V. Составление и запись предложений.
– Составьте из слов предложения.
в, журчат, лесу, ручейки
у, Ромы, Мурка, кошка
ёжик, на, вышел, тропку
в, птенцы, гнезде, пищат
– Начертите схемы предложений.
Запись:
В лесу журчат ручейки. У Ромы кошка Мурка. Ёжик вышел на тропку. Птенцы пищат в гнезде. |
VI. Игры со словами.
– Прочитайте слова на доске.
– Впишите подходящие слова в клеточки кроссворда.
VII. Итог урока.
Урок 112
Правописание жи – ши
Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями жи – ши; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое и творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
· Мы проворные сестрицы –
Быстро бегать мастерицы.
В дождь лежим,
В снег – бежим,
Уж такой у нас режим.
О. Высотская
Отгадка: лыжи.
– Какое правило необходимо вспомнить при письме слова «лыжи»?
– Как надо писать сочетания жи–ши?
– Сегодня на уроке будем учиться писать слова с сочетаниями жи–ши. III. Чистописание.
– Запишите в тетрадь.
шина
ужи
Подготовка руки к письму.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со словами.
– «Соберите» слова из слогов и запишите их в тетрадь.
Запись: лужи, ножи, чижи, лыжи, лежи, жили.
Запись: дыши, мыши, суши, туши, шире, шило.
– Подчеркните сочетания жи–ши.
2. Самодиктант.
· Кот живет у нас на крыше,
А в чулане живут… (мыши).
· Не поедет без бензина
Ни автобус, ни... (машина).
· По полям бегут ручьи,
На дорогах... (лужи).
· Скоро выйдут муравьи
После зимней… (стужи).
· Если с крыши потекло
И сугробы ниже –
Значит, солнце припекло,
Убирайте... (лыжи).
С. Маршак
· Белые горошки
На зеленой ножке.
(Ландыши.)
· Покружилась в воздухе
Звездочка немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка.)
3. Работа над предложением.
– Прочитайте текст.
– Сколько здесь предложений?
– Запишите первое предложение.
У Миши были сани.
Маша и Петя сели на сани.
Вези сани, Миша.
А у Миши силы нету.
(Л. Толстой.)
– Составьте схему первого предложения.
V. Игры со словами.
1. «Допиши слова».
уши малыши
ужи стрижи
чижи моржи
ежи крыши
мыши камыши
ерши
2. Ребусы.
– Прочитайте ребусы и запишите отгаданные слова.
3. Задание на внимание.
– Прочитайте отрывок из стихотворения Ю. Мориц и запомните слова с сочетаниями жи–ши.
· Что такое вышина?
Тучи, ветер, тишина.
А за тучами гуляют
Солнце, звезды и луна.
VI. Итог урока.
Урок 113
Составление текста диктанта с жи – ши*
(см. Примечание)
Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями жи –ши под диктовку; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое и творческое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Прочитайте слова на доске.
Живет, лыжи, шина, малыши.
– Какая орфограмма спрятана в этих словах?
– Дайте характеристику звукам [ж], [ш].
– Сегодня на уроке мы закрепляем навыки правописания сочетаний жи – ши.
III. Чистописание.
– Сравните буквы: ж, Ж.
– Из каких элементов они состоят?
– Чем они похожи? Чем отличаются?
– Сравните буквы: ш, Ш.
– Выполните письмо по образцу:
Подготовка руки к письму.
IV. Работа по теме урока.
1. Запись слов в 2 столбика.
Учитель читает слова.
Кружится, тушит, бежит, сушит, служит, дышит, сторожит, вышивает.
– Запишите слова в два столбика: жи и ши.
– На какие вопросы отвечают слова? Что они обозначают?
– Поставьте ударение, подчеркните гласные буквы.
2. Работа со словами.
Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть односложные слова.
У Маш.. ж..л рыж..й кот.
Хвост пуш..стый, ж..вот беленький.
– Составьте схему первого предложения.
3. Запись слов по образцу.
– Запишите слова во множественном числе.
камыш – камыши
ландыш – ...
карандаш – ...
шалаш – ...
– Поставьте ударение, разделите слова на слоги.
V. Составление текста диктанта с жи – ши.
На доске записаны слова.
Животные, лужи, жираф, ландыш, шишки, камыш, ужи, стрижи.
– Составьте и запишите текст с данными словами.
Животные жили в лесу. У лужи росли ландыши. Ужи уползли в камыши. Стрижи летят высоко.
– Подчеркните сочетания жи – ши.
VI. Игры со словами.
Игра «Буквы упали и слова образовали».
– Прочитайте предложения на доске.
– Прочитайте «спрятанные» слова и запишите их в тетрадь.
Игра «Спускаемся по ступенькам».
– Прочитайте слова, спускаясь по ступенькам.
на | друг | ||||||||
ши | на | дру | жи | ||||||
ма | ши | на | дру | жим | |||||
друж | ны | е | |||||||
VII. Итог урока.
Урок 114
Правописание ча – ща
Цели:продолжить формирование навыков письма слов с сочетаниями ча – ща; вырабатывать навыки грамотного письма; совершенствовать умение перекодировать звукофонемную форму слова в буквенную и наоборот; продолжить формирование умений оформлять предложения на письме, анализировать их и составлять схему; закреплять графические навыки письма изученных букв и гигиенические навыки при письме; развивать внимание, речевые умения, логическое мышление.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
– Отгадайте загадку:
· Не сердятся, а усами ворочают,
Не молчат, а слова не скажут,
Идут, а с места не сдвинутся.
(Часы.)
– Какое правило необходимо вспомнить, чтобы правильно записать слово «часы»?
– Сегодня на уроке вспомним всегда мягкие звуки [ч’] и [щ’], которые мечтают стать «потверже» и поэтому всегда предпочитают букве «я» букву «а».
III. Чистописание.
– Рассмотрите буквы Ч – Щ.
– Из каких элементов они состоят?
– Назовите общие элементы.
– Запишите буквы парами:
Подготовка руки к письму.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа со словами.
– Составьте и запишите слова, используя следующие слоги:
– Подчеркните сочетания ча – ща.
Игра «Лото».
У учеников карточки со словами. Учитель показывает картинку, прикрепляет ее к доске.
Учащиеся, у которых написано слово, соответствующее изображению на этой картинке, выходят к доске, прикрепляют карточку рядом с картинкой.
После окончания игры дети по выбору записывают 2–3 слова.
2. Работа над предложением.
– Запишите ответы на вопросы, используя слова второго столбика.
– Составьте схему последнего предложения.
Рысь скрылась в чаще леса.
– Какое слово-помощник используется?