V. Составление и запись предложений.

– Составьте из слов предложения.

в, журчат, лесу, ручейки

у, Ромы, Мурка, кошка

ёжик, на, вышел, тропку

в, птенцы, гнезде, пищат

– Начертите схемы предложений.

Запись:

В лесу журчат ручейки. У Ромы кошка Мурка. Ёжик вышел на тропку. Птенцы пищат в гнезде.

VI. Игры со словами.

– Прочитайте слова на доске.

– Впишите подходящие слова в клеточки кроссворда.

VII. Итог урока.

Урок 112

Правописание жи – ши

Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое и творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

· Мы проворные сестрицы –

Быстро бегать мастерицы.

В дождь лежим,

В снег – бежим,

Уж такой у нас режим.

О. Высотская

Отгадка: лыжи.

– Какое правило необходимо вспомнить при письме слова «лыжи»?

– Как надо писать сочетания жи–ши?

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова с сочетаниями жи–ши. III. Чистописание.

– Запишите в тетрадь.

шина

ужи

Подготовка руки к письму.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа со словами.

– «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь.

Запись: лужи, ножи, чижи, лыжи, лежи, жили.

Запись: дыши, мыши, суши, туши, шире, шило.

– Подчеркните сочетания жи–ши.

2. Самодиктант.

· Кот живет у нас на крыше,

А в чулане живут… (мыши).

· Не поедет без бензина

Ни автобус, ни... (машина).

· По полям бегут ручьи,

На дорогах... (лужи).

· Скоро выйдут муравьи

После зимней… (стужи).

· Если с крыши потекло

И сугробы ниже –

Значит, солнце припекло,

Убирайте... (лыжи).

С. Маршак

· Белые горошки

На зеленой ножке.

(Ландыши.)

· Покружилась в воздухе

Звездочка немножко,

Села и растаяла

На моей ладошке.

(Снежинка.)

3. Работа над предложением.

– Прочитайте текст.

– Сколько здесь предложений?

– Запишите первое предложение.

У Миши были сани.

Маша и Петя сели на сани.

Вези сани, Миша.

А у Миши силы нету.

(Л. Толстой.)

– Составьте схему первого предложения.

V. Игры со словами.

1. «Допиши слова».

уши малыши

ужи стрижи

чижи моржи

ежи крыши

мыши камыши

ерши

2. Ребусы.

– Прочитайте ребусы и запишите отгаданные слова.

3. Задание на внимание.

– Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и запомните слова с сочетаниями жи–ши.

· Что такое вышина?

Тучи, ветер, тишина.

А за тучами гуляют

Солнце, звезды и луна.

VI. Итог урока.

Урок 113

Составление текста диктанта с жи – ши*
(см. Примечание)

Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями жи –ши под диктовку; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое и творческое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Прочитайте слова на доске.

Живет, лыжи, шина, малыши.

– Какая орфограмма спрятана в этих словах?

– Дайте характеристику звукам [ж], [ш].

– Сегодня на уроке мы закрепляем навыки правописания сочетаний жи – ши.

III. Чистописание.

– Сравните буквы: ж, Ж.

– Из каких элементов они состоят?

– Чем они похожи? Чем отличаются?

– Сравните буквы: ш, Ш.

– Выполните письмо по образцу:

Подготовка руки к письму.

IV. Работа по теме урока.

1. Запись слов в 2 столбика.

Учитель читает слова.

Кружится, тушит, бежит, сушит, служит, дышит, сторожит, вышивает.

– Запишите слова в два столбика: жи и ши.

– На какие вопросы отвечают слова? Что они обозначают?

– Поставьте ударение, подчеркните гласные буквы.

2. Работа со словами.

Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть односложные слова.

У Маш.. ж..л рыж..й кот.

Хвост пуш..стый, ж..вот беленький.

– Составьте схему первого предложения.

3. Запись слов по образцу.

– Запишите слова во множественном числе.

камыш – камыши

ландыш – ...

карандаш – ...

шалаш – ...

– Поставьте ударение, разделите слова на слоги.

V. Составление текста диктанта с жи – ши.

На доске записаны слова.

Животные, лужи, жираф, ландыш, шишки, камыш, ужи, стрижи.

– Составьте и запишите текст с данными словами.

Животные жили в лесу. У лужи росли ландыши. Ужи уползли в камыши. Стрижи летят высоко.

– Подчеркните сочетания жи – ши.

VI. Игры со словами.

Игра «Буквы упали и слова образовали».

– Прочитайте предложения на доске.

– Прочитайте «спрятанные» слова и запишите их в тетрадь.

Игра «Спускаемся по ступенькам».

– Прочитайте слова, спускаясь по ступенькам.

    на       друг
  ши на     дру жи
ма ши на     дру жим
        друж ны е
                   

VII. Итог урока.

Урок 114

Правописание ча – ща

Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями ча – ща; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Сообщение темы урока.

– Отгадайте загадку:

· Не сердятся, а усами ворочают,

Не молчат, а слова не скажут,

Идут, а с места не сдвинутся.

(Часы.)

– Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слово «часы»?

– Сегодня на уроке вспомним всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’], которые мечтают стать «потверже» и поэтому всегда предпочитают букве «я» букву «а».

III. Чистописание.

– Рассмотрите буквы Ч – Щ.

– Из каких элементов они состоят?

– Назовите общие элементы.

– Запишите буквы парами:

Подготовка руки к письму.

IV. Работа по теме урока.

1. Работа со словами.

– Составьте и запишите слова, используя следующие слоги:

– Подчеркните сочетания ча – ща.

Игра «Лото».

У учеников карточки со словами. Учитель показывает картинку, прикрепляет ее к доске.

Учащиеся, у которых написано слово, соответствующее изображению на этой картинке, выходят к доске, прикрепляют карточку рядом с картинкой.

После окончания игры дети по выбору записывают 2–3 слова.

2. Работа над предложением.

– Запишите ответы на вопросы, используя слова второго столбика.

– Составьте схему последнего предложения.

Рысь скрылась в чаще леса.

– Какое слово-помощник используется?

Наши рекомендации