимает малозначительное место в обществе, поставлен в условия прозябания и нищеты.Духовная жизнь чиновника до крайности бедна и замыкается в пределах одного департамента. Этот маленький человек живет в атмосфере вечной борьбы за свое существование. Именнопоэтому покупка новой шинели воспринимается как событие исторической важности. Сам Башмачкин не видит ничего странного в своём существовании, безропотно перенося все унижения. Трагизм положенияАкакия Акакиевича заключается в том, что он лишен прав на человеческую жизнь.
Общество унижает в нём человеческое «я», но после того как у него пропала шинель, события в повести принимают иной характер. Маленький человек впервые решается заявить о себе и отправляется с жалобой к значительному лицу с целью найти правду, поймать и наказать виновного. И здесь этот маленький человек сталкивается с бездушием, бюрократизмом чиновничьего аппарата, да и всей системы в целом, в которой ему не находится места, поэтому он не выдерживает и погибает.
Чтобы подчеркнуть драматизм повествования, Гоголь вводит в повесть фантастику, которая помогает понять идейный замысел. В финале произведения происходит встреча мертвеца Акакия Акакиевича Башмачкина со значительным лицом, и маленький человек вершит суд над ним. Таким образом, в конце повести возникает мотив возмездия, но оно выражается в фантастической форме, ибо протест, на который оказывается способным мертвец, в жизни реального героя Башмачкина отсутствует.
Краткий анализ произведения
Главные герои:
- Иван Васильевич;
- полковник Пётр Владиславович Б. (отец Вареньки).
Проблематика
- идея социального неравенства;
- благополучие одних (богатых) основывается на угнетении других (бедных).
Анализ
Толстой, являясь носителем гуманистической идеи, не только разоблачает жестокость полковника, но и показывает уродливость социальных условий, искажающих понятия долга, гуманности.
Толстой ведёт нас к мысли, что веселье, благополучие, праздная жизнь одних людей зиждутся на бесправии, угнетении, попрании человеческого достоинства других.
Юноша из богатой семьи, горячий, впечатлительный, даже восторженный, он, впервые в жизни столкнувшись со страшной несправедливостью, резко изменил свой жизненный путь, отказался от всякой карьеры и посвятил свои силы тому, чтобы помогать другим людям.
Почему И.В. отказался от государственной службы? Прав ли он был?
Для него служба ассоциировалась с источником несправедливости. Он чувствовал бы себя без вины постоянно виноватым.
Если не можешь ничего изменить, то хотя бы не участвуй в творении зла. Вне государственной службы герой ещё и принес обществу пользу: "мы знаем, как вы никуда не годились. Скажите лучше: сколько бы людей никуда не годились, кабы вас не было". То есть главный герой осознаёт свою личную моральную ответственность за всё происходящее.
Звучит мысль автора о моральной ответственности человека за всё происходящее.
Почему потерпела крушение любовь И.В. к Вареньке?
Человек не должен быть равнодушен к жизни близких и "дальних" своих. Он должен чувствовать личную ответственность за всё, что совершается в мире. И с Варенькой он расстался, так как не мог жить и любить по-прежнему (слишком велико было эмоциональное потрясение).
Краткий анализ произведения
Герои:
- 2 друга-однокашника: Порфирий и Михаил.
Проблематика рассказа:
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления;
- отречение от собственного достоинства.
Анализ
Автор высмеивает людей, пресмыкающихся перед должностью. Главный объект осмеяния – маленький чиновник, раболепствующий, когда никто его к этому не вынуждает. Трагизм заключается в потере такими людьми своего «я», утрате чувства личности.
Развитие действия включает и первую искреннюю радость узнавания, и общие воспоминания о детстве, и расспросы о жизни. Кульминацией произведения является момент, когда «тонкий» узнает, что «толстый» имеет чин тайного советника. В развязке резко меняется поведение «тонкого» и его семьи. «Тонкий» начинает подобострастничать перед «Толстым»: обращение на «ты» сменяется «вашим превосходительством», в речи Порфирия появляется высокий стиль («милостивое внимание»). Особый приём писателя – незаконченные предложения - словно позволяет услышать, как прерывается дыхание «тонкого» от почтительности. «Толстого» ситуация раздражает, и он спешит расстаться с семейством «тонкого».
