VIII. Письмо слов и предложений.
– Сколько слогов в слове «Рома»?
– Какой слог ударный?
– Проанализируйте виды соединений букв в слове и выполните письмо по образцу.
– Прочитайте предложение.
– Сколько слов в этом предложении?
– Как пишутся слова в предложении?
– С какой буквы пишут первое слово в предложении?
– Какой знак надо ставить в конце предложения?
– Запишите схему этого предложения.
– Есть ли в этом предложении слова-помощники?
– Проанализируйте первое слово в предложении. Сколько в нем слогов? Какой слог ударный? Какие виды соединений букв используются в этом слове?
Аналогично учащиеся анализируют второе и третье слова в предложении, а затем выполняют письмо по образцу.
IX. Выполнение логического задания с буквами.
– Какие буквы записал Почемучка?
– Сравните буквы э – Р. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме элемент (но различный по размеру) – полоска в форме полуовала.)
– Сравните буквы Э – Р. Чем они похожи? Чем отличаются? (В этих буквах есть одинаковый по форме (но различный по размеру) элемент – полоска в форме полуовала.)
– Возможно ли заглавную букву «Р» переконструировать в строчную букву «э»? Или в заглавную букву «Э»?
– Переконструируйте заглавную букву «Р» в заглавную букву «Л»; в заглавную «А»; в заглавную «М».
Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.
X. Рисование узора-бордюра.
Учащиеся выполняют узор.
– Какие элементы письменных букв «спрятаны» в этом узоре? (Полоска в форме полуовала, полоска в форме прямой линии.)
– Назовите предметы из узора, в названии которых есть звук [р], [р’]. (Грибы, ромашка, рисунок.)
XI. Итог урока.
Урок 43
Письмо строчной буквы «й»
Цели: сформировать в памяти учащихся четко дифференцированный зрительно-двигательный образ строчной буквы «й»; продолжить формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный слог в слове; совершенствовать умения выполнять виды соединений букв в слове (верхнего, среднеплавного, нижнего); закреплять умение анализировать предложение и составлять схему предложений; упражнять учащихся в выполнении основных мыслительных операций (анализ – синтез, сравнение, группировка, обобщение и др.) в процессе практического конструирования буквы из элементов-шаблонов и при решении логических заданий с буквами.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы урока.
Учитель читает стихотворение:
· Летает над калиткой
Птица,
Но на калитку
Не садится.
Е. Тарлапан
– На что еще похожа буква й?
– Как вскрикивают от испуга? (Ой!)
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами строчную букву «й», которая обозначает мягкий согласный звук [й’].
III. Повторение звука [й’], изученного на уроке чтения.
– Придумайте слова со звуком [й’] в начале слова. (Йод, йога, йогурт.)
– Придумайте слова со звуком [й’] в середине слова. (Майка, чайка, зайка.)
– Придумайте слова со звуком [й’] в конце слова. (Май, чай, каравай, трамвай, сарай.)
– Хлопните один раз в ладоши, если услышите звук [й’] в словах: (лиса, лайка, игрок, соловей, малина, змей, имя, чай, клей, карандаш.)
– Дайте характеристику звуку [й’]. (Согласный мягкий звук.)
IV. Формирование зрительного образа строчной буквы «й» в памяти учащихся.
Учитель демонстрирует таблицу четырех форм буквы «й»: малой и большой печатных, строчной и заглавной письменных.
– Сравните малую печатную и строчную письменную буквы «й».
– Чем они похожи? Чем отличаются?
Далее учитель на магнитной доске конструирует строчную букву «й».
– Назовите элементы, из которых состоит строчная буква «й». (Две полоски в форме прямой линии с закруглением с одной стороны; полоска в форме плавной линии.)
– Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «й».
– Выполните конструирование строчной буквы «й» у себя на столе.
В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 1 (или № 2), № 3 и № 12, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны № 6, № 7, № 38 для дифференцирования размера и формы элементов.
– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 2, с. 32.)