В повествовании отсутствует описание внешности героев, однако с помощью выразительных штрихов Чехов создал яркие образы, показав место каждого персонажа в жизни. Автор подчёркивает социальное различие приятелей детства с помощью запахов: от «толстого», пообедавшего в ресторане вокзала, пахло «хересом и флёр-д'оранжем», от «тонкого» — «ветчиной и кофейной гущей».
Во второй части рассказа внутренний конфликт усиливается. Писатель раскрывает его через противопоставление мимики героев - «толстый» «поморщился», в то время как «тонкий побледнел, окаменел», «съёжился, сгорбился, сузился». У «толстого» остаётся прежнее обращение к Порфирию на «ты», а у «тонкого» появляется «вы» - «Что вы-с…».
Введение второстепенных персонажей жены и сына «тонкого» помогает автору в полной мере раскрыть особенности характера Порфирия.
На протяжении рассказа меняется речь героев: в начале повествования автор вкладывает в уста героев разговорную лексику («голубчик», «батюшки»), которая сменяется во второй части на официально-деловое обращение.
Как врач, как писатель, как человек, Чехов вскрывает в своём произведении духовные болезни общества, призывая «по капле выдавливать из себя раба».
Краткий анализ произведения
Герои:
- полицейский надзиратель Очумелов;
- собачка брата генерала Жигалова.
Проблематика:
- зависимость людей от занимаемого социального статуса и связанных с ним стереотипов мышления.
Анализ
Главный герой, полицейский надзиратель Очумелов – образ собирательный, описывающий невероятное количество представителей рода человеческого. Кто они? Хамелеоны. Им нет дела до истины, не нужна справедливость, не известно, что такое совесть. Главная цель – выжить и, желательно, с максимальным комфортом, в тени сильных мира сего.
Ситуация с собакой, судьба которой зависит от того, кто её хозяин, весьма показательна и характерна для любого общества. Понятие «хамелеонство» стало использоваться повсеместно для определения людей беспринципных и меняющих мнение в зависимости от ситуации.
К сожалению, современное общество также продолжает производить Очумеловых. Рабская психология, а именно её высмеивает Чехов в своём юмористическом рассказе, всегда была выгодна «власть предержащим».
Краткий анализ произведения
Герои:
- Иван Дмитриевич Червяков;
- жена Червякова;
- генерал Бризжалов.
Основная тема – тема маленького человека.
Проблемы:
- подавление человеческой личности;
- отречение от человеческого достоинства.
Анализ
В данном произведении Чехов поднимает тему «маленького» человека». В своём творчестве Чехов пытается протестовать против подавления человеческой личности. В рассказе представлен мелкий чиновник, который без особых причин находится в постоянном замешательстве.
Маленький человек в этом рассказе и комический, и жалкий. Смех вызывает нелепая настойчивость Червякова, а жалость порождает его рьяное унижение себя. В который раз, извиняясь перед генералом, чиновник отрекся от своего человеческого достоинства.
В начале рассказа автор сопоставляет две стороны: мелкого чиновника и генерала. Из-за того, что генерал крикнул на посетителя, Червяков умирает – вроде бы привычная схема сюжета. Но в рассказе генерал не представляется законченным злодеем: он крикнул на подчиненного только тогда, когда последний довел его до агрессии.
Но умер Червяков вовсе не от испуга, а от того, что святые для него принципы (чинопочитание, привычка к тому, что начальник обязан подавлять подчинённого) нарушил человек высокого чина.
Краткий анализ художественных произведений
1. Пушкин А.С., «Капитанская дочка»
2. Пушкин А.С., «Выстрел»
3. Пушкин А.С., «Станционный смотритель»
4. Лермонтов М.Ю., «Мцыри»
5. Лермонтов М.Ю., «Кавказский пленник»
6. Гоголь Н.В., «Ревизор»
7. Гоголь Н.В., «Шинель»
8. Толстой Л.Н., «После бала»
9. Чехов А.П., «Толстый и тонкий»
10. Чехов А.П., «Хамелеон»
11. Чехов А.П., «Смерть чиновника